Теоретический вклад в кооперативную теорию российских экономистов Туган-Барановского, Чаянова

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919). Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журн. "Вестник кооперации", которым руководил с 1909.

Привлекло его внимание, было быстро развивающееся во всем мире, в том числе и в России, кооперативное движение. Посвятив не один год изучению кооперации — итогом стала знаменитая фундаментальная работа «Социальные основы кооперации»,— Туган-Барановский пришел к выводу, что за определенными ее формами большое будущее. Кооперация давала свободный выход творческой энергии ее участников, не сковывала личность, побуждала развивать более чем среднюю предприимчивость, изобретательность. Кооперативные предприятия в условиях нового строя могли бы, получая от государства на определенных условиях средства производства, обеспечивать более эффективное, чем на государственных предприятиях, их использование. Широкое развитие добровольной кооперации, раскрепощающей инициативу, творчество, стало бы одним из ограничителей нейтралистской принудительной доминанты, обеспечило бы более эффективный мотивационный механизм.

Александра Васильевича Чаянова (1888—1937) по праву называют энциклопедически образованным, необычайно разносторонним, глубоким и смелым, талантливейшим экономистом. Он был не только выдающимся ученым, но и поэтом, фантастом, историком, краеведом. Учение Чаянова — его концепция семейно-трудового хозяйства, теория сельскохозяйственной кооперации, методология исследования аграрных отношений — не потеряло своей актуальности и сегодня. Сквозная, ведущая тема в работах Чаянова — исследование условий развития деревни на переломных рубежах (в период столыпинской реформы, первой мировой войны, «военного коммунизма», нэпа, «великого перелома»).

Изучив опыт кооперативного движения в Западной Европе, он стал одним из авторитетнейших ученых в области сельскохозяйственной кооперация и организации сельского хозяйства, разрабатывал идеологию, методы определения доходности крестьянского хозяйства, его отдельных отраслей. Но прежде всего это был крупный ученый-аграрник, видевший в кооперации конкретную форму реализации общечеловеческой идеи взаимопомощи, необходимой при любом общественном строе.

В 1919 вышел в свет один.из главных научных трудов Чаянова "Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" (М.), где он писал: "...не разрушая тех сторон хозяйства, где мелкое семейное производство было технически удобнее крупного,...выделить и организовать в крупнейшие кооперативные предприятия те отрасли, в которых это укрупнение давало заметный положительный эффект", чтобы в итоге организовать все отрасли и работы крестьянского хозяйства "в той степени крупности и на тех социальных основах, которые наиболее к нему подходили". Этот процесс Чаянов назвал "кооперативной коллективизацией" (с. 15-16, 21, 301 и др.). Он отрицал "коммуникацию производства" в с/ х, указывая на такие труднейшие проблемы, как "стимуляция работы", "организация труда" и "хозяйствующая воля", т.е. управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: