Кооперативное движение в условиях индустриального и постиндустриального развития общества

Характерной особенностью этого периода было медленное развитие п/к. Это развитие шло неравномерно, первые кооперативы существовали очень недолго, т.к. рабочие и крестьяне не принимали широкого участия в к/д так как не были свободны:

- крепостнические отношения еще долго сохранялись и после отмены крепостного права;

- заводские п/о часто были зависимыми, а независимые существовали недолго.

В период домонополистического развития капитализма преобладала свободная конкуренция и к/д развивалось стихийно, шла проверка различных форм и методов хозяйственной деятельности. В конце 19 в. расширялась социальная база к/д – рабочий класс. Его численность увеличивалась по мере роста промышленного производства. В этот период п/к организовывали служащие, чиновники, младший состав армии и полиции. Такие кооперативы были как правило закрытыми, разрешалось вносить неограниченное число паев, был высокий процент на паевой капитал, устанавливали недоступные для рабочих вступительный и паевой взносы. В кооперативах царил дух погони за дивидентами. В 60 – 90 гг. 19 века капиталисты стали выступать инициаторами создания на своих фабриках и заводах п/о, давали льготные кредиты, выделяли помещения, назначали своих управляющих. Сложились два способа управления кооперативом: английский и немецкий. В английском было общее собрание и правление, а в немецком избирался еще наблюдательный совет (ревизионная комиссия), который контролировал работу правления и проверял отчеты и сметы расходов. Кроме того немецкие кооператоры создавали на областном уровне ревизионные союзы, которые проверяли отчетность обществ, входящих в союз, помогали им инструкциями и советами. К концу первого этапа к/д оставалось незначительным – 1889г. -1млн.54тыс. п/к Англии, 250 тыс. – Франция и 6 тыс. – Россия. В первые два десятилетия 20 века п/к в еще больших масштабах вели компанию по кооперированию трудящихся и вкладывали все больше средств в развитие оптовой торговли, производство продуктов питания, строительство жилых домов. В начале второго этапа конкуренция между кооперативами и частными хозяйственными предприятиями обострилась, кооперация столкнулась с новым противником – крупным торговым капиталом, который строил крупные механизированные оптовые склады, универсальные магазины, создавал фирмы, объединяющие сотни различных предприятий в одном или нескольких городах. Крупная капиталистическая оптовая и розничная торговля опиралась на поддержку финансового и промышленного капитала и была конкурентоспособней мелкого лавочника – традиционного противника кооперации. Обострение экономической борьбы с монополистическим капиталом ускорило процесс концентрации кооперативной хозяйственной деятельности и структурные изменения в кооперативном движении. Процесс укрупнения сопровождался концентрацией хозяйственной деятельности (крупнейшая в мире кооперативная чаеразвесочная фабрика в Лондоне, крупнейшая в Европе кооперативная обувная фабрика в Лейстере). В 1910г. п/к Шотландии продавала в своих магазинах 1/3 товаров собственного производства.

В целях укрепления кооперативного движения надо было совершенствовать организационную структуру кооперативов и их союзов. В кооперативном союзе Англии был создан Парламентский комитет, который разрабатывал предложения по улучшению кооперативного законодательства и налогообложения. Во втором этапе под влиянием роста монополий в сельскохозяйственном машиностроении, дешевых с/х продуктов из США и Канады ускорилось развитие с/х, сбыто-снабженческой кооперации. Война ускорила процесс укрупнения кооперативного движения и централизацию управления кооперацией. Вторая мировая война нанесла огромный ущерб кооперативному движению, была разрушена материально-техническая база кооперации, она лишилась многих тысяч специалистов. Монополии кап. стран заинтересованы в крупных регулярных поставках стандартизованной с/х продукции для переработки на своих заводах. Они также заинтересованы в централизованном и гарантированном сбыте своих удобрений, с/х машин. Деятельность кооперативов приводит к расширению рынка и росту спроса на различную продукцию, которую производят национальные и транснациональные корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: