Конец 19 века в России ознаменовался экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышленности, быстро развивалось железнодорожное строительство, банковское дело, торговля.
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде одновременно проходили: торгово-промышленная выставка и Всероссийский торгово-промышленный съезд. Там же в августе 1896 года состоялось совещание кооператоров от 28 потребительских обществ. Оно одобрило проект Нормального устава потребительских обществ. 13 мая 1897 года Нормальный устав был утвержден Министерством внутренних дел России. Таким образом, была создана юридическая предпосылка для развития кооперации и создания Центрального союза России. Право утверждения кооперативных уставов было передано из ведения Министерства внутренних дел в Петербурге губернатору каждой губернии. Новый порядок утверждения уставов упростил и ускорил регистрацию потребительских обществ в регионах.
В 1898 г. был организован первый Центральный союз, названный Московским союзом потребительских обществ (МСПО).
Утверждение Нормального устава и создание МСПО способствовали росту потребительских обществ и потребительских союзов, укреплению единой системы потребительской кооперации России.
Условия для развития потребительской кооперации в этот период изменились.
С 1905 г. капиталистические отношения в России усилились. Коммерческие предприятия стали укрупняться как в сфере производства, так и в сфере торговли, в том числе в розничной торговле.
Чтобы быть конкурентоспособными с коммерческими торговыми предприятиями, потребительские общества также начали укрупняться: несколько потребительских обществ объединяли свое имущество и пайщиков и создавали одно крупное потребительское общество.
Вновь образуемые потребительские общества представляли собой крупные предприятия. Например, в г. Москве было создано всесословное кооперативное общество потребителей под названием «Кооперация», которое объединяло 90 тыс. членов. Крупные потребительские общества создавались в России повсеместно.
Рост численности бедного населения, искавшего защиту от эксплуатации в сфере торговли, способствовал увеличению потребительских обществ.
На 1 января 1917 г. насчитывалось уже 23 500 потребительских обществ, т. е. за 12 лет их число увеличилось почти в 25 раз. Численность членов-пайщиков к этому времени достигла 6 млн 800 тыс. человек.
В условиях возрастающей конкуренции потребительские общества укрупнялись и объединялись в потребительские союзы.
Важное значение для развития кооперативов имело создание в 1912 г. кооперативного Московского банка (МКБ), который осуществлял кредитование кооперативов на выгодных условиях.
В этот период организации потребительской кооперации развивали розничную торговлю и другие отрасли, создавая многоотраслевое хозяйство.
Развитие потребительской кооперации с февраля по октябрь 1917 г. происходило в обстановке все более обостряющегося продовольственного кризиса и расстройства хозяйственной жизни страны вследствие политической нестабильности и антинародной политики правительства. Приток пайщиков в потребительскую кооперацию увеличился.
Таким образом, потребительская кооперация в дореволюционной России выполняла социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей своих пайщиков и обслуживаемого населения.
Расширился крут деятелей, энтузиастов кооперации подготовленных экономически и юридически, членов правления потребительского общества «Взаимная польза», привела к созданию центрального союза - Московского союза потребительских обществ (МСПО).