Собака излишне агрессивна к посторонним

Агрессивность собак к человеку, как известно, имеет прикладное значение и относится к положи­тельным качествам служебных собак. Однако она Должна быть привязана к определенному месту и вре­мени и строго контролироваться вожатым или хозяи­ном. Плохо воспитанная, или не дрессированная соба­ка, или собака специально подготовленная, но находя-

щаяся в руках безответственных, может представлять опасность для окружающих.

Несмотря на то, что агрессию, не связанную с не* сением какой-либо службы или проявляющуюся без специальной команды, называют спонтанной или не спровоцированной, она имеет свои причины. Первой и, пожалуй, основной из них является скрытая или яв­ная агрессивность владельца собаки, о чем уже упо­миналось выше. Владельца агрессивно ведущей себя собаки также можно обвинить в том, что он плохо вос­питал и выдрессировал свою собаку. К биологическим причинам, на которых основывается собачья нена­висть, можно отнести территориальное поведение, оборонительное поведение (защита себя и защита группы), часто связанное с его провоцированием со стороны жертвы. Агрессивному поведению собак спо­собствует ее инструментализация в результате созна­тельного или бессознательно поощрения со стороны, владельца, недостаточная социализация собаки и об­ладание собакой высокого иерархического ранга.

Как мы уже говорили, субдоминантные члены стаи должны слушаться лидера. Так что если ваша собака, пусть и обладающая социальной ролью защитника стаи, сама решает, кого и когда атаковать, ваши права лидера ставятся под сомнение. Поэтому, если вас тревожит по­вышенная агрессивность вашей собаки, оптимизируйте свои иерархические взаимоотношения. И еще раз от-дрессируйте свою собаку. Повысив управляемость со­баки, вы легко остановите назревающий конфликт.

Если вы хотите иметь собаку, способную реально защитить вас и вашу собственность, а такие собаки обязательно социально опасны, используйте Метод 2 (устранение возможности совершения нежелательно­го поведения). То есть гуляйте с собакой на поводке и в наморднике. Таким образом, и овцы будут цель

и волки сыты. Перед приходом гостей (загодя!) запри­те собаку в другой комнате, в клетке или вольере, в за­висимости от ситуации.

Если вас, как и меня утомляет прогулка с "вечно-на-всех-бросающейся-собакой", социализируйте ее. Несмотря на то, что критический период социализа­ции, обеспечивающий спокойное (не трусливое и не агрессивное) отношение к посторонним, приходится на возраст 9-14 недель, можно попробовать это сде­лать и с более взрослой собакой. Просите знакомых и незнакомых подкармливать вашу собаку, говорить ей ласковости и оглаживать. Для этого вам придется самому носить лакомство и раздавать его в нужных случаях. Если собака может укусить, наденьте на нее намордник. В случае агрессивного поведения в отно­шении детей это сделать просто необходимо.

Если ваша собака выращивалась изолированно, на­пример, вы вырастили ее на приусадебном участке, а потом переехали в город, гуляйте с ней как можно больше в местах большого скопления людей. Например,. в парке. Сначала в отдалении, просто гуляя или занима­ясь с собакой каким-либо делом, потом все ближе и бли­же к людям. При этом соблюдайте технику безопаснос­ти: собака должна быть на поводке и в наморднике. Использовать Метод 7 (ориентировочное торможе­ние) для коррекции агрессивного поведения рекоменду­ют многие дрессировщики. Для этого вам придется най­ти нужные вид и силу звука, способные вызвать у вашей собаки, как минимум, удивление. Но ориентировочное торможение эффективно только в самом начале разви­тия конфликта. Не пропустите этого момента, иначе ва­ши воздействия усилят агрессивную реакцию собаки.

Выработка несовместимого поведения (Метод 8) Достаточно эффективный метод и может быть реали­зован в двух вариантах. По первому из них вы обучае-

те собаку носить на улице какой-нибудь аппортиро-вочный предмет (игрушку, палочку и т.п.), тем самым занимая пасть безопасной для окружающих деятель­ностью. Кстати, это поможет корректировать и многие другие виды нежелательного поведения.

Второй вариант заключается в том, что вы должны сформировать у собаки такое понятие: появление по­стороннего является синонимом команды подзыва. Для начала вы гуляете с собакой на поводке средней длины, потом переходите на длинный. И как только по­является посторонний, подавайте команду "Ко мне!" и добивайтесь немедленной реакции (!). Очень важно добиваться именно немедленной реакции собаки. По­сле того, как заставили собаку приблизиться к вам, по­ощрите ее. Поощрение должно быть значимым для со­баки, таким, чтобы вызвать у нее настоящее удовольст­вие. Когда собака на поводке будет гарантированно под­ходить по команде, попробуйте сделать то же самое, но без поводка. На всякий случай, наденьте намордник.

Справиться с нежелательной агрессией иногда по­могает Метод 9 (связь поведения с определенным сигналом). Для этого вы со своей собакой идете на дрессировочную площадку и дрессируете ее по како­му-либо защитному курсу, естественно, формируя у нее команду, запускающую агрессию и команду, пре­кращающую ее. При этом следует акцентировать вни­мание не на запрещающей команде, а на запускаю­щей. И значительно хвалить собаку, когда она правиль­но ее выполняет. Со временем собака поймет (в пря­мом смысле этого слова), что приводит ее к положи­тельному результату и будет гораздо спокойнее себя вести. Она будет ждать вашей команды. Не обманы­вайте надежд собаки и время от времени наведывай­тесь на дрессировочную площадку. Кстати, почти од­новременно с подведением поведения под стимуль-

ный контроль, т.е. под контроль команды, вы сформи­руете и зависимость поведения от ситуации, когда за­пускать агрессивное поведение собаки будет специ­фическое поведение человека (нападение на вас). Ес­ли на дрессировочной площадке акцентировать вни­мание и на этом - противопоставлять отношение к пассивно ведущему себя фигуранту и нападающему фигуранту - задача облегчится.

Использование Метода 11 (устранение мотива­ции) заключается в том, что в назревающей конфликт­ной ситуации или предваряя ее, вы создаете у собаки противоположную оборонительной потребность. На­пример, пищевую или игровую. В первом случае вы привлекаете собаку лакомым для нее кормом и под­кармливаете собаку до тех пор, пока ситуация не раз­решится - прохожий не пройдет мимо. Во втором слу­чае вы предлагаете собаке поиграть в любимую игру или любимой игрушкой. Правда, следует помнить, что "отвлекающая терапия" неэффективна, если агрес­сивная реакция уже реализуется.

В том случае, когда вам очень мешает агрессивное поведение собаки, кастрируйте ее. Правда, это помо­гает, только если собака молода, т.е. если ее агрессив­ное поведение не стало инструментальным.

И очень многие дрессировщики для коррекции аг­рессивного поведения собак советуют использовать от­рицательное подкрепление (Метод 4). Для этого связы-вают агрессивное поведение собаки с неприятными или солевыми последствиями при помощи сильного (очень сильного!) рывка поводком, когда на собаке надет стро­гий ошейник или удавка. Очень эффективны бывают Уроки с использованием электрошокового ошейника, но при участии инструктора по дрессировке. Можно ис-пользовать и условное отрицательное подкрепление, В случае проявления агрессивного поведения "рычите"

на собаку - ругайте ее. Если ваши ругательные слова не- когда были связаны с натуральным отрицательным под-креплением - непосредственным воздействием на со-баку, их использование вызовет больший эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: