Коррекция поведения

Обязательно (!) еще раз пройдите курс дрессиров­ки и откорректируйте иерархические взаимоотноше­ния (см. раздел "Коррекция иерархического поведе­ния"). Повышение управляемости собаки, ее безус­ловная подчиняемость позволит вам гарантированно остановить назревающий конфликт.

Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое дело повышение иерархи­ческого статуса ребенка. Если ребенок уже достаточно подросший (от 8 лет и старше), докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением. Для этого станьте на какое-то время инструктором-дрессировщи-

ком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом эта­пе сами держите собаку на поводке. Собака должна на­ходиться слева от ребенка, а вы слева от собаки и не­много сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если собака не подчиняется, вы молча, но решительно за­ставляйте собаку выполнять команды ребенка. Жела­тельно не только не говорить никаких слов, но и не смо­треть в глаза собаки. Вас нет. Но ребенок должен не толЪко командовать, он должен еще и поощрять собаку. Вы заставляете, а ребенок хвалит. Он оглаживает соба­ку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отра­ботайте таким образом все команды послушания.

Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте ко­роткий поводок ребенку, а себе пристегните удлинен­ный легкий поводок. Это может быть веревка. Дайте ре­бенку большую самостоятельность, а сами держитесь, в 3-5 метрах в стороне. Если собака не будет подчинять­ся ребенку, вы должны совершить рывок поводком. Если и после этого собака не подчиняется, быстро и молча. приближайтесь и заставляйте ее выполнить команду.

На третьем этапе вы уже не используете поводок, а просто находитесь невдалеке и в случае необходи-мости корректируете поведение собаки.

Необходимо то же самое проделать и в квартире. Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи име-ете право, во-первых, доказать, что при взаимоотно­шении с другими членами семьи агрессивное поведе- - ние ни в коем случае недопустимо - то есть вам необ- ходимо скорректировать сложившуюся норму поведе ния. Во-вторых, вы должны дать понять собаке, что ре-бенок это "табу". В этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запу -

[ценности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений в качестве отрицательного подкрепления используется угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевые воздейст­вия годен Метод 4. (отрицательное подкрепление).

Начните с себя. Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сде­лать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень-то сильно терроризируйте собаку, особенно в начале занятий. При любых признаках аг­рессивной реакции применяйте отрицательное под­крепление. И снова продолжайте "играть". Если соба­ка ведет себя правильно, обязательно хвалите ее.

По отношению к ребенку любые формы агрессив­ного поведения должны быть "наказуемы". Не остав­ляйте их без внимания. Как минимум, прикрикните на собаку. На период коррекции поведения желательно, чтобы собака находилась в квартире на коротком по- водке и в удавке. Так вы быстро вовремя и легко смо­жете доказать собаке, что она неправа. Если говорить о Методе 7 (ориентировочном торможении), то приме­няя его, будьте осторожны - можно напугать ребенка.

Более щадящий режим коррекции поведения заклю­чается в применении Метода 8 (выработка несовмести­мого поведения) и Метода 10 (подкрепление отсутствия нежелательного поведения). То есть вы не только на­стойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть можно только игрушки, а не руки, ноги или полы одежды, но и тут же прекращаете всяческие взаимодей-ствия при первых признаках агрессивного поведения.

Если ваша собака проявляла агрессию к ребенку, не р искуйте - никогда не оставляйте ребенка и собаку наедине!

Если вы не уверены в собаке, не позволяйте ей нахо-

диться вместе с ребенком без намордника (см. Приуче-ние собаки к наморднику). Но надевайте намордник за­ранее, до появления ребенка в комнате. Следите за тем, чтобы у собаки не образовалось причино-следственной связи: ребенок - причина надевания намордника.

Приобретите клетку. Научите собаку пользоваться клеткой и если вам приходится отлучаться из комнаты или квартиры, помещайте собаку в клетку. Клетка не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний. Счастливы будут оба.

Обучение собаки терпению

Для этого воспользуемся советом Б. Килкоммонса и С. Уилсона (Ребенок и собака. - М.: Аквариум, 1996). При этом мы будем комплексно воздействовать на со­баку: включаем привыкание, повышаем порог болевой чувствительности, корректируем норму поведения и одновременно занимаемся переделкой оборони-тельных и инструментальных агрессивных реакций. Эти же упражнения необходимо проделывать, если собака никогда не встречалась или мало общалась с детьми (неполная социализация).

Как мы уже упоминали, с точки зрения собаки, де-ти ведут себя несусветно. Прежде всего они издают громкие и необычные звуки, что, по собачьему мне­нию, может быть связано с неприятностями. Сломайте этот стереотип. Будучи наедине с собакой (это для то-го, чтобы не травмировать окружающих), попробуйте вести себя как ребенок. Кричите, визжите, мычите, орите, ревите, хохочите и одновременно подкармли­вайте и хвалите собаку. Следите, чтобы собака при этом не возбуждалась. Или запишите на магнитофон детский шум и кормите собаку при таком звуковом со- провождении. Рано или поздно собака привыкнет.

Попробуйте ползать по полу и совершать резкие движения, какие совершает ребенок. Машите руками и ногами, игрушками, лопатками и прочими детскими инструментами и хвалите, ласкайте и подкармливайте собаку. Не делайте ей больно.

Научите собаку терпеливо относиться к детским хватаниям и объятиям. Лаская собаку, потяните за ко­жу, за лапу, за ухо, за хвост и похвалите собаку. Снача­ла это делайте медленно и несильно, но постепенно увеличивайте усилия.

Обнимите собаку буквально на 2-3 секунды. Отпу­стите и радостно похвалите ее. Снова обнимите и сно­ва похвалите. С каждым занятием все увеличивайте продолжительность объятий. И понемногу все сильнее прижимайте собаку к себе. Не забывайте ее хвалить.

Когда вы после таких занятий будете уверены в со­баке, проделайте с ней то же самое, но в присутствии ребенка. А потом попробуйте подключить и ребенка. Но будьте внимательны и осторожны.

И еще, сделайте так, чтобы ребенок стал для собаки сигналом наступления счастья. Например, таким обра­зом. Нет ребенка в комнате, на собаку не обращают внимания, рычат и терроризируют. Как только ребенок входит в комнату, устраивайте для собаки праздник. И кормите, и хвалите, и играйте, и ласкайте! Но все это заканчивается, как трлько ребенок выходит из комнаты.

Многие виды конкурентной агрессии (борьба за ограниченные ресурсы) могут быть устранены при по­мощи вышеописанных упражнений. Однако научите собаку отличать свои игрушки от детских. И строго-на­строго запретите собаке пользоваться игрушками де-тей- Как бы ни была миролюбиво настроена или кон­тролируема ваша собака, пусть она завтракает и ужи­нает отдельно от ребенка. И также, когда она наслаж­дается костью, в комнате не должно быть ребенка.

Но воздействия на собаку это только половина де-ла. Если члены вашей семьи, включая детей, будут ве­сти себя провокационно, рано или поздно терпение собаки лопнет. Воспитывать в семье надо и детей, и собак. Научите ребенка так же требовательно, как и собаку, вести себя в присутствии собаки спокойно. Убедите его в том, что собаке тоже может быть больно. Научите его тому, что мы называем любовью. Взрос­лые члены семьи должны прекратить "наказывать" со­баку в присутствии ребенка. Иначе не исключено, что ребенок в результате подражания не воспроизведет ваших действий. Но и в присутствии собаки будьте мягче с ребенком: не кричите на него и не шлепайте. Собака тоже регистрирует все нюансы вашего отно­шения к ребенку. И не дай бог, чтобы она решила, что ваш ребенок "мальчик для битья".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: