Собака агрессивна к юным членам семьи

Возможные причины:

1. Собака обладает более высоким иерархичес­ким статусом, чем юные члены семьи

Как правило, дети имеют невысокие социальные ранги в семье и часто находятся ниже собак в иерархи­ческой структуре семьи-стаи. Это выражается в том, что собаки ведут себя агрессивно, когда дети прибли­жаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. "Ревность" собаки, которая проявляет­ся при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых

или при игре ребенка с лидером "стаи", может быть как результатом иерархической агрессии, так и конку-рентной борьбой за внимание (а это достаточно огра­ниченный ресурс) доминирующего члена стаи.

С точки зрения собаки, маленький ребенок это ще-нок и должен вести себя соответственно своей соци­альной роли - роли ребенка - типичного субдоминан­та. Должен лебезить, слушаться и выказывать всячес­кое уважение. В то время, как дети ведут себя с точно­стью наоборот. И очень часто ребенок воспринимает­ся как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место.

Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархичес­кий статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически более слаб, чем собака и совсем не знает законов стаи.

2. У собаки выработана инструментальная агрес-сия

Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со сто­роны взрослых членов семьи. Например, при появле­нии ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить ласковыми словами, оглаживани-ем или подкармливая. Со временем ребенок стано­вится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны {!). Или возможна следующая ситуация. Со-бака лежит на ковре. К ней ползет ребенок. Собака за­рычала, так, на всякий случай. Родители убирают ре­бенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хо-чешь, чтобы тебе не мешали - рычи!

Часто инструментальная агрессия вырабатывает-ся во время силовых игр с ребенком.

3. Контакты с юными членами семьи приводят

(или приводили) к неприятным или болевым ощуще­ниям (возможна оборонительная агрессия)

Дети часто, сознательно или бессознательно, при­чиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или нано­сят удары. Подростки могут чрезмерно "наказывать" собаку в процессе ее воспитания или дрессировки.

Обычно собака, имеющая печальный опыт обще­ния с ребенком, пытается избежать тесного и продол­жительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрес­сию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути отступления.

Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вы­зывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас. Если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.

4. Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация)

То есть опыта общения с детьми. В этом случае ре­бенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение.

На самом деле назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рас­сматриваться собакой как опасное или, в лучшем слу-чае, как непристойное поведение. С другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.

5. Сознательно или бессознательно сформиро-ванная норма поведения с социальными партнерами

Например, воспитывая щенка, ему позволяли во

время игр прихватывать человека за края одежды, ру­ки или ноги. Со временем это становится обычной нормой взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привле­чения внимания. С другой стороны, довольно часто собаке предлагается физическое воздействие (то, что обычно называется наказанием) как форма разреше­ния конфликта. Например, если мы постоянно шлепа­ем собаку, когда она в чем-нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучаем ее форме разрешения кон­фликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она воспользовалась этим способом.

6. Переадресованная агрессия

Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы не испытываем поло­жительных эмоций. Когда по каким-либо причинам мы не в состоянии ответить аналогичным образом на ос­корбительное замечание начальника, мы тоже радос­ти не ощущаем. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы корректируем свое состояние, пере­адресуя свою агрессию (она может проявляться в ви­де раздражительности, занудства, мелочности, при­дирчивости и т.п.) по отношению к членам нашей се­мьи. Точно также поступает и наша собака. Она пре­красно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка - большая разница. В первом случае рискуешь получить по уху, а во втором успех обеспе­чен.

7. Конкурентная агрессия за обладание ограни-ценными ресурсами

Нужных и важных вещей всегда недостает их все-гда мало. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяи- ном, его ласка и внимание, место в кресле или на ди- ване - все это ограничено в количестве и по площади.

Часто собаки уважают право первенства и собст­венничества. Держишь в руке игрушку, она твоя. Бро­сил на пол - ничья. Сидишь в кресле - твое кресло. Ушел - "всехнее". Отобрать игрушку - грабеж! Значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла - а как же право первенства?! Вот и конфликт!

А если говорить о внимании, то часто события раз­виваются по такому сценарию. Вы весело играете с со­бакой или тискаете ее! В этот момент из соседней ком­наты появляется проснувшийся ребенок и требует сво­ей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребен­ком. Наверняка у собаки образуется вот такая причино-следственная связь: появление ребенка означает ли­шение положительных эмоций. А потребность в поло­жительных ощущениях относится к группе потребнос­тей жизнеобеспечения. А неудовлетворение этих по­требностей приводит к смерти. Следовательно, ребен­ка, как причину несчастий, надо нейтрализовать. На­пример, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: