При проектировании металлоконструкций типы сварных швов назначаются с учетом методов сварки, толщины свариваемых элементов, положения в пространстве и технологии сварки. Сварные швы классифицируются по назначению, конструктивному признаку, протяженности и внешней форме в зависимости от условий изготовления и эксплуатации сварных конструкций.
По назначению сварные швы делят на рабочие, предназначенные для восприятия и передачи расчетных усилий с одного элемента на другой, и связующие, предназначенные для соединения частей элементов конструкций в одно целое и принимаемые конструктивно с минимальным катетом угловых швов (для уменьшения влияния возможных непроваров), принимаемым в зависимости от толщины более толстого из свариваемых элементов по табл. 10.10.
Таблица 10.10
Минимальные катеты cварных швов
Соединение | Сварка | Предел текучести стали, МПа | Минимальные катеты швов kf,min (мм) при толщине более толстого из свариваемых элементов t, мм | ||||||
4-5 | 6-10 | 11-16 | 17-22 | 23...32 | 33-40 | 41-80 | |||
Тавровое с двухсторонними угловыми швами; нахлесточное и угловое | Ручная | до 430 | |||||||
Св.430 до 530 | |||||||||
Автоматическая и механизированная | до 430 | ||||||||
Св.430 до 530 | |||||||||
Тавровое с односторонними угловыми швами | Ручная | до 380 | |||||||
Автоматическая и механизированная |
По конструктивному признаку швы разделяют на стыковые и угловые.
|
|
Стыковые швы наиболее рациональны, так как имеют наименьшую концентрацию напряжений, но требуют дополнительную разделку кромок, зависящую от толщины соединяемых элементов и способа сварки. Разделку кромок применяют в том случае, если односторонняя сварка не позволяет обеспечить полный провар шва в листах толщиной более 8…10 мм (табл. 10.11).
Таблица 10.11