Идентификация. Новорожденный щенок изначально не знает, что он собака и не может распознать животных своего вида Этому

Новорожденный щенок изначально не знает, что он собака и не может распознать животных своего вида Этому, оказывается, нужно научиться!

Благодаря видовой идентификации щенок начинает распознавать своих родителей (детский импринтинг), формировать социальные взаимоотношения (социаль­ный импринтинг) и сексуальные взаимоотношения (по­ловой импринтинг). Животное, у которого по каким-ли­бо причинам естественный процесс импринтинга был нарушен, может считать себя представителем другого вида. Так, щенок фокстерьера (кобель) выращивался в полной изоляции и был предъявлен другим собакам в возрасте 16 недель - при игровых атаках нормальных щенков он вел себя неестественно заторможено. При контакте с другими щенками, также выращенными изолированно, было отмечено, что собаки относились друг к другу без агрессии, но и не взаимодействовали Друг с другом. Исследователи пришли к выводу, что Щенки, выращиваемые в изоляции до 16- недельного возраста, не могут наладить социальных контактов с другими представителями своего вида и отвергаются ими. В другом случае кобель чихуа-хуа, выращенный кошками до 16- недельного возраста, оказывал предпо­чтение кошкам и проявлял испуг в присутствии собак (он также никак не реагировал на собственное отраже­ние в зеркале). С другой стороны, щенки, выращивае­мые в семье человека с 4- недельного возраста (совме­стно с собаками, кошками или детьми), без контактов с Другими собаками, выказывали большую доброжела­тельность к людям, чем к собакам. Например, взрослый Шелти, выращенный в семье с котом и двумя детьми, оказывал сексуальное предпочтение кошке и нападал на всех собак, независимо от пола. Практика показыва-ет. что к 6-недельному возрасту у щенков уже в основ­ном сформированы социальные и сексуальные предпо­чтения, изменить которые бывает довольно трудно.

Дата окончания стадии идентификации зависит от

ряда факторов, часть которых являются наследуемы-

ми (порода, линии, индивидуальные особенности), а часть внешними (поведение матери, других собак, качество окружающей среды). Среда, богатая стрес­совыми воздействиями (например, жизнь бездомной собаки), приводит к более раннему окончанию этой стадии (промежуток между 7 и 9 неделями).

Идентификация имеет несколько характерных свойств:

• Ее результаты устойчивы и сохраняются иногда на всю жизнь.

- Запоминание (научение) происходит очень быст­ро.

• Запечатление братьев и сестер служит основани­ем для будущей общительности.

• Идентификация оказывает влияние на возмож­ность последующей коммуникативности животного.

Факторы риска:

полное отсутствие общения с собаками своей или других пород в период между 3 и 12±5 неделями жиз­ни способствует идентификации щенка с другими ви­дами животных, с которыми он общался в этот период (в основном люди, иногда кошки, кролики и т.п.) или их суррогатами (игрушечное животное, предметы и т.п.).

результаты идентификации отличаются устойчиво­стью и сохраняются иногда на всю жизнь.

Во взрослом возрасте это приводит:

• к социальному предпочтению запечатленных объектов;

• к избеганию контактов (трусливое или агрессив­ное поведение) с представителями собственного вида или породы (включая изображение в зеркале).

• Ограниченное общение с другими собаками в пе-риод с 3 до 12±5 недель жизни приводит к нормальной или несколько измененной идентификации, в зависи­мости от обстоятельств:

• возможно восстановление нормальной иденти­фикации, если в 9- недельном возрасте собака имеет возможность общаться с другими щенками;

• поведение может быть очень неустойчивым - от социального предпочтения, незаинтересованности в контакте до агрессии по отношению к собакам, не­смотря на почти нормальную возможность общения.

• Кстати, отражение в зеркале слишком неподхо­дящий объект для импринтирования.

Межвидовая социализация

Межвидовая социализация (межвидовое предпо­чтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентифика­ции:

• она легко образуется, но требует постоянного подкрепления (тренировки), иначе угасает;

• она не распространяется на всех представителей вида, к которому выработано предпочтение - она ин­дивидуальна.

Щенок не имеет наследуемых программ, обеспе­чивающих механизмы взаимодействия с другими ви­дами животных. Однако 12 тысяч лет одомашнивания (доместикации) показало, что такие взаимодействия возможны. Особенность собак, заключающаяся в со­циальном импринтинге - обучение определению, рас­познанию и запоминанию социальных партнеров - мо-жет дать возможность к взаимодействию с другими видами животных и человеком (если это осуществля­ется по отношению к человеку, то часто называется со­циализацией).

И опять несколько примеров. Щенки, выращивае­мые с почти полной изоляцией от людей, по одному изымались из привычной для них среды и передава-

лись на неделю для тесного контакта (хэндлинга) с че­ловеком. После хэндлинга проверяли реакцию щенков на человека. Оказалось, что опасливое (трусоватое) отношение к человеку уменьшалось, если хэндлинг на­чинался от 3 до 5-ти недельного возраста, и было ми­нимальным в 5-ти недельном возрасте, затем снова увеличивалось. Уменьшение или исчезновение страха перед человеком, после хэндлинга, было наиболее эффективным, если общение с человеком осуществ­ляли в возрасте 3 недель и было незначительным, ког­да с ним начинали общаться в 5, 7 и 9-и недельном возрасте (Freedman, King, Elliott, 1961, Scott and Fuller, 1965).

В другом эксперименте щенка, содержащегося в таких условиях, как и в первом примере, помещали на 10 минут ежедневно в комнату с пассивно ведущим себя человеком (человек сидел на стуле и никакого внимания на собаку не обращал) (Scott and Fuller, 1965):

• если щенка помещали в комнату в возрасте от 3 до 5 недель, щенок открыто и явно обследовал пас­сивного наблюдателя;

• если щенка помещали в комнату в возрасте 7 не­дель, требовалось 2 дня (два 10-ти минутных сеанса), прежде чем щенок начинал исследовать человека;

• если щенка помещали в комнату в возрасте 9 не­дель, требовалось 3 дня (три 10-ти минутных сеанса), прежде чем щенок начинал исследовать человека;

• если щенка помещали в комнату в возрасте 14 недель, щенок не приближался к человеку.

Легко напугать щенка в 12-ти недельном возрасте. Изолированное содержание и ручное вскармливание, контакт только с ограниченным кругом людей, исклю­чение общения с другими людьми способствует фор­мированию оборонительной реакции по отношению

к человеку {Scott and Fuller, 1965). Реакция страха бы­ла показана для всех исследуемых пород, хотя оборо­нительная агрессия у коккеров оказалась "более мяг­кой", чем у басенджи, терьеров, бигли и шелти.

По мнению многих зоопсихологов, щенки начина­ют демонстрировать дружелюбное поведение по от­ношению к незнакомому человеку, как только они спо­собны это сделать (как только им позволит это сделать развитие их двигательной системы), т.е. начиная с 3-х недельного возраста. Но это дружелюбие снижается

почти прямо пропорционально с 5-й по 9-ю неделю жизни, сменяясь оборонительным поведением (кото­рое появляется с 5-ти недельного возраста); щенок

, почти мгновенно забывает о реакции страха в возрас­те от 3-х до 5-ти недель, но становится все более и бо­лее осторожным (продолжительность реакции страха увеличивается) с возрастом. С 12-ти недельного воз­раста для социализации требуются активные игры, а социализация в возрасте 14-ти недель, кажется, не­возможна.

В результате предварительных исследований можно установить срок спонтанной социализации с другими видами животных, начиная с первого столк­новения. Вероятно, он заканчивается в возрасте 12 ± 2 недель. Однако это не говорит о том, что привыкание (но это уже не импринтинг) не может развиваться в бо­лее позднем возрасте.

И, наконец, можно выделить как бы разновидность Межвидовой социализации: "социализация типа" - че­ловек (мужчина, женщина, подросток, ребенок, мла­денец, черный, белый, с бородой, без породы, в шля-пе в белом фартуке и т.д.). Могут выделяться и другие признаки (собака и волк больше койота), породные особенности (Fox, 1978) и т.п. Сроки, качество и спо­собность к контакту с большим или меньшим количе-

ством видов варьируют и определяются как внутрен­ними (породными и индивидуальными особенностя­ми), так и внешними (оборонительное поведение ма­тери, условия выращивания и т.п.) факторами.

Социализация собаки зависит от наличия контак­тов с человеком в период между 3 и 12±2 неделями жизни и должна подкрепляться постоянными контак­тами с человеком. Ограничение контактов с людьми в этот период способствует развитию настороженнос­ти по отношению к человеку или боязни его (как у ди­кой собаки) и служит основой для формирования не­желательного поведения: трусости, повышенной тре­вожности, осторожности, фобий по отношению к неко­торым типам людей (дети, мужчины и т.д.).

Занятия по социализации:

• Общение с различными типами людей в период между 3 и 12 ± 2 неделями жизни щенка облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку.

• Общение с животными других видов и собак дру­гих пород способствует выработке межвидовой соци­ализации и снижает возможное агрессивное поведе­ние собак по отношению к этим видам животных.

• Межвидовая социализация снижает какие-либо выраженные социальные предпочтения.

Фобии

Довольно часто страхи могут служить основой формирования фобий, которые часто определяют как навязчивые переживания страхов в определенной об­становке. Фобии имеют специфические поведенчес­кие проявления, цель которых - избежание предмета страха, в том числе и обстановки, связанной с ним, или уменьшение страха с помощью навязчивых ритуа-лизованных действий.

Как упоминалось, в случаях, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепене­ние, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения - двигательные стереотипы, возникающие при неврозах, могут сохраняться в течение длительно­го времени (года и более) после прекращения травми­рующей ситуации и нормализации поведения. Навяз­чивые движения усиливаются при всяком эмоцио­нальном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т.п.), но прекра­щаются при целенаправленных действиях (еда, ори­ентировочно - исследовательские реакции). Считает­ся, что возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при дейст­вии любого раздражения.

Коррекция трусливого пове­дения

Корректировать трусливое поведение (иногда его называют просто оборонительным или пассивно-обо­ронительным поведением) трудно. Как показывают лабораторные исследования в школах И.П. Павлова и Ю. Конорски, даже после отмены болевого воздей­ствия классические и инструментальные оборони­тельные условные рефлексы угашаются (исчезают) с трудом. Ну, представьте себе: после определенного сигнала, например, громкого звука, вашу левую лапу очень-очень больно (!) ударяют током. То есть, как только слышишь сигнал, быстренько отдергивай лапу. Представьте себе также, что вас начинают уверять в том, что удара током после громкого звука не будет,

и предлагают это проверить. Предлагают не отдерги­вать лапу! Но дураков нет! Больно-то будет не им, а вам. Вдруг проверяющий пошутил или ошибся?!

И как это ни печально, но отучить собаку бояться слишком громких звуков, если это вызвано ее "сла­бой" нервной системой, практически невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: