1. Вычисляем групповые и общее средние значения:
2. Составляем сумму квадратов отклонений групповых средних значений от общего среднего значения
=4((54-56)2+(66-56)2+(48-56)2)=672.
3. Составляем сумму квадратов отклонений наблюдавшихся значений каждой группы от среднего значения своей группы
=((51-54)2+(52-54)2+(56-54)2+(57-54)2)+…+
+((42-48)2+(48-48)2+(50-48)2+(52-48)2)=122.
4. Находим факторную и остаточную дисперсии
= /( -1)=672/2=336; = /( ( -1))=122/9=13,55, .
5. Сумма квадратов общей изменчивости объема продаж равна =794, число степеней свободы =11, оценка общей или выборочной дисперсии =72,18.
6. Определяем расчетное значение - критерия
= / =336/13,55=24,786.
7. C помощью статистической функции РАСПОБР находим критическое значение - критерия при . .
Так как , то влияние рекламы на объем продаж статистически значимо (существенно).
Результаты расчета в среде ЭТ приведены в таблице 2.3, расчетные формулы – в таблице 2.4.
Т а б л и ц а 2.3
Результаты расчета в среде ЭТ
Сравнивая результаты расчета в среде ЭТ с контрольным расчетом, отмечаем их совпадение.
|
|
В таблице 2.5 приведена сводка дисперсионного анализа влияния рекламы на объем продаж автомобилей, полученная с помощью инструмента Однофакторный дисперсионный анализ пакета анализа. Диалоговое окно инструмента «Однофакторный дисперсионный анализ» приведено на рис. 2.1.
В таблице 2.5 обозначено: - суммы квадратов; - степени свободы; - дисперсии; - расчетное значение - критерия Фишера; - значение. Если < =0,05, то исследуемый фактор статистически значим. Дополнительно выполнена проверка однородности дисперсий ошибок измерений.
Т а б л и ц а 2.4
Расчетные формулы
Адрес | Формула | Адрес | Формула |
B8 | =СУММ(b4:b7)/$b$23 | A15 | =b4-b$8 |
E8 | =СУММ(b8:d8)/a23 | D15 | =a15^2 |
B9 | =b8-$e$8 | D19 | =СУММ(d15:d18) |
B10 | =b9^2 | G19 | =СУММ(d19:f19) |
E10 | =СУММ(b10:d10) | G21 | =g19/c25 |
E11 | =b23*e10 | F24 | =e12/g21 |
E12 | =e11/b25 | F25 | =FРАСПОБР (a25;b25;c25) |
D20 | =d19/($b$23-1) | B25 | =a23-1 |
D23 | =(d20+$f$20)/2 | C25 | =a23*(b23-1) |
D25 | =b25+c25 | G20 | =СУММ(d20:f20) |
A27 | =CТЬЮДРАСПОБР (a25;c25) | B27 | =(b8-$d$8)*КОРЕНЬ(2)/ КОРЕНЬ($g$21) |
F10 | =e11+g19 | G23 | =f20/g20 |
F12 | =f10/d25 | M9 | =СУММ(m6:m8) |
N7 | =m8/m9 |
Т а б л и ц а 2.5
Дисперсионный анализ влияния рекламы на объем продаж