Классифицируют по двум критериям:
1) По степени свободы процесса прогнозирования от субъективности – субъективные (качественные, основанные на интуиции и воображении) и объективные (количественные) методы;
2) По объему аналитической работы – эвристические (основаны на эмпирических данных и экстраполяции тенденций) и аналитические (причинно-следственные, прогнозирующие спрос в зависимости от выявленных факторов) методы.
Методы качественного прогнозирования
Основаны на различного рода опросах и экспертных оценках.
1. Репрезентативный опрос;
2. Опрос экспертов –
1) метод Дельфи;
2) метод оценки торгового персонала
3)метод исследования намерений покупателей.
Методы количественного прогнозирования
Позволяют получать информацию только о тех объектах, которые могут быть измерены количественно.
1) Эмпирические методы, в основе которых лежат эмпирические данные;
2) Методы экстраполяции трендов, построенные на анализе временных рядов и прогнозировании развития на ближайшую перспективу.
Аналитические методы прогнозирования
В основе заложены модели, имитирующие рыночные ситуации при различных сценариях развития событий (динамическое имитационное моделирование, метод построения сценариев).