Игра фишками

Если вы никогда раньше не играли в нарды, основной трудностью, с которой вы столкнетесь на первых порах, будет подсчет шагов, т.е. умение с первого взгляда определить, куда должна стать та или иная фишка. Сначала это нелегко, поэтому для того чтобы сделать ход, вам придется каждый раз подсчитывать шаги по од­ному, шаг за шагом. Вскоре вы научитесь обходиться без этого. Не переживайте, если ваши первые игры будут проходить в замедленном темпе: даже лучшие игроки начинали с подсчета шагов по одному.

Довольно скоро вы обнаружите, что перемещаете фишки уже значительно быст­рее. Если ваш мозг перестанет использовать время на подсчет шагов, он начнет его тратить на разработку стратегии самой игры. Но в любом случае наилучший спо­соб научиться играть в нарды – это играть в них. Даже если вы не всегда делаете теоретически верные ходы, вы получаете ценный практический опыт, который раз­вивает ваше комбинационное мышление и позволяет почувствовать суть игры.

Чтобы помочь новичкам, мы начинаем с примеров побития фишек и создания закрытых пунктов. В следующей главе мы приводим пример конкретной игры от начала и до конца. Еще раз напоминаем: очень важно, чтобы у вас перед глаза­ми была доска, на которой можно было бы расставлять позиции и делать реаль­ные ходы настоящими фишками.

Побитие

В позиции 1 «бросок X» означает, что наступила очередь X бросать кости. О име­ет блот в пункте 21. Какие числа необходимо выбросить X, чтобы побить эту фишку и отправить ее на бар?

X должен выбросить 3. Если 3 выпадает на какой-либо из костей или сумма вы­павших очков равна трем, X может стать в пункт 21 и побить стоящий там блот. В данной позиции это будут следующие комбинации: 6-3, 5-3, 4-3, 3-3, 2-3, 1-3, а также 2-1 и 1-1 (по правилу дубля комбинация 1-1 дает четыре хода по одному шагу). 4 уже не может побить этот блот, поскольку перескакивает через него.

В данной позиции X имеет возможность побить О. Эта возможность носит на­звание прямой шот (direct shot). Мы определяем прямой шот, если блот сопер­ника находится на расстоянии шести или менее шагов от какой-либо нашей фишки (или наоборот, соперник может побить наш блот не более чем за шесть шагов). Число очков, необходимое для побития блота, может выпасть на какой-либо од­ной кости или представлять собой сумму выпавших чисел.

Если блот находится на расстоянии семи или более шагов, ситуация называется комбинационный или непрямой шот (indirect shot). В данном случае только комбинация двух костей может дать необходимое число.

Прямой шот может быть побит с гораздо большей вероятностью, чем непрямой. (Конкретные шансы обсуждаются в главе 11.)

В позиции 2 блот О находится на расстоянии в восемь шагов от фишки X из пункта 24. Это непрямой шот. Только комбинация обеих костей может дать не­обходимое число. Это 6-2 и 4-4. Комбинация 5-3 не подходит, поскольку ни пятеркой, ни тройкой из пункта 24 сыграть невозможно. По правилам дубля подходит также и комбинация 2-2.

Фишки X из пункта 13 не могут побить этот блот, поскольку ходить назад за­прещено правилами.

Заметим, что вы не обязаны бить каждый раз, когда представляется такая воз­можность. Вы можете выбрать и другой вариант игры.

По мере приобретения опыта вы научитесь с первого взгляда на доску опреде­лять, какие числа (очки) бьют соперника и какие числа, выброшенные соперни­ком, будут бить вас, если вы поставите блот.

Мы дадим два полезных совета, которые помогут новичку развить механику быстрого счета.

1. Фишка, делающая четное количество шагов, приходит в пункт того же цвета, что и начальный пункт. Фишка, делающая нечетное количество шагов, прихо­дит в пункт другого цвета. Учитывая цвет пункта, мы облегчаем себе подсчет шагов.

2. Заметьте, что каждый квадрант имеет длину в шесть шагов. Если вы пере­ставите фишку из одного квадранта в другой, но на аналогичное место, это будет означать, что фишка сделала ровно шесть шагов.

В позиции 3 игрок О имеет два блота в пунктах 10 и 11. Поскольку оба они нахо­дятся менее чем в шести шагах от пункта 13, то находятся в зоне прямого пора­жения. Данная ситуация называется двойной прямой шот (или двойной шот). Любая простая двойка или тройка поражает блот. Комбинация 2-1 бьет оба блота, что очень опасно для О (это называется двойной бой). Комбинация 1-1 не бьет ни один из этих блотов, поскольку пункт 12 принадлежит О.

Эти два блота расположены на расстоянии в одиннадцать и двенадцать шагов от пункта 22, в котором стоит фишка X. Комбинации 5-6, 6-6 и 4-4 бьют один из этих блотов. Подобный удар носит название двойной непрямой шот.

Всегда держите в уме возможные удары, прямые и непрямые, как свои, так и чужие.

В позиции 4 блот, стоящий в пункте 1, бьется пятеркой (прямой шот), а также семеркой и двенадцатью (комбинационный шот). Позиция 4 – это первый при­мер ситуации, когда блот побить можно, но нежелательно. Чтобы понять, почему это нежелательно, рассмотрим вкратце причины, по которым мы предпочитаем бить блот соперника.

Как правило, мы бьем всегда, как только представится такая возможность. Сво­им ударом мы отправляем фишку соперника на бар и вынуждаем его снова вво­дить эту фишку в игру. Причем данная фишка вводится в наш Дом, т.е. в самое начало долгого путешествия по всей доске. Поскольку нарды – это по сути гонка, каждый наш удар отбрасывает соперника назад. Чем ближе фишка подошла к своему дому, тем дальше она будет отброшена в случае ее побития. Если вы побьете фишку соперника, стоящую в своем Доме (как в позиции 1), вы отбросите ее далеко на­зад и есть прямой смысл бить эту фишку. С другой стороны, если фишка соперни­ка стоит в вашем Доме, она еще только начинает свое путешествие и после возвра­щения в игру окажется почти на том же самом месте, ничего не потеряв.

И напротив, мы обычно стараемся не подставлять свои фишки. Чем ближе к Дому наша фишка, тем опаснее будет ее терять. Если ваша фишка выбита прямо из своего Дома – это большая потеря, но, если она выбита из Дома соперника в самом начале гонки, это не так страшно.

Играть безопасно невозможно. Блоты неизбежны, а в некоторых случаях, как мы увидим в дальнейшем, даже желательны. Тем не менее, не следует оставлять блоты без крайней необходимости. Если вы вынуждены оставить блот, старайтесь оста­вить его там, где существует наименьшая вероятность удара, или там, где его утрата приведет к минимальной потере шагов. Вы всегда должны иметь в виду не только свои ударные комбинации, но и комбинации, при помощи которых сопер­ник может выбить ваши блоты.

В позиции 5 мы видим, что X может побить пункт 1 своей пятеркой. Но, если X побьет, его собственная фишка окажется в опасности, поскольку сама в свою очередь может быть выбита фишкой соперника при ее возвращении в игру. И, если она будет выбита, ей придется возвращаться в Дом О.

Данная ситуация называется возвратный шот (шот, который соперник получил после того, как вы его выбили). Поэтому, если вы будете бить блот в пункте 1, вы мало что выиграете, но можете многое потерять. Если X сыграет 13/8 и 24/23, он оставит два блота в Доме соперника, но опять-таки соперник мало что выиграет, побив эти блоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: