Исключения
Вы всегда должны принимать во внимание всю позицию целиком. Принципы, приведенные нами выше, являются лишь ориентирами для процесса обоснования, который предшествует крайне важным или решающим хо дам. Не стоит полностью полагаться на эти принципы и считать, что помещение слота в бар-пункт автоматически будет верным, если у противника всего лишь одна фишка в вашем Доме. Аналогично: помещение слота в бар-пункт при наличии двух фишек противника в вашем Доме не всегда является неправильным ходом.
В позиции 16 помещение слота ходом 8/7 было бы крупной ошибкой. Во-первых, использование слота было бы явным нарушением принципа, приведенного в начале данной главы: «Нельзя ставить слот, если ваши фишки разделены или подвергаются угрозе в Доме противника». Во-вторых, хотя у О всего одна фишка в вашем Доме, у вас также только одна фишка в его Доме. И последнее: позиция О в его Доме намного лучше, чем у вас, поэтому вы должны быть осторожны. Здесь правильным будет ход 6/5.
В позиции 17А помещение слота ходом 8/7 является неверным, хотя размещение слота в бар-пункте и имеет некоторое обоснование. Основное отличие между этой позицией и позицией 17B (где вы должны поставить слот бар/22, 8/7) – наличие строителя в пункте 11. Благодаря ему у вас есть хорошая возможность закрыть бар-пункт в течение следующих нескольких бросков, причем без использования слота. Кроме того, закрытие бар-пункта не является крайней необходимостью, поскольку далеко не все варианты использования числа 6 приведут к победе вашего противника. Некоторые ходы на расстоянии в шесть пунктов оставляют возможность двойных или тройных возвратных шотов, если О вдруг попытается убежать. Для позиции 17А правильным является ход бар/22, 6/5. Сыграв 6/5 вместо 11/10, вы сохраняете больший контроль над Дворами.
Размещение слотов без сопротивления со
стороны противника
Если у противника нет фишек в вашем Доме, вы должны максимально быстро закрыть свой Дом, готовясь к побитию его фишек. Еще более важная цель – это гарантировать возможность побития его фишек. Методы, с помощью которых вы можете достичь этого, рассмотрены нами в главе 18.
В случае, когда противник не создает активной оппозиции, а вы хотите максимально быстро закрыть пункты в своем Доме, основной метод ваших действий заключается в успешном размещении слотов и их прикрытии. Вы не должны подводить строителей к Дому, а затем ожидать выпадения определенных комбинаций, которые позволят закрыть пункты в Доме.
В позиции 18А X следует играть 13/7, 6/5, поставив слот в пункте 5, который он прикроет в следующий раз. Как правило, когда у противника нет дальних фишек, вы всегда должны концентрировать свои усилия на закрытии пунктов в Доме, а не на закрытии бар-пункта. Ход 13/7, 8/7 определенно был бы ошибочным.
Вы должны также стараться закрывать свои пункты последовательно. В позиции 18В было бы ошибкой закрыть пункт 2, 8/2, 6/2. Вы должны закрыть пункт 4 или пункт 5, поэтому правильным ходом будет 13/7, 13/9 (ход 13/7, 8/4 также приемлем).
Для того чтобы быстро закрыть свою доску, вы должны использовать фишки эффективно и экономно. Поэтому в позиции 18С правильным является ход 13/7, 6/4, а не 13/5. Хотя пункт 5 более предпочтителен, чем пункт 4, помещение слота в пункте 4 позволяет вам лучше распределить свои фишки и обеспечивает большими возможностями для закрытия этого пункта и в дальнейшем – пункта 5.
Когда шансы противника на шот в следующем броске весьма невелики или их нет вообще, наиболее эффективным способом закрытия доски является размещение двух слотов сразу. Использование слота является неверным, если противник может побить вас в следующем броске или вы хотите избежать возвратных шотов.
В позиции 19 вам не следует ставить слот ходом 5/3, правильным в этой ситуации является ход 11/9. В этой позиции О может оставить вам шот, если выбросит число 6. Если это случится, X необходимо иметь возможность побить противника с помощью числа 5, не беспокоясь при этом о возвратных шотах в пункте 3. Еще одна причина, по которой использование слота является слишком рискованным, заключается в следующем: если X сможет побить О, у него появятся отличные шансы на выигрыш даже без немедленного закрытия пункта 3. В действительности же, если бы X владел дабл-кубом, он мог бы удвоить ставку и вынудить О сдаться.
ГЛАВА 18
ИГРА ДЕЙСТВИЙ
Предположим, что О вывел обе свои дальние фишки из вашего Дома, а у вас все еще есть две или более фишек в его Доме. Из-за того, что вы имеете больше дальних фишек и, вероятно, отстаете в гонке, ваш основной шанс на победу (и ваш единственный шанс) – это побитие фишек противника. Вам необходимо получить дополнительные возможности побить О, и вы приветствуете обмен ударами. Прежде всего вы не должны позволить О укрепить свою позицию путем закрытия ключевых пунктов.
В позиции 1 О дважды выбросил комбинацию 6-5 и лидирует в гонке, хотя он не закрыл никаких новых пунктов. В этой позиции большинство игроков закрывает пункт 5 ходом 9/5, 6/5, надеясь получить шанс на побитие противника позже. Это серьезная ошибка. Чрезвычайно важно удержать О сейчас, т.е. до того, как он станет сильнее и укрепит свое преимущество. Правильный ход выглядит так: 24/20, 6/5.
Этот ход оставляет О в неловком положении. Многие числа на игральных костях вынудят его оставить прямой шот или же заставят его играть неконструктивно (собирая фишки в уже закрытых им пунктах), чтобы избежать оставления шотов. Если вы закроете пункт 5 сейчас, вы дадите О выиграть время (сделать ключевой бросок), чтобы закрыть какой-нибудь хороший пункт либо, что наиболее вероятно, чтобы перевести строителей в его Двор. Если О переведет строителей в свой Двор и/или закроет дополнительные пункты, вывод ваших дальних фишек из пункта 24 станет более опасным. Каждый дополнительный строитель или пункт, принадлежащий О, позволяют ему играть все выброшенные впоследствии числа более успешно и безопасно. Чтобы предотвратить ввод фишек О в его Дом, вы должны ограничить его передвижения немедленно.
Если вы вдруг решили закрыть пункт 5 до начала побития, то это истинная роскошь, которую вы не можете себе позволить. Каждый свободный ход, который вы оставляете своему противнику, делает его задачу более легкой, а вашу, соответственно, – более сложной. Передвинув фишку немедленно в пункт 20, вы ограничиваете мобильность соперника, увеличивая давление на его Двор.
В позиции 2 О вывел свои дальние фишки, и X должен побить его, чтобы одержать победу в игре. Правильным является ход 24/18, 9/7! На первый взгляд этот ход выглядит смешным и гибельным: зачем нужно подвергать себя угрозе четвертного шота? Что вы можете получить от этого хода? Разве вы не даете О отличные шансы на побитие вашего блота? Давайте рассмотрим позицию более детально и проанализируем, что вы можете потерять при таком ходе.
Вы почти наверняка будете побиты и потеряете семь шагов в гонке. Но само по себе это не так важно. Вы уже существенно отстаете по шагам и попали в ловушку позади линии фронта противника. Счет шагов сам по себе (и следовательно, семь потерянных очков) не означает ничего, вам необходимо войти в контакт с фишками О и побить его, чтобы победить в этой игре.
Что можно сказать по поводу возражения о том, что вы провоцируете О побить ваш блот?
На самом деле, оставаясь в бар-пункте О, вы не увеличиваете его шансы закрыть этот пункт в следующем броске. Точно такое же количество шотов позволит ему закрыть бар-пункт независимо от того, имеете вы там фишку или нет. Единственная разница между наличием фишки там и здесь заключается в том, что вас могут побить и вы потеряете семь шагов. В любом случае вы не можете предотвратить захват бар-пункта вашим противником. Помните: вы не должны пытаться избежать выпадения чисел, которые являются удачными для вашего противника.
Мы увидели, что возможный риск по большей части иллюзорен, теперь давайте проанализируем, какую выгоду мы можем получить от активной игры.
В данной позиции мы не пытаемся избежать побития, мы хотим получить возможность возвратных шотов. Переводя фишку в бар-пункт противника, X прямо нацеливается на три незащищенные фишки О. Из-за блота в пункте 15 О будет крайне тяжело обезопасить все три своих блота. В действительности же, если О побьет вас в бар-пункте, ему придется иметь дело с еще одной незащищенной фишкой. Вот почему эта игра называется игрой действий. Вы ожидаете побития своей фишки, но возмездие крайне выгодно для вас.
Игра действий также не позволяет О укрепить преимущество, которое он имеет в гонке. Как и в предыдущей позиции, пассивная игра здесь была бы фатальной. Вы не можете дать себе достаточно времени для усиления своей доски до того, как начнете применять игру действий, потому что в следующем броске или двух О станет более опасным и менее незащищенным. В то время, как вы будете закрывать свой Дом, он может закрыть жизненно важный для вас пункт 20 или пункт 21. Если вы будете играть пассивно сейчас, вы обеспечите себе весьма унылую перспективу сидения в ловушке в пункте 24 и ожидания удачного шота. Если дабл-кубом владеет О или куб все еще находится посредине доски, он удвоит ставку и вынудит вас сдаться до того, как у вас "появится шанс на удачный шот.
Для того чтобы О укрепил свою позицию и безопасно ввел свои фишки в Дом, он должен обезопасить свои блоты и закрыть новые пункты. Сделав ход, предложенный нами, вы провоцируете О отвлечься от более важных целей. Ваш блот в бар-пункте становится раздражающей «мухой в компоте», которую необходимо убрать до того, как его джаггернаутова колесница сможет вкатиться в Дом. В следующем броске О будет сложно закрыть новые ключевые пункты, особенно пункты в Доме, например, пункт 20 или 21. Ему придется одновременно обезопасить свои блоты и выбить вашу фишку из своего бар-пункта. Он не может позволить вам оставить блот в данном пункте, поскольку, если вы выбросите 6 и овладеет бар-пунктом, вы сможете существенно усилить свою удерживающую позицию.
Крайне важно удержать О от закрытия пунктов 20 или 21, так как эти пункты облегчают ему ввод фишек в Дом для последующего удерживания ваших дальних фишек. Если вы воспользуетесь игрой действий, О придется повременить с закрытием внутреннего пункта в течение, по меньшей мере, еще одного броска (если он, конечно, не выбросит дубль). Следовательно, если ваш блот побьют, то лучше, если это произойдет во Дворе, а не в Доме.
В данный момент мы детально рассмотрели позицию 2. Если вам все еще непонятны причины хода 24/18, 8/7 или вы хотите проанализировать позицию глубже, мы рекомендуем вам рассмотреть все возможные для О варианты бросков (двадцать одна комбинация) и сравнить результирующие позиции при применении игры действий и без нее.
Позиция 3 сходна с предыдущей. Правильным является ход 23/18. И снова основные критерии (а именно: у вас три дальние фишки, у противника – ни одной, у вас закрыто четыре пункта в Доме, у него – два) прямо указывают на необходимость дерзкого и провокационного хода.
В действительности же позиция 3 более опасна для вас, чем позиция 2, поскольку у вас есть дополнительные блоты, а О уже закрыл пункт 20. Так как игра в любом случае неблагоприятна для вас, вы должны играть агрессивно, чтобы обеспечить себе шансы на победу. Если вы сейчас будете играть пассивно, О с большой вероятностью закроет дополнительные пункты в своем Доме и побьет вас.
Игра действий оставляет вас незащищенным от побития двух фишек. Но если О побьет вашу фишку в своем Доме, у вас появится возможность прямого шота, в то же время у вас есть сильная доска с четырьмя закрытыми пунктами. Если О побьет только одну фишку, у вас могут появиться возвратные шоты непосредственно из бара и еще несколько шотов, которые позволят вам ввести фишку в игру и закрыть бар-пункт О.
В позиции 4 правильным является ход 24/20, 6/5. Вам не следует терять время на закрытие пункта 4, вы должны действовать немедленно, чтобы произошел контакт.
Общее правило гласит, что игроку не рекомендуется передвигать фишки в пункт 5 противника (пункт 20), если у него есть дополнительные фишки, которые могут достичь этого пункта. Но поскольку в данном случае необходим сильный ход, нужно сделать исключение из этого правила. Ждать более благоприятного развития игры в пункте 24 – занятие безнадежное. Вы должны сейчас же войти в пункт 20 с риском закрытия этого пункта поверх вашего блота или двойного побития. На самом деле чисел, которые позволят непосредственно закрыть пункт 20, не так уж и много. И, кроме того, эти числа в любом случае благоприятны для О. Если О побьет вашу фишку блотом, у вас появится большое количество возвратных шотов и обмен ударами станет выгоден вам. Так как фишка в пункте 20 не позволяет О перевести строителей с его среднего пункта и оставить блоты в своем Дворе, эта позиция провоцирует вас на активные действия.
Основное условия для применения того, что мы называем игрой действий, – отсутствие дальних фишек у вашего противника. Правильным в позиции 5 является ход 23/18, 6/5. Это типичная ситуация игры действий, в который вы помещаете слот в бар-пункт О, чтобы не позволить ему закрыть какой-либо из ключевых пунктов в своем Доме.
Позиция 6 похожа на позицию 5 с одним исключением: у О есть одна дальняя фишка в вашем Доме. Хотя у вас может появиться желание сыграть дерзко, данная позиция не является позицией игры действий, как мы ее определили. Ваша единственная цель не в том, чтобы вас побили, – вы должны еще и удержать дальнюю фишку противника. Следовательно, вы должны закрыть пункт 5, используя вполне консервативный ход 6/5, 10/5.
В следующей главе мы продолжим рассказ о специальных технических приемах, которые используются в случаях, если у противника только одна дальняя фишка.
ГЛАВА 19
ОДНА ФИШКА ПРОТИВНИКА
В ВАШЕМ ДОМЕ
Сейчас мы рассмотрим позиции, в которых у вашего противника остается только одна фишка в вашем Доме, а у вас есть, по меньшей мере, две фишки в Доме противника. Как мы уже отметили, в таких случаях необходима агрессивная и провокационная игра. В данном случае, если у противника есть только одна дальняя фишка, вы должны преследовать две основные цели: вам нужно принять дополнительные меры предосторожности, чтобы не позволить противнику вывести свою дальнюю фишку, и, как и в главе 18, вы обязаны действовать в провокационной манере, чтобы отбросить назад еще одну фишку противника.
Удерживание последней дальней фишки противника
Использование слота и закрытие вашего бар-пункта
Когда противник угрожает вам выводом своей последней дальней фишки и выходом на лидирующую позицию в гонке, вам приходится идти на дополнительный риск, чтобы удержать его.
В позиции 1 вам следует играть 8/7, 23/20. Хотя слот в вашем бар-пункте не удержит противника от побега, если он выбросит число 6 (в этом броске его не удержит ничего), и не сможет побить его, вы прикроете бар-пункт и осложните последующее передвижение его дальней фишки. Дополнительный стимул для помещения слота в бар-пункт в ситуации, когда у противника есть только одна фишка в вашем Доме, был детально описан в главе 17.
В разделе I мы отметили, что пункт 5 является более ценным, чем бар-пункт. Даже, если у вашего противника есть только одна дальняя фишка, в большинстве случаев правильным ходом является закрытие пункта 5, а не бар-пункта. Из этого правила есть только одно исключение. Вот оно.
В позиции 2 для того чтобы закрыть пункт 5, вам придется пожертвовать строителем в пункте 11. Этот строитель удерживает О от вывода фишки в ваш Двор. Поэтому в данной позиции более предпочтительным является закрытие бар-пункта ходом 13/7, 8/7, который позволит вам сохранить строителя в пункте 11.
Перемещение фишки во Двор вашего противника
Еще один метод удерживания последней фишки вашего противника – размещение фишки в его Дворе.
В позиции 3 правильным является ход 20/15. Этот ход менее рискован, чем помещение слота в бар-пункте 8/7, что может вызвать определенные неудобства, поскольку у вас все еще остается несыгранным число 4. Вывод дальней фишки оставляет противнику всего несколько выигрышных шотов, в то время как слот дает ему выигрышное число 6. Выводя одну из дальних фишек во Двор противника, вы получаете дополнительные возможности контроля над обоими Дворами.
Даже если О выбросит число 6 (но не 6-5), у вас появится возможность крупного двойного прямого шота. Поскольку у вас передовой якорный пункт в его Доме при двух пунктах, закрытых О в своем Доме, вам не нужно беспокоиться о том, что вас могут побить.
Побитие в Доме и помещение слота
Третий метод предотвращения побега противника проиллюстрирован в позиции 4.
О снова угрожает нам побегом своей фишки при выпадении числа 6. Можно просто поставить слот в вашем бар-пункте ходом 13/7, но существует и более сильный ход: 8/7, 6/1*. Побив О в пункте 1 и поместив одновременно слот, вы осложняете его побег в следующем броске. Этот ход также имеет преимущество «кражи» бар-пункта. Не важно, побьют вас в пункте 1 или нет, у вас появятся отличные перспективы на закрытие бар-пункта в следующем броске. Именно по этой причине (т.е. для того чтобы получить бар-пункт) побитие в Доме и помещение слота в бар-пункте часто используется и в других позициях, когда у вашего противника есть не только одна дальняя фишка.
Например, в позиции 5 правильным является ход 11/7, 6/1*. Послав вторую фишку противника на бар, вы практически гарантируете закрытие своего бар-пункта. В позиции 4 и в позиции 5 смысл побития противника в пункте 1 заключается не в дальнейшем закрытии этого пункта, а в более быстром закрытии бар-пункта.
Ложная атака
Еще один метод, который хотя бы временно предотвратит побег противника, – применение ложной атаки для отвлечения его внимания.
В позиции 6 правильным ходом является 6/5, 24/22. Поставив под угрозу фишку О в пункте 16, вы вынуждаете противника принять меры предосторожности в своем Дворе, что не дает ему немедленно вывести свою фишку из вашего Дома. Это еще один пример замедляющего хода, т.е. хода, который сам по себе может не иметь большого значения, но вынуждает О потратить впустую одно или оба выброшенных числа. Передвигая фишку в пункт 22, вы подвергаете себя несколько большему давлению со стороны противника. Но даже если О закроет этот пункт поверх вашего блота, у него все еще будет два закрытых пункта в Доме (причем пункт 22 находится слишком глубоко, чтобы представлять собой непосредственную опасность).
Таким же образом в позиции 7 правильным будет ход 24/18. До того как О сможет вывести свою дальнюю фишку, ему придется побить вашу фишку в пункте 18. Следовательно, вы не позволяете ему покинуть ваш Дом, по меньшей мере, в течение этого броска. Эта игра очень похожа на игру действий (см. позицию 2 в главе 18). Кроме того, что вы не позволяете О вывести свою дальнюю фишку, вы также не даете ему укрепить свою позицию и создать возможности для возвратного шота.
Использование агрессивной игры и принуждение противника к обмену ударами
Бейте фишку противника, если это возможно
Позиция 7 иллюстрирует другую важную цель в ситуации, когда у противника есть только одна дальняя фишка: вы должны попытаться выбить вторую фишку противника. По этой причине, если у вас есть выбор между побитием противника или закрытием ключевого пункта, предпочтение обычно отдается побитию фишки противника, что позволяет отбросить ее к самому началу пути. Если вам не удается побить новую фишку, то по меньшей мере вы можете воспользоваться преимуществом, которое вам предоставляет нежелание противника быть побитым, обезопасить хорошие пункты и спровоцировать его.
В действительности же вы можете пойти на дополнительный риск, на который вы бы не пошли в другой ситуации. В главе 17 мы предостерегали вас от использования слота при разделенных дальних фишках, а в главе 22 мы предупреждаем вас об опасности попадания фишки в клещи противника (т.е. разделения дальних фишек и перемещения одной из них в пункты 4 или 5 противника, если у него есть дополнительные строители, которые могут достичь этого пункта). Оба эти запрета применяются к ситуациям, когда у вашего противника одна дальняя фишка, но менее категорично и с большим количеством исключений. Аналогично ходы, предполагающие разделение фишек и помещение одной из них в бар-пункт противника в надежде на возвратные шоты, применяются более часто в тех ситуациях, когда у противника только одна фишка в вашем Доме.
В позиции 8 О сначала выбросил 6-5 и перевел фишку в средний пункт ходом 1/12. Если вы после это го выбросите 6-3 (6-2 или 6-4), у вас появится отличная возможность продвинуться в бар-пункт противника 24/18, 13/10. Обмен ударами, который может возникнуть, если О побьет вашу фишку в своем бар-пункте, крайне выгоден для вас (так как это позволяет свести на нет комбинацию 6-5, сыгранную противником в предыдущем броске). Если О не побьет эту фишку, вы получите контроль над всеми секторами доски.
Из тех же соображений в позиции 9 правильным будет ход 24/18, 8/4.
Разделение дальних фишек и помещение одной из них в пункт 4 или пункт 5
В предыдущих примерах вы помещали слот в бар-пункт противника, когда у того была одна фишка в вашем Доме. Часто встречаются ситуации, при которых рекомендуется по возможности перемещать фишку в пункты 4 или 5 противника (здесь пункты 21 и 20).
Предположим, что О выбросил 6-5 и сыграл 1/12, как это показано в позиции 10. X выбрасывает 4-3 и играет 24/20, 13/10. Это лучший из возможных ходов – отличный момент для того, чтобы войти в пункт 5 О до того, как у него появятся строители в его Дворе и ситуация станет слишком опасной.
Поскольку у О есть очень мало чисел, которые он может сыграть безопасно, он, вероятно, будет вынужден атаковать вас в пункте 20 и начать состязание по побитию блотов. В обычной ситуации О был бы рад сделать это. Но, так как он имеет меньшее количество дальних фишек, чем вы, обмен ударами будет выгоден только вам.
Ответная реакция на дебютные броски
Многие из ходов при дебютных бросках являются факультативными, т.е. не существует одного хода, который был бы явно лучше других. Но если на этой стадии игры противнику удастся вывести свою дальнюю фишку, реакция на его ходы должна быть более определенной. Вы должны применять более провокационные ходы. Например, если ваш противник начинает с комбинации 6-5 (или выводит свою дальнюю фишку с помощью комбинаций 6-3 или 6-4, а вы не можете его побить), вам следует попытаться разделить свои дальние фишки и вынудить противника к контакту. Таким образом, когда у противника есть только одна дальняя фишка, следующие комбинации начальных бросков должны играться так: 3-2 (24/21, 13/11), 4-3 (24/20, 13/10), 6-3 (24/18, 13/10), 5-4 (13/8, 24/20), 6-2 (24/18, 13/11), 6-4 (24/18, 13/9).
ГЛАВА 20
«ЗОЛОТОЙ ПУНКТ»
В нардах игрок постоянно подвержен неожиданным случайностям и неблагоприятным поворотам судьбы. Нарды – игра внезапных неудач: игрок, который имеет выигрышную позицию, может быть побит непредвиденным шотом или остаться на баре в ключевом броске при двух или трех закрытых пунктах в Доме противника. Вы никогда не можете полностью предотвратить серию неудачных бросков или неожиданных катастроф. На самом деле именно этот аспект игры и делает ее такой захватывающей, а подчас и разочаровывающей.
Но вы можете существенно обезопасить себя во время всей игры, если закроете один единственный пункт. Это пункт 5 вашего противника, который называется «золотым пунктом». Это самый важный из всех пунктов, которые вы можете закрыть в течение всей игры.