Игра III. Блокирующая игра 11 страница

В пер­вой час­ти дан­ной гла­вы мы ана­ли­зи­ру­ем, по­че­му «зо­ло­той пункт» име­ет та­кую цен­ность, не толь­ко ис­хо­дя из то­го, что имен­но он не да­ет пред­при­нять ва­­ш­ему про­тив­ни­ку, но и из то­го, что он по­зво­ля­ет сде­лать не­по­сред­ст­вен­но вам. Во вто­рой час­ти гла­вы мы по­пы­та­ем­ся от­ве­тить на во­прос, ко­гда и как сле­ду­ет за­к­р­ывать этот пункт, а ко­гда его нуж­но ос­та­вить. В по­след­ней час­ти этой гла­вы мы рас­смот­рим во­прос удер­жи­ва­ния дру­гих пунк­тов в До­ме ва­ше­го про­тив­ни­ка.

Цен­ность «зо­ло­то­го пунк­та»

Раз­ру­ше­ние пла­нов про­тив­ни­ка

В те­че­ние иг­ры вы мо­же­те столк­нуть­ся с дву­мя ос­нов­ны­ми опас­но­стя­ми, ко­то­рые в свою оче­редь яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми це­ля­ми ва­ше­го про­тив­ни­ка: про­тив­ник мо­жет за­крыть свою дос­ку для вас и соз­дать бло­ка­ду, ко­то­рая не по­зво­лит вам вы­­ве­сти свои фиш­ки. Удер­жи­ва­ние пунк­та 5 про­тив­ни­ка обес­пе­чи­ва­ет вас от­лич­­ной за­щи­той от этих двух опас­но­стей.

Во-пер­вых, про­тив­ник не мо­жет за­крыть для вас свою дос­ку, ес­ли вы удер­жи­­ва­ете якор­ный пункт в его До­ме. Ес­ли вы вла­дее­те «зо­ло­тым пунк­том», вы мо­же­­те быть поч­ти пол­но­стью уве­ре­ны в том, что смо­же­те вве­сти по­би­тую фиш­ку в иг­ру и вы­жить в слу­чае ре­ши­тель­но­го на­сту­п­ле­ния оп­по­нен­та.

Во-вто­рых, обыч­но ва­ше­му про­тив­ни­ку тя­же­ло сфор­ми­ро­вать бло­ка­ду и пол­­н­остью вос­пре­пят­ст­во­вать про­дви­же­нию фи­шек из сво­его пунк­та 5. Соз­дать блока­ду во Дво­ре очень тя­же­ло, и да­же ес­ли та­кая бло­ка­да соз­да­на, она час­то ме­­ш­ает са­мо­му ее вла­дель­цу.

Та­ким об­ра­зом удер­жи­ва­ние пунк­та 5 про­тив­ни­ка обес­пе­чи­ва­ет ва­шу безо­пас­­ность и раз­ру­ша­ет ос­нов­ные пла­ны иг­ры со­пер­ни­ка: ата­кую­щую иг­ру и удер­жи­­ва­ющую иг­ру. Этот пункт так­же сво­дит на нет еще один план иг­ры – план стре­­м­ител­ьной иг­ры.

Пред­по­ло­жим, что про­тив­ник су­мел вы­вес­ти свои даль­ние фиш­ки из ва­ше­го До­ма и ли­ди­ру­ет в гон­ке. Удер­жи­вая пункт 5 О, вы все еще мо­же­те ос­лож­нить сво­ему про­тив­ни­ку про­цесс ос­во­бо­ж­де­ния его сред­не­го пунк­та и безо­пас­но­го вво­да фи­шек в Дом.

Фиш­ки, рас­по­ло­жен­ные в «зо­ло­том пунк­те», все­гда мо­гут пря­мо дос­тичь Дво­ра про­тив­ни­ка, не по­зво­ляя ему безо­пас­но пе­ре­вес­ти строи­те­лей в этот край­не важ­ный квад­рант дос­ки. По этой при­чи­не «зо­ло­той пункт» – это ключ к ус­пеш­ной удер­­ж­ива­ющей иг­ре, ко­то­рая яв­ля­ет­ся од­ним из наи­бо­лее час­то ис­поль­зуе­мых ти­пов иг­ры сре­ди про­фес­сио­наль­ных иг­ро­ков в нар­ды.

Наи­луч­шая удер­жи­ваю­щая иг­ра пред­по­ла­га­ют вла­де­ние «зо­ло­тым пунк­том» и еще, по мень­шей ме­ре, од­ним пунк­том. К при­ме­ру, мы уже ви­де­ли, что об­ла­да­­ние «зо­ло­тым пунк­том» и ва­шим сред­ним пунк­том су­ще­ст­вен­но ос­лож­ня­ет про­тив­­н­ику про­цесс ос­во­бо­ж­де­ние его сред­не­го пунк­та. Еще один тип удер­жи­ваю­щей по­зи­ции пред­по­ла­га­ет об­ла­да­ние «зо­ло­тым пунк­том» и пунк­том 24 (пунк­том 1 ва­­ш­его про­тив­ни­ка). Об­ла­да­ние эти­ми дву­мя пунк­та­ми так­же де­ла­ет пе­ре­вод фи­шек про­тив­ни­ка в его Дом весь­ма не­безо­пас­ным.

Раз­ви­тие ва­ше­го соб­ст­вен­но­го пла­на иг­ры

Безо­пас­ность, ко­то­рой обес­пе­чи­ва­ет вас об­ла­да­ние пунк­том 5 про­тив­ни­ка, да­ет вам боль­шую сво­бо­ду дей­ст­вий в дру­гих квад­ран­тах дос­ки. Как пра­ви­ло, вы мо­же­те по­зво­лить се­бе пой­ти на го­раз­до боль­ший риск и про­ти­во­сто­ять се­рии не­бла­го­­пр­ия­тных бро­сков на­мно­го луч­ше, чем иг­рок, не вла­дею­щий этим пунк­том.

В гла­ве 16 мы уже уви­де­ли, что ко­гда вам не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить, сле­ду­ет ли вам пой­ти на риск или ос­та­вить шот, то ре­шаю­щим так­ти­че­ским кри­те­ри­ем яв­ля­­е­тся на­ли­чие у вас про­дви­ну­то­го якор­но­го пунк­та. И в ча­ст­но­сти: вла­дее­те ли вы «зо­ло­тым пунк­том»? Один из ос­нов­ных и эф­фек­тив­ных ме­то­дов для обес­пе­че­ния по­бе­ды при иг­ре в нар­ды – это про­сто за­крыть дан­ный пункт, а за­тем про­дол­­жать де­лать свое де­ло, соз­да­вая бло­ка­ду или ата­куя даль­ние фиш­ки про­тив­ни­ка. Да­же ес­ли вас по­бьют раз или два в про­цес­се иг­ры, вы все еще мо­же­те рас­счи­­т­ывать на ус­пех.

Об­ла­да­ние «зо­ло­тым пунк­том» – чрез­вы­чай­но силь­ный мо­тив для ата­ки про­­ти­вн­ика. В си­туа­ции, ко­гда вы пы­тае­тесь ата­ко­вать про­тив­ни­ка в ва­шем До­ме, об­­л­ад­ание его пунк­том 5 по­зво­ля­ет вам уд­во­ить став­ку, да­же ес­ли ва­ши шан­сы на эту ата­ку не осо­бен­но ве­ли­ки. И ес­ли эта ата­ка в сво­ем До­ме про­ва­лит­ся, у вас бу­дет твер­дая по­зи­ция в иг­ре. Но ес­ли вы не обес­пе­чи­ли се­бе безо­пас­ность за­­кр­ыт­ием «зо­ло­то­го пунк­та», бу­де­те иметь на­мно­го луч­шие шан­сы на ус­пеш­ную ата­ку в сво­ем До­ме до то­го, как вы уд­вои­те став­ку.

По­сколь­ку об­ла­да­ние пунк­том 5 про­тив­ни­ка да­ет вам ба­ланс сил прак­ти­че­ски до кон­ца иг­ры и про­иг­рать гэм­мон, об­ла­дая этим пунк­том, край­не слож­но, то вы мо­же­те при­ни­мать пред­ло­же­ния об уд­вое­нии ста­вок в си­туа­ци­ях, ко­то­рые мог­ли бы вы­звать со­мне­ние при дру­гих об­стоя­тель­ст­вах. И на­обо­рот, вам при­дет­ся по­­д­о­ждать и не уд­ваи­вать став­ку, ес­ли про­тив­ник вла­де­ет ва­шим пунк­том 5.

Ко­гда не­об­хо­ди­мо удер­жи­вать «зо­ло­той пункт»

Безо­пас­ная иг­ра по срав­не­нию с дерз­кой иг­рой

Мы уже об­ра­ща­ли ва­ше вни­ма­ние на важ­ность соз­да­ния и удер­жи­ва­ния «зо­ло­­т­ого пунк­та». Впол­не оче­вид­но, что один из са­мых зна­чи­тель­ных не­дос­тат­ков сред­­н­его иг­ро­ка – это не­по­ни­ма­ние цен­но­сти это­го пунк­та, вслед­ст­вие че­го он час­то упус­ка­ет воз­мож­ность за­кры­тия это­го пунк­та или ос­во­бо­ж­да­ет его преж­де­вре­мен­но. Боль­шин­ст­во иг­ро­ков ос­во­бо­ж­да­ют этот пункт слиш­ком ра­но без дос­та­точ­ных при­чин для по­доб­но­го ша­га.

Ко­гда вам сле­ду­ет за­кры­вать «зо­ло­той пункт»? Это ре­ше­ние не­об­хо­ди­мо при­­н­имать в том слу­чае, ес­ли про­тив­ник сде­лал де­бют­ный бро­сок, а вы за­тем вы­­бр­ос­или ком­би­на­цию 2-2.

В по­зи­ции 1 О вы­бро­сил ком­би­на­цию 3-2 и пе­ре­вел двух ак­тив­ных строи­те­­лей из сво­его сред­не­го пунк­та бли­же к До­му 12/15, 12/14. Наи­луч­шим для X бу­дет ход 24/20(2), с по­мо­щью ко­то­ро­го он мо­жет за­хва­тить «зо­ло­той пункт». Ес­ли вы чув­ст­вуе­те, что ло­вуш­ка для ва­ших даль­них фи­шек на­чи­на­ет за­хло­пы­вать­ся, мы ре­ко­мен­ду­ем вам не­мед­лен­но за­нять пункт 20.

С дру­гой сто­ро­ны, в по­зи­ции 2 О не име­ет строи­те­лей в сво­ем Дво­ре, и сле­­д­ов­ател­ьно, X ни­че­го не уг­ро­жа­ет. В этой си­туа­ции луч­шим хо­дом бу­дет 6/4(2), 13/11(2). Та­кой ход по­зво­ля­ет вам не­мед­лен­но ока­зать дав­ле­ние на О. Ве­ро­ят­но, у X поя­вит­ся хо­ро­шая воз­мож­ность безо­пас­но раз­де­лить свои фиш­ки в До­ме О не­сколь­ко поз­же, что по­зво­лит ему соз­дать про­дви­ну­тый якор­ный пункт.

Мы мо­жем уви­деть, что здесь при­ме­ня­ет­ся кри­те­рий, опи­сан­ный на­ми в гла­ве 16: ко­гда по­зи­ция пред­став­ля­ет для вас опас­ность, по­пы­тай­тесь обезо­па­сить ее пу­тем за­хва­та «зо­ло­то­го пунк­та». Ес­ли пря­мой уг­ро­зы для вас нет, вы мо­же­те сде­лать силь­ный ход в ка­ком-ли­бо дру­гом мес­те.

В по­зи­ции 3 X не ощу­ща­ет се­бя за­гнан­ным в ло­вуш­ку. X име­ет боль­ше за­кры­­тых пунк­тов в До­ме, чем О. О на­хо­дит­ся на ба­ре. Сле­до­ва­тель­но, вме­сто за­кры­­тия «зо­ло­то­го пунк­та» 24/20, 23/20 X де­ла­ет бо­лее аг­рес­сив­ный ход 9/5, 8/5.

Сда­ча «зо­ло­то­го пунк­та» ра­ди по­би­тия про­тив­ни­ка

Од­на из при­чин, по ко­то­рой у вас воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость сдать «зо­ло­той пункт», – это по­би­тие фи­шек про­тив­ни­ка. В пер­вую оче­редь мы рас­смот­рим об­щий во­прос о цен­но­сти по­би­тия. В гла­ве 16 мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли об­стоя­тель­ст­ва, при ко­то­рых вы охот­но иде­те на риск по­би­тия ва­ших фи­шек (обыч­но пря­мым шо­том). Здесь мы рас­смот­рим об­рат­ную си­туа­цию, т.е. на­сколь­ко силь­на ва­ша мо­ти­ва­ция для по­би­тия про­тив­ни­ка? Мы уви­дим, что ва­ше же­ла­ние по­бить мо­жет оп­ре­де­лять­ся не­же­ла­ни­ем про­тив­ни­ка быть по­би­тым, как это бы­ло в гла­ве 16.

По­би­тие и от­каз от не­го

Ко­гда вы бье­те, ваш про­тив­ник те­ря­ет ша­ги и его по­ло­же­ние в гон­ке ухуд­ша­ет­ся. По­бив фиш­ку про­тив­ни­ка, вы так­же мо­же­те за­ста­вить его по­те­рять весь бро­сок или не­сколь­ко бро­сков, ес­ли ваш про­тив­ник не смо­жет сно­ва вве­сти по­би­тую фиш­ку в иг­ру. Вы за­хо­ти­те по­бить фиш­ку, что­бы удер­жать про­тив­ни­ка от за­кры­­тия клю­че­во­го пунк­та, ли­шить его сво­бод­ных строи­те­лей или про­сто за­щи­тить се­бя.

Вы мо­же­те по­бить его, ис­поль­зуя за­мед­ляю­щий ход, что­бы за­ста­вить про­тив­­н­ика по­тра­тить впус­тую часть бро­ска, а так­же по раз­лич­ным дру­гим так­ти­че­ским при­чи­нам.

По­сколь­ку бла­го­да­ря по­би­тию фи­шек про­тив­ни­ка вы все­гда вы­ры­вае­тесь впе­ред в гон­ке, ос­та­ет­ся еще один во­прос: по­че­му бить не сто­ит? Вы мо­же­те от­ка­зать­ся от по­би­тия про­тив­ни­ка из-за опас­но­сти воз­врат­ных шо­тов. Да­же ес­ли вам не уг­ро­жа­ет пря­мая опас­ность, вы мо­же­те ис­пы­ты­вать боль­шие со­мне­ния по по­во­ду то­го, сто­ит ли ос­тав­лять клю­че­вой пункт ра­ди по­би­тия про­тив­ни­ка. Кро­ме то­го, бро­сок мож­но ис­поль­зо­вать для за­кры­тия ка­ко­го-ли­бо клю­че­во­го пунк­та. Ино­гда, ко­гда речь идет об иг­рах, в ко­то­рых вы удер­жи­вае­те не­сколь­ко пунк­тов в До­ме про­тив­ни­ка или удер­жи­вае­те фиш­ки про­тив­ни­ка в сво­ем До­ме, и где вы стре­ми­­тесь за­ста­вить про­тив­ни­ка дви­гать­ся и ого­лить свои пунк­ты, в ход идут дру­гие прин­ци­пы, ко­то­рые за­ста­вят вас из­бе­жать по­би­тия фи­шек про­тив­ни­ка.

Ко­гда вы об­ду­мы­вае­те воз­мож­ность по­би­тия фиш­ки про­тив­ни­ка, при­ни­май­те во вни­ма­ние кри­те­рии, об­рат­ные пе­ре­чис­лен­ным в гла­ве 16. Ес­ли ваш про­тив­ник за­ду­мал­ся над во­про­сом, сто­ит ли ему при­бег­нуть к дерз­кой иг­ре, вы, ве­ро­ят­но, не по­лу­чи­те осо­бой вы­го­ды от по­би­тия его фи­шек, ес­ли он изу­чил гла­ву «Безо­­па­сная иг­ра по срав­не­нию с дерз­кой иг­рой» и сде­ла­ет вы­вод, что дол­жен хо­дить безо­пас­но, то вам, ве­ро­ят­но, сто­ит по­бить его.

Так­ти­че­ские кри­те­рии для по­би­тия

Мы на­ча­ли гла­ву 16 с рас­смот­ре­ния че­ты­рех так­ти­че­ских кри­те­ри­ев. Впол­не оче­­ви­дно, что вы за­хо­ти­те на­нес­ти удар, ес­ли по­би­тие опас­но для ва­ше­го про­тив­ни­­ка. Чем луч­ше си­туа­ция в ва­шем До­ме, тем бо­лее опас­ным для про­тив­ни­ка бу­дет по­би­тие его фи­шек, в то вре­мя как на­ли­чие пе­ре­до­во­го якор­но­го пунк­та в ва­шем До­ме умень­ша­ет для не­го эту опас­ность.

В по­зи­ции 4 X сле­ду­ет хо­дить 20/14* и по­бить фиш­ку О. Вы мо­же­те на­де­ять­ся пе­ре­вес­ти свои фиш­ки в Дом и за­крыть до­пол­ни­тель­ные пунк­ты, по­ка О бу­дет пы­­тат­ься вой­ти в ваш Дом, где вы уже за­кры­ли че­ты­ре пунк­та.

Но в по­зи­ции 5 вам не сле­ду­ет бить про­тив­ни­ка и ос­тав­лять «зо­ло­той пункт», по­сколь­ку О кон­тро­ли­ру­ет ваш пункт 5, а ва­ша сла­бая по­зи­ция в До­ме не пред­­ста­вл­яет для О осо­бой уг­ро­зы.

Вы так­же долж­ны по­ду­мать о том, на­сколь­ко силь­ным бу­дет ваш про­тив­ник в слу­чае, ес­ли вы по­бье­те его фиш­ку. Во-пер­вых, по­смот­ри­те, есть ли у не­го воз­­мо­жность для воз­врат­ных шо­тов. Ес­ли у вас есть не­за­щи­щен­ный блот в ва­шем До­ме, мо­ти­вы для по­би­тия про­тив­ни­ка умень­ша­ют­ся. Во-вто­рых, ес­ли вы под­став­­ля­ете се­бя под уг­ро­зу воз­врат­ных шо­тов, ко­гда по­зи­ция про­тив­ни­ка в его До­ме весь­ма силь­на, а ваш Дом прак­ти­че­ски не за­крыт, по­во­дов для по­би­тия его фи­шек у вас так­же не­мно­го. Вме­сто по­би­тия про­тив­ни­ка про­сто по­хо­ди­те 8/2.

Стра­те­ги­че­ские кри­те­рии для по­би­тия

Как стра­те­ги­че­ские прин­ци­пы, пред­ло­жен­ные на­ми в гла­ве 16, при­ме­ня­ют­ся при по­би­тии про­тив­ни­ка из «зо­ло­то­го пунк­та»? Во-пер­вых, по­смот­ри­те, сколь­ко даль­них фи­шек име­ет ваш про­тив­ник. Ес­ли у про­тив­ни­ка нет фи­шек в ва­шем До­ме, у вас есть силь­ный мо­тив по­бить его, что­бы за­хва­тить в ло­вуш­ку, по мень­шей ме­ре, од­ну его фиш­ку. Гла­ва 18 бы­ла пол­но­стью по­свя­ще­на про­бле­ме обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти уда­ра в та­ких си­туа­ци­ях. Да­лее, ес­ли у про­тив­ни­ка есть толь­ко од­на фиш­ка в ва­шем До­ме, вы вы­ну­ж­­д­ены по­бить его для то­го, что­бы не дать ему по­бе­дить в иг­ре пу­тем вы­во­да его по­след­ней даль­ней фиш­ки (как и пре­дот­вра­тить по­бег про­тив­ни­ка из ва­ше­го До­ма, опи­сан­но­го в гла­ве 19) и урав­нять шан­сы в гон­ке.

В по­зи­ции 6 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход бар/16*, не­смот­ря на тот факт что вы мо­же­те за­крыть пункт 20 хо­дом бар/20, 24/20.

Но в по­зи­ции 7 у О уже есть три даль­ние фиш­ки. Здесь вы долж­ны за­крыть «зо­­л­отой пункт» бар/20, 24/20. В слу­ча­ях, ко­гда О име­ет три или бо­лее фи­шек в ва­шем До­ме, вы по­лу­чи­те мень­ше вы­го­ды от по­би­тия его фи­шек.

В по­зи­ции 8 у вас чрез­вы­чай­но сла­бая по­зи­ция в сво­ем До­ме, по­это­му вы не по­лу­чи­те прак­ти­че­ски ни­че­го от по­би­тия фи­шек про­тив­ни­ка. У О есть две даль­ние фиш­ки, а у вас – од­на. Ес­ли вы по­бье­те его хо­дом 24/20*, он с лег­ко­стью вве­дет по­би­тую фиш­ку в иг­ру и, воз­мож­но, соз­даст про­дви­ну­тый якор­ный пункт или по­бьет вас в от­вет.

Бо­лее кон­ст­рук­тив­ным хо­дом в этом слу­чае яв­ля­ет­ся за­кры­тие ва­ше­го соб­ст­вен­­н­ого пунк­та 5 – 8/5, 6/5. За­меть­те, что вам не обя­за­тель­но из­бе­гать по­би­тия про­­ти­вн­ика про­сто по­то­му, что у не­го есть три или че­ты­ре фиш­ки в ва­шей час­ти дос­ки (за ис­клю­че­ни­ем удер­жи­ваю­щих игр, в ко­то­рых вы за­хва­ты­вае­те пунк­ты в До­ме про­тив­ни­ка, на­де­ясь по­бить его, ко­гда он бу­дет вхо­дить в Дом), но у вас мо­жет не быть серь­ез­ных мо­ти­вов для по­би­тия.

Дру­гой важ­ный стра­те­ги­че­ский кри­те­рий – это ко­ли­че­ст­во ва­ших фи­шек в До­ме про­тив­ни­ка. Ес­ли у вас ма­ло фи­шек в его До­ме и/или их мень­ше, чем у про­тив­­н­ика, у вас нет при­чин на­чи­нать со­стя­за­ние по по­би­тию бло­тов.

В по­зи­ции 9 у X есть вы­бор – по­бить О, 24/20* ли­бо за­крыть пункт 5 8/5, 6/5. Оба хо­да по-сво­ему хо­ро­ши, но все же не­мно­го луч­шим яв­ля­ет­ся по­би­тие про­тив­­н­ика. По­сколь­ку у обе­их сто­рон есть даль­ние фиш­ки и шан­сы в гон­ке при­мер­но рав­ны, то, по­бив про­тив­ни­ка, вы по­лу­чае­те ли­ди­рую­щую по­зи­цию в обе­их этих об­лас­тях. Кро­ме то­го, у вас мо­жет поя­вить­ся воз­мож­ность поз­же за­крыть пункт 20. Ес­ли вы не по­бье­те О, а вме­сто это­го за­крое­те пункт 5, вы да­ди­те про­тив­ни­ку воз­мож­ность зак­рыть пункт 20, что пре­дос­та­вит ему прак­ти­че­ски рав­ную с ва­ми по­зи­цию.

По­зи­ция 10 яв­ля­ет­ся еще од­ним при­ме­ром то­го, где вы­бор нель­зя оп­ре­де­лить чет­ко. Долж­ны ли вы бить 24/17* или за­крыть «зо­ло­той пункт» 24/20, 23/20? Ко­гда у вас воз­ни­ка­ют со­мне­ния, за­кры­вай­те «зо­ло­той пункт».

Опыт­ный иг­рок от­ка­жет­ся бить блот во Дво­ре про­тив­ни­ка, ес­ли вме­сто это­го он мо­жет за­крыть «зо­ло­той пункт» при ус­ло­вии, что по­би­тие бло­та не име­ет ре­­ша­ющ­его зна­че­ния для даль­ней­ше­го раз­ви­тия иг­ры.

Сда­ча «зо­ло­то­го пунк­та» ра­ди по­би­тия или по ка­кой-ли­бо иной при­чи­не – это ре­ше­ние, к ко­то­ро­му не­об­хо­ди­мо от­не­стись серь­ез­но. Ес­ли вы ре­шае­те ос­та­вить этот пункт, вы долж­ны при­ни­мать во вни­ма­ние не толь­ко не­по­сред­ст­вен­ную опас­ность воз­врат­ных шо­тов, но и воз­мож­ные не­при­ят­но­сти в про­цес­се не­сколь­ких сле­­ду­ющих бро­сков и дол­го­вре­мен­ную по­те­рю безо­пас­но­го мес­та в До­ме про­тив­ни­­ка. В дей­ст­ви­тель­но­сти иг­рок-экс­перт по­пы­та­ет­ся вы­ма­нить про­тив­ни­ка из «зо­ло­­т­ого пунк­та», ос­та­вив бло­ты в сво­ем Дво­ре, ес­ли он мо­жет по­зво­лить се­бе до­пу­­стить по­би­тие сво­их фи­шек.

Сда­ча «зо­ло­то­го пунк­та» ра­ди вы­во­да сво­их фи­шек

Мно­гие иг­ро­ки слиш­ком ра­но ос­тав­ля­ют «зо­ло­той пункт» из бо­яз­ни, что ес­ли они бу­дут слиш­ком дол­го ос­та­вать­ся в этом пунк­те, то это ста­нет по­ме­хой для гон­ки. На прак­ти­ке эти стра­хи час­то не­обос­но­ван­ны.

Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка все еще есть фиш­ки в ва­шем До­ме, луч­шей стра­те­­г­ией за­час­тую яв­ля­ет­ся ата­ка или соз­да­ние бло­ка­ды, но от­нюдь не по­бег. Ес­ли у про­тив­ни­ка нет фи­шек в ва­шем До­ме, вы долж­ны удер­жи­вать «зо­ло­той пункт», что­бы не дать ему лег­ко вве­сти фиш­ки в свой Дом. До­пол­ни­тель­ные не­при­ят­но­с­ти, ко­то­рые вы дос­тав­ляе­те про­тив­ни­ку в про­цес­се вво­да его фи­шек в Дом, впол­не ба­лан­си­ру­ют вре­мя, ко­то­рое вы за­тра­чи­вае­те, ос­та­ва­ясь в этом пунк­те.

Ес­ли про­тив­ник уд­ваи­ва­ет став­ку в по­зи­ции, ко­то­рая по су­ти яв­ля­ет­ся гон­кой (за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ес­ли вы вла­дее­те «зо­ло­тым пунк­том»), вы долж­ны рас­­сма­тр­ивать эту по­зи­цию как гон­ку на пря­мой дис­тан­ции, при­ни­мая или со­от­вет­­с­тве­нно от­кло­няя пред­ло­же­ние.

X уд­ваи­ва­ет став­ку в по­зи­ции 11, О от­ста­ет на де­сять ша­гов в дол­гой гон­ке (см. гла­ву 10). О при­ни­ма­ет уд­вое­ние став­ки. То, что X вре­мен­но за­бло­ки­ро­вал О, не яв­ля­ет­ся ос­нов­ным мо­ти­вом в этом слу­чае. Вы­па­де­ние боль­шо­го дуб­ля по­­зв­ол­ило бы О вы­вес­ти свои фиш­ки из бло­ка­ды и за­нять ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние в гон­ке. Бо­лее де­таль­но мы рас­смот­рим этот вид удер­жи­ваю­щей по­зи­ции в раз­­д­еле V.

Ос­во­бо­ж­де­ние «зо­ло­то­го пунк­та», ес­ли про­тив­ник име­ет бло­ты в сво­ем До­ме

Вы не долж­ны ос­тав­лять «зо­ло­той пункт» толь­ко по­то­му, что у ва­ше­го про­тив­ни­­ка есть блот или бло­ты в его До­ме. Мно­гие иг­ро­ки вы­хо­дят из это­го пунк­та слиш­ком ра­но, так как счи­та­ют, что их про­тив­ник не смо­жет их по­бить безо­пас­но или во­об­ще не за­хо­чет их бить.

Гля­дя на по­зи­цию 12, не­ко­то­рые иг­ро­ки ре­шат, что это хо­ро­шая воз­мож­ность для по­бе­га, по­сколь­ку О бу­дет тя­же­ло по­бить вас в пунк­те 20 и при­крыть все свои бло­ты. Та­кое обос­но­ва­ние от­час­ти вер­но. Су­ще­ст­ву­ет толь­ко шесть ком­би­на­ций (4-3, 4-1, 1-1, 4-4), ко­то­рые по­зво­лят О од­но­вре­мен­но по­бить вас и при­крыть свои бло­ты. Но из два­дца­ти пря­мых шо­тов, от ко­то­рых не за­щи­ще­на фиш­ка в пунк­те 20, ше­ст­­н­адцать ком­би­на­ций по­зво­ля­ют О по­бить вас и при­крыть по край­ней ме­ре один блот. Ес­ли X вы­ве­дет од­ну из сво­их фи­шек из До­ма О, впо­след­ст­вии он мо­жет стол­­кнут­ься с край­не не­при­ят­ной си­туа­ци­ей, ко­гда его фиш­ка бу­дет на ба­ре при 41/2 за­кры­тых пунк­тах в До­ме про­тив­ни­ка (че­ты­ре пунк­та пол­но­стью за­кры­ты и в од­ном пунк­те сто­ит блот). В этой си­туа­ции X мо­жет вве­сти фиш­ку и по­бить О или же по­­те­рпеть не­уда­чу, а его про­тив­ник уд­во­ит став­ку. Ос­та­ет­ся толь­ко по­бе­дить или уме­реть. Да­же, ес­ли ему уда­ст­ся по­бить О воз­врат­ным шо­том из ба­ра, вы­вод од­ной из даль­них фи­шек не­сет в се­бе ог­ром­ный риск для X, а ес­ли у О есть про­дви­ну­­тый якор­ный пункт, вы­вод этой фиш­ки при­ве­дет к ги­бе­ли.

По­зи­ция 13 во мно­гом еще бо­лее об­ман­чи­ва, не­же­ли по­зи­ция 12. В ней мно­гие иг­ро­ки счи­та­ют вы­вод од­ной из даль­них фи­шек безо­пас­ным, по­сколь­ку, ес­ли О по­бьет X в пунк­те 20, ему при­дет­ся обезо­па­сить три бло­та в пунк­тах 24, 21 и 20.

Но из два­дца­ти се­ми пря­мых шо­тов, воз­мож­ных для О, два­дцать по­зво­ля­ют по­бить и обезо­па­сить два бло­та! Дру­ги­ми сло­ва­ми, по­зи­ция 13 на са­мом де­ле бо­лее опас­на, чем по­зи­ция 12. В по­зи­ции 13 у О есть два­дцать ком­би­на­ций, ко­то­­рые при­во­дят к то­му, что X ока­жет­ся на ба­ре при 41/2 за­кры­тых пунк­тах в До­ме про­тив­ни­ка, в то вре­мя как в По­зи­ции 12 О мо­жет сде­лать это толь­ко с по­мо­щью ше­ст­на­дца­ти ком­би­на­ций. Хо­тя X на­вер­ня­ка по­лу­чит по мень­шей ме­ре один пря­мой шот, ес­ли О по­бьет его, этот шот мо­жет ока­зать­ся по­след­ним. Ес­ли X не уда­ст­ся вве­сти по­би­тую фиш­ку в иг­ру и по­бить в обе­их по­зи­ци­ях, он про­иг­ра­ет пар­тию. О, ве­ро­ят­но, за­кро­ет еще один пункт в сво­ем До­ме (все­го – пять за­кры­тых пунк­тов в До­ме) в сле­дую­щем сво­ем бро­ске и на­вер­ня­ка уд­во­ит став­ку, ес­ли он еще это­го не сде­лал.

Сле­до­ва­тель­но, мы мо­жем сде­лать та­кой вы­вод: да­же, ес­ли у вас силь­ная по­­з­иция в ва­шем До­ме, будь­те край­не ос­то­рож­ны при пе­ре­ме­ще­нии сво­их даль­них фи­шек, ес­ли про­тив­ник име­ет бло­ты в сво­ем До­ме. Эти бло­ты мо­гут вы­звать у вас лож­ное ощу­ще­ние безо­пас­но­сти.

И на­ко­нец мы об­ра­ща­ем ва­ше вни­ма­ние на то, что в по­зи­ци­ях 12 и 13 X от­ста­­ет в гон­ке. За­чем то­гда ему нуж­но бе­жать? На­мно­го луч­ше для X бу­дет по­пы­тать­­ся удер­жать О и по­до­ж­дать воз­мож­но­сти для хо­ро­ше­го шо­та, вме­сто то­го что­бы ос­тав­лять не­за­щи­щен­ный блот сей­час.

Удер­жи­ва­ние дру­гих пунк­тов в квад­ран­тах дос­ки,

при­над­ле­жа­щих про­тив­ни­ку

Хо­тя мы осо­бо вы­де­ля­ем зна­чи­мость пунк­та 5 ва­ше­го про­тив­ни­ка, его пункт 4 (ваш пункт 21) в ос­нов­ном слу­жит для тех же це­лей. Он обес­пе­чи­ва­ет вас безо­пас­ным якор­ным пунк­том для по­втор­но­го вво­да по­би­тых фи­шек в иг­ру, и его так­же труд­но за­бло­ки­ро­вать. Пункт 4 на са­мом де­ле не на­столь­ко си­лен, как пункт 5, но яв­ля­­е­тся от­лич­ным его за­ме­ни­те­лем. Пункт 3 ва­ше­го про­тив­ни­ка (ваш пункт 22) и его бар-пункт (ваш пункт 18) то­же мо­гут при­нес­ти вам вы­го­ду.

По­сколь­ку пункт 3 про­тив­ни­ка на­хо­дит­ся глу­бо­ко в его До­ме, за­бло­ки­ро­вать его на­мно­го лег­че. Со­от­вет­ст­вен­но и убе­жать из это­го пунк­та так­же слож­нее. Но, ес­ли про­тив­ник уже вла­де­ет свои­ми пунк­та­ми 4 и 5 или за­хват этих пунк­тов слиш­ком сло­жен и опа­сен, об­ла­да­ние его пунк­том 3 все еще мо­жет при­нес­ти вам оп­ре­де­­ле­нную поль­зу.

Бар-пункт про­тив­ни­ка име­ет для вас оп­ре­де­лен­ную цен­ность, по­сколь­ку он пре­­д­охр­ан­яет вас от бло­ка­ды оп­по­нен­та, по­зво­ля­ет вы­вес­ти фиш­ки из До­ма О и со­­зд­ает опас­ность для его фи­шек, ко­гда тот вво­дит их в свой Дом. На са­мом де­ле бар-пункт про­тив­ни­ка мог бы иметь боль­шую цен­ность, чем его пункт 5, ес­ли не счи­тать, что бар-пункт не яв­ля­ет­ся якор­ным пунк­том в До­ме О. Ес­ли вас по­бьют, у вас не бу­дет та­кой безо­пас­но­сти, ка­кую вы бы име­ли при об­ла­да­нии пунк­том 5 про­тив­ни­ка.


ГЛА­ВА 21

РАЗ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ ФИ­ШЕК, СТОЯ­ЩИХ В ОД­НОМ ПУНК­ТЕ

Раз­де­ле­ние – это разъ­е­ди­не­ние двух фи­шек, ко­то­рые сто­ят в од­ном пунк­те, и ос­тав­ле­ние их в ка­че­ст­ве бло­тов. В гла­ве 12 мы рас­смот­ре­ли не­ко­то­рые осо­бые слу­чаи, в ко­то­рых раз­де­ле­ние в ва­шем Дво­ре яв­ля­ет­ся вер­ным хо­дом, на­при­мер, ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка две фиш­ки на ба­ре, и в дру­гих си­туа­ци­ях, ко­гда про­тив­ник име­ет блот или бло­ты в сво­ем До­ме.

В этой гла­ве мы от­ве­тим на во­прос, ко­гда и как сле­ду­ет раз­де­лять свои фиш­ки на ран­них ста­ди­ях иг­ры. При раз­де­ле­нии ва­ших даль­них фи­шек, стоя­щих в пунк­те 1 про­тив­ни­ка (ваш пункт 24), мы де­ла­ем раз­ли­чие ме­ж­ду ма­лым раз­де­­л­ен­ием в пункт 2 (ваш пункт 23) и пункт 3 (ваш пункт 22) про­тив­ни­ка и боль­шим раз­де­ле­ни­ем в его пункт 4 (ваш пункт 21) и пункт 5 (ваш пункт 20). До то­го как мы де­таль­но рас­смот­рим оба этих ви­да раз­де­ле­ния фи­шек, да­вай­те изу­чим об­щие при­чи­ны, ко­то­рые вы­зы­ва­ют у вас же­ла­ние раз­де­лить свои фиш­ки.

По­че­му вы хо­ти­те раз­де­лить свои фиш­ки

Как мы уже уви­де­ли в раз­де­ле I, клю­че­вой ча­стью ва­ше­го на­чаль­но­го пла­на иг­ры яв­ля­ет­ся вы­вод ва­ших даль­них фи­шек из До­ма про­тив­ни­ка. Раз­де­ляя эти даль­ние фиш­ки, вы про­дви­гае­тесь не­мно­го бли­же к сво­ему До­му. И, что бо­лее важ­но, раз­­д­ел­ение по­зво­ля­ет раз­но­об­ра­зить ва­ри­ан­ты ис­поль­зо­ва­ния ва­ших фи­шек, это да­ет вам воз­мож­ность кон­ст­рук­тив­но ис­поль­зо­вать боль­шее ко­ли­че­ст­во ком­би­на­ций для дос­ти­же­ния не­сколь­ких воз­мож­ных це­лей. Раз­де­ляя фиш­ки, вы уве­ли­чи­вае­те ко­­л­ич­ес­тво ком­би­на­ций для безо­пас­но­го их вы­во­да в ваш сред­ний пункт или, ес­ли это не­воз­мож­но, для вы­во­да их во Двор про­тив­ни­ка. Раз­де­ле­ние так­же при­бав­­л­яет ва­ши шан­сы на соз­да­ние про­дви­ну­то­го якор­но­го пунк­та (пунк­ты 4 и 5 про­­ти­вн­ика) или за­кры­тие бар-пунк­та про­тив­ни­ка. Для то­го что­бы иметь воз­мож­ность раз­но­об­ра­зить свои воз­мож­ные хо­ды, вы в пер­вую оче­редь долж­ны по­ду­мать о раз­де­ле­нии, ес­ли три ва­ших фиш­ки сто­ят вме­сте в пунк­те 1 про­тив­ни­ка.

В пре­ды­ду­щей гла­ве мы рас­смот­ре­ли ог­ром­ное зна­че­ние за­кры­тия пунк­та 5 про­­ти­вн­ика («зо­ло­то­го пунк­та»). До­воль­но час­то оп­ти­маль­ным спо­со­бом его за­кры­­тия яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние фи­шек и по­ме­ще­ние од­ной из них не­по­сред­ст­вен­но в пункт 5 про­тив­ни­ка с по­сле­дую­щим ее при­кры­ти­ем в сле­дую­щем бро­ске. Вто­рая часть дан­ной гла­вы по­свя­ще­на бо­лее де­таль­но­му рас­смот­ре­нию во­про­са, ко­гда ввод фиш­ки в пунк­ты 4 или 5 про­тив­ни­ка яв­ля­ет­ся вер­ным, а ко­гда – оши­боч­­ным.

Раз­де­ле­ние так­же за­труд­ня­ет про­цесс за­кры­тия пунк­тов До­ма ва­ше­му про­тив­­н­ику. Про­тив­ник вряд ли ста­нет ис­поль­зо­вать сло­ты, по­сколь­ку он не за­хо­чет под­­ве­ргать се­бя рис­ку двой­но­го пря­мо­го шо­та. Пе­ре­дви­гая свою фиш­ку в его пунк­ты 4 или 5, вы так­же ока­зы­вае­те не­по­сред­ст­вен­ное дав­ле­ние на Двор про­тив­ни­­ка, де­лая пе­ре­вод его строи­те­лей в этот квад­рант дос­ки бо­лее опас­ным. Да­же при раз­де­ле­нии в пунк­ты 2 или 3 про­тив­ни­ка вы су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­вае­те ко­ли­че­­с­тво ком­би­на­ций шо­тов, ко­то­рые по­зво­лят вам по­бить лю­бых не­за­щи­щен­ных стро­­ит­елей в его Дво­ре. Раз­де­ле­ние так­же мо­жет за­мо­ро­зить фиш­ки про­тив­ни­ка в уже за­хва­чен­ных им пунк­тах, а это не по­зво­лит им стать ак­тив­ны­ми строи­те­ля­ми.

Не­дос­тат­ки раз­де­ле­ния

Один из вто­ро­сте­пен­ных не­дос­тат­ков раз­де­ле­ния со­сто­ит в том, что вы уже не смо­­ж­ете удач­но сыг­рать дуб­ли, по­сколь­ку ва­ши фиш­ки уже не мо­гут дви­гать­ся вме­сте. Мы так­же не ре­ко­мен­ду­ем вам ис­поль­зо­вать сло­ты в ва­шем До­ме, ко­гда вы раз­де­ляе­те свои фиш­ки (см. гла­ву 17).

Да­вай­те про­ана­ли­зи­ру­ем, ка­кую опас­ность мо­жет вы­зы­вать раз­де­ле­ние фи­шек. В на­ча­ле иг­ры вы мо­же­те по­зво­лить се­бе раз­де­лить свои даль­ние фиш­ки, по­сколь­­ку вы по­те­ряе­те очень ма­ло ша­гов, ес­ли вас по­бьют. Ес­ли про­тив­ник бьет вас, а вы бье­те его в от­вет, вы за­ра­ба­ты­вае­те боль­шое ко­ли­че­ст­во ша­гов в гон­ке. Но су­ще­ст­ву­ет так­же воз­мож­ность то­го, что про­тив­ник смо­жет за­крыть пункт, по­бив ваш блот. Он так­же мо­жет по­бить обе ва­ши фиш­ки. И на­ко­нец, про­тив­ник мо­жет по­бить вас бло­том, при­чем вы не про­сто рис­куе­те не по­бить его в от­вет, а, что еще ху­же, ос­тать­ся за­кры­ты­ми на ба­ре. Ко­гда вас бьют, вы те­ряе­те темп иг­ры: по­ло­ви­ну бро­ска, ес­ли вы су­ме­ет вой­ти, и весь бро­сок, ес­ли вы ос­тае­тесь на ба­ре.

Оце­ни­вая риск раз­де­ле­ния, вы долж­ны знать чет­кое ко­ли­че­ст­во ак­тив­ных стро­­ит­елей, ко­то­рые уг­ро­жа­ют ва­шим фиш­кам. Обыч­но не ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­­вать боль­шое раз­де­ле­ние в пунк­ты 4 или 5 про­тив­ни­ка, ес­ли у не­го есть не­сколь­ко ак­тив­ных строи­те­лей.

Вы так­же долж­ны при­ни­мать во вни­ма­ние пунк­ты, ко­то­рые про­тив­ник за­крыл в сво­ем До­ме и Дво­ре. Но этот фак­тор час­то ста­но­вит­ся не­ко­то­рым па­ра­док­сом: с од­ной сто­ро­ны, чем боль­ше пунк­тов есть у про­тив­ни­ка, тем бо­лее опас­на его по­зи­ция в слу­чае, ес­ли вы раз­де­ляе­те фиш­ки и ока­зы­вае­тесь по­би­тым; с дру­гой сто­ро­ны, чем силь­нее его по­зи­ция, тем серь­ез­нее он за­хва­ты­ва­ет вас в свою ло­­ву­шку и тем не­ук­ро­ти­мей ва­ше же­ла­ние раз­де­лить фиш­ки и сбе­жать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: