В первой части данной главы мы анализируем, почему «золотой пункт» имеет такую ценность, не только исходя из того, что именно он не дает предпринять вашему противнику, но и из того, что он позволяет сделать непосредственно вам. Во второй части главы мы попытаемся ответить на вопрос, когда и как следует закрывать этот пункт, а когда его нужно оставить. В последней части этой главы мы рассмотрим вопрос удерживания других пунктов в Доме вашего противника.
Ценность «золотого пункта»
Разрушение планов противника
В течение игры вы можете столкнуться с двумя основными опасностями, которые в свою очередь являются основными целями вашего противника: противник может закрыть свою доску для вас и создать блокаду, которая не позволит вам вывести свои фишки. Удерживание пункта 5 противника обеспечивает вас отличной защитой от этих двух опасностей.
|
|
Во-первых, противник не может закрыть для вас свою доску, если вы удерживаете якорный пункт в его Доме. Если вы владеете «золотым пунктом», вы можете быть почти полностью уверены в том, что сможете ввести побитую фишку в игру и выжить в случае решительного наступления оппонента.
Во-вторых, обычно вашему противнику тяжело сформировать блокаду и полностью воспрепятствовать продвижению фишек из своего пункта 5. Создать блокаду во Дворе очень тяжело, и даже если такая блокада создана, она часто мешает самому ее владельцу.
Таким образом удерживание пункта 5 противника обеспечивает вашу безопасность и разрушает основные планы игры соперника: атакующую игру и удерживающую игру. Этот пункт также сводит на нет еще один план игры – план стремительной игры.
Предположим, что противник сумел вывести свои дальние фишки из вашего Дома и лидирует в гонке. Удерживая пункт 5 О, вы все еще можете осложнить своему противнику процесс освобождения его среднего пункта и безопасного ввода фишек в Дом.
Фишки, расположенные в «золотом пункте», всегда могут прямо достичь Двора противника, не позволяя ему безопасно перевести строителей в этот крайне важный квадрант доски. По этой причине «золотой пункт» – это ключ к успешной удерживающей игре, которая является одним из наиболее часто используемых типов игры среди профессиональных игроков в нарды.
|
|
Наилучшая удерживающая игра предполагают владение «золотым пунктом» и еще, по меньшей мере, одним пунктом. К примеру, мы уже видели, что обладание «золотым пунктом» и вашим средним пунктом существенно осложняет противнику процесс освобождение его среднего пункта. Еще один тип удерживающей позиции предполагает обладание «золотым пунктом» и пунктом 24 (пунктом 1 вашего противника). Обладание этими двумя пунктами также делает перевод фишек противника в его Дом весьма небезопасным.
Развитие вашего собственного плана игры
Безопасность, которой обеспечивает вас обладание пунктом 5 противника, дает вам большую свободу действий в других квадрантах доски. Как правило, вы можете позволить себе пойти на гораздо больший риск и противостоять серии неблагоприятных бросков намного лучше, чем игрок, не владеющий этим пунктом.
В главе 16 мы уже увидели, что когда вам необходимо определить, следует ли вам пойти на риск или оставить шот, то решающим тактическим критерием является наличие у вас продвинутого якорного пункта. И в частности: владеете ли вы «золотым пунктом»? Один из основных и эффективных методов для обеспечения победы при игре в нарды – это просто закрыть данный пункт, а затем продолжать делать свое дело, создавая блокаду или атакуя дальние фишки противника. Даже если вас побьют раз или два в процессе игры, вы все еще можете рассчитывать на успех.
Обладание «золотым пунктом» – чрезвычайно сильный мотив для атаки противника. В ситуации, когда вы пытаетесь атаковать противника в вашем Доме, обладание его пунктом 5 позволяет вам удвоить ставку, даже если ваши шансы на эту атаку не особенно велики. И если эта атака в своем Доме провалится, у вас будет твердая позиция в игре. Но если вы не обеспечили себе безопасность закрытием «золотого пункта», будете иметь намного лучшие шансы на успешную атаку в своем Доме до того, как вы удвоите ставку.
Поскольку обладание пунктом 5 противника дает вам баланс сил практически до конца игры и проиграть гэммон, обладая этим пунктом, крайне сложно, то вы можете принимать предложения об удвоении ставок в ситуациях, которые могли бы вызвать сомнение при других обстоятельствах. И наоборот, вам придется подождать и не удваивать ставку, если противник владеет вашим пунктом 5.
Когда необходимо удерживать «золотой пункт»
Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой
Мы уже обращали ваше внимание на важность создания и удерживания «золотого пункта». Вполне очевидно, что один из самых значительных недостатков среднего игрока – это непонимание ценности этого пункта, вследствие чего он часто упускает возможность закрытия этого пункта или освобождает его преждевременно. Большинство игроков освобождают этот пункт слишком рано без достаточных причин для подобного шага.
Когда вам следует закрывать «золотой пункт»? Это решение необходимо принимать в том случае, если противник сделал дебютный бросок, а вы затем выбросили комбинацию 2-2.
В позиции 1 О выбросил комбинацию 3-2 и перевел двух активных строителей из своего среднего пункта ближе к Дому 12/15, 12/14. Наилучшим для X будет ход 24/20(2), с помощью которого он может захватить «золотой пункт». Если вы чувствуете, что ловушка для ваших дальних фишек начинает захлопываться, мы рекомендуем вам немедленно занять пункт 20.
|
|
С другой стороны, в позиции 2 О не имеет строителей в своем Дворе, и следовательно, X ничего не угрожает. В этой ситуации лучшим ходом будет 6/4(2), 13/11(2). Такой ход позволяет вам немедленно оказать давление на О. Вероятно, у X появится хорошая возможность безопасно разделить свои фишки в Доме О несколько позже, что позволит ему создать продвинутый якорный пункт.
Мы можем увидеть, что здесь применяется критерий, описанный нами в главе 16: когда позиция представляет для вас опасность, попытайтесь обезопасить ее путем захвата «золотого пункта». Если прямой угрозы для вас нет, вы можете сделать сильный ход в каком-либо другом месте.
В позиции 3 X не ощущает себя загнанным в ловушку. X имеет больше закрытых пунктов в Доме, чем О. О находится на баре. Следовательно, вместо закрытия «золотого пункта» 24/20, 23/20 X делает более агрессивный ход 9/5, 8/5.
Сдача «золотого пункта» ради побития противника
Одна из причин, по которой у вас возникает необходимость сдать «золотой пункт», – это побитие фишек противника. В первую очередь мы рассмотрим общий вопрос о ценности побития. В главе 16 мы проанализировали обстоятельства, при которых вы охотно идете на риск побития ваших фишек (обычно прямым шотом). Здесь мы рассмотрим обратную ситуацию, т.е. насколько сильна ваша мотивация для побития противника? Мы увидим, что ваше желание побить может определяться нежеланием противника быть побитым, как это было в главе 16.
Побитие и отказ от него
|
|
Когда вы бьете, ваш противник теряет шаги и его положение в гонке ухудшается. Побив фишку противника, вы также можете заставить его потерять весь бросок или несколько бросков, если ваш противник не сможет снова ввести побитую фишку в игру. Вы захотите побить фишку, чтобы удержать противника от закрытия ключевого пункта, лишить его свободных строителей или просто защитить себя.
Вы можете побить его, используя замедляющий ход, чтобы заставить противника потратить впустую часть броска, а также по различным другим тактическим причинам.
Поскольку благодаря побитию фишек противника вы всегда вырываетесь вперед в гонке, остается еще один вопрос: почему бить не стоит? Вы можете отказаться от побития противника из-за опасности возвратных шотов. Даже если вам не угрожает прямая опасность, вы можете испытывать большие сомнения по поводу того, стоит ли оставлять ключевой пункт ради побития противника. Кроме того, бросок можно использовать для закрытия какого-либо ключевого пункта. Иногда, когда речь идет об играх, в которых вы удерживаете несколько пунктов в Доме противника или удерживаете фишки противника в своем Доме, и где вы стремитесь заставить противника двигаться и оголить свои пункты, в ход идут другие принципы, которые заставят вас избежать побития фишек противника.
Когда вы обдумываете возможность побития фишки противника, принимайте во внимание критерии, обратные перечисленным в главе 16. Если ваш противник задумался над вопросом, стоит ли ему прибегнуть к дерзкой игре, вы, вероятно, не получите особой выгоды от побития его фишек, если он изучил главу «Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой» и сделает вывод, что должен ходить безопасно, то вам, вероятно, стоит побить его.
Тактические критерии для побития
Мы начали главу 16 с рассмотрения четырех тактических критериев. Вполне очевидно, что вы захотите нанести удар, если побитие опасно для вашего противника. Чем лучше ситуация в вашем Доме, тем более опасным для противника будет побитие его фишек, в то время как наличие передового якорного пункта в вашем Доме уменьшает для него эту опасность.
В позиции 4 X следует ходить 20/14* и побить фишку О. Вы можете надеяться перевести свои фишки в Дом и закрыть дополнительные пункты, пока О будет пытаться войти в ваш Дом, где вы уже закрыли четыре пункта.
Но в позиции 5 вам не следует бить противника и оставлять «золотой пункт», поскольку О контролирует ваш пункт 5, а ваша слабая позиция в Доме не представляет для О особой угрозы.
Вы также должны подумать о том, насколько сильным будет ваш противник в случае, если вы побьете его фишку. Во-первых, посмотрите, есть ли у него возможность для возвратных шотов. Если у вас есть незащищенный блот в вашем Доме, мотивы для побития противника уменьшаются. Во-вторых, если вы подставляете себя под угрозу возвратных шотов, когда позиция противника в его Доме весьма сильна, а ваш Дом практически не закрыт, поводов для побития его фишек у вас также немного. Вместо побития противника просто походите 8/2.
Стратегические критерии для побития
Как стратегические принципы, предложенные нами в главе 16, применяются при побитии противника из «золотого пункта»? Во-первых, посмотрите, сколько дальних фишек имеет ваш противник. Если у противника нет фишек в вашем Доме, у вас есть сильный мотив побить его, чтобы захватить в ловушку, по меньшей мере, одну его фишку. Глава 18 была полностью посвящена проблеме обеспечения безопасности удара в таких ситуациях. Далее, если у противника есть только одна фишка в вашем Доме, вы вынуждены побить его для того, чтобы не дать ему победить в игре путем вывода его последней дальней фишки (как и предотвратить побег противника из вашего Дома, описанного в главе 19) и уравнять шансы в гонке.
В позиции 6 правильным является ход бар/16*, несмотря на тот факт что вы можете закрыть пункт 20 ходом бар/20, 24/20.
Но в позиции 7 у О уже есть три дальние фишки. Здесь вы должны закрыть «золотой пункт» бар/20, 24/20. В случаях, когда О имеет три или более фишек в вашем Доме, вы получите меньше выгоды от побития его фишек.
В позиции 8 у вас чрезвычайно слабая позиция в своем Доме, поэтому вы не получите практически ничего от побития фишек противника. У О есть две дальние фишки, а у вас – одна. Если вы побьете его ходом 24/20*, он с легкостью введет побитую фишку в игру и, возможно, создаст продвинутый якорный пункт или побьет вас в ответ.
Более конструктивным ходом в этом случае является закрытие вашего собственного пункта 5 – 8/5, 6/5. Заметьте, что вам не обязательно избегать побития противника просто потому, что у него есть три или четыре фишки в вашей части доски (за исключением удерживающих игр, в которых вы захватываете пункты в Доме противника, надеясь побить его, когда он будет входить в Дом), но у вас может не быть серьезных мотивов для побития.
Другой важный стратегический критерий – это количество ваших фишек в Доме противника. Если у вас мало фишек в его Доме и/или их меньше, чем у противника, у вас нет причин начинать состязание по побитию блотов.
В позиции 9 у X есть выбор – побить О, 24/20* либо закрыть пункт 5 8/5, 6/5. Оба хода по-своему хороши, но все же немного лучшим является побитие противника. Поскольку у обеих сторон есть дальние фишки и шансы в гонке примерно равны, то, побив противника, вы получаете лидирующую позицию в обеих этих областях. Кроме того, у вас может появиться возможность позже закрыть пункт 20. Если вы не побьете О, а вместо этого закроете пункт 5, вы дадите противнику возможность закрыть пункт 20, что предоставит ему практически равную с вами позицию.
Позиция 10 является еще одним примером того, где выбор нельзя определить четко. Должны ли вы бить 24/17* или закрыть «золотой пункт» 24/20, 23/20? Когда у вас возникают сомнения, закрывайте «золотой пункт».
Опытный игрок откажется бить блот во Дворе противника, если вместо этого он может закрыть «золотой пункт» при условии, что побитие блота не имеет решающего значения для дальнейшего развития игры.
Сдача «золотого пункта» ради побития или по какой-либо иной причине – это решение, к которому необходимо отнестись серьезно. Если вы решаете оставить этот пункт, вы должны принимать во внимание не только непосредственную опасность возвратных шотов, но и возможные неприятности в процессе нескольких следующих бросков и долговременную потерю безопасного места в Доме противника. В действительности игрок-эксперт попытается выманить противника из «золотого пункта», оставив блоты в своем Дворе, если он может позволить себе допустить побитие своих фишек.
Сдача «золотого пункта» ради вывода своих фишек
Многие игроки слишком рано оставляют «золотой пункт» из боязни, что если они будут слишком долго оставаться в этом пункте, то это станет помехой для гонки. На практике эти страхи часто необоснованны.
Если у вашего противника все еще есть фишки в вашем Доме, лучшей стратегией зачастую является атака или создание блокады, но отнюдь не побег. Если у противника нет фишек в вашем Доме, вы должны удерживать «золотой пункт», чтобы не дать ему легко ввести фишки в свой Дом. Дополнительные неприятности, которые вы доставляете противнику в процессе ввода его фишек в Дом, вполне балансируют время, которое вы затрачиваете, оставаясь в этом пункте.
Если противник удваивает ставку в позиции, которая по сути является гонкой (за исключением случаев, если вы владеете «золотым пунктом»), вы должны рассматривать эту позицию как гонку на прямой дистанции, принимая или соответственно отклоняя предложение.
X удваивает ставку в позиции 11, О отстает на десять шагов в долгой гонке (см. главу 10). О принимает удвоение ставки. То, что X временно заблокировал О, не является основным мотивом в этом случае. Выпадение большого дубля позволило бы О вывести свои фишки из блокады и занять лидирующее положение в гонке. Более детально мы рассмотрим этот вид удерживающей позиции в разделе V.
Освобождение «золотого пункта», если противник имеет блоты в своем Доме
Вы не должны оставлять «золотой пункт» только потому, что у вашего противника есть блот или блоты в его Доме. Многие игроки выходят из этого пункта слишком рано, так как считают, что их противник не сможет их побить безопасно или вообще не захочет их бить.
Глядя на позицию 12, некоторые игроки решат, что это хорошая возможность для побега, поскольку О будет тяжело побить вас в пункте 20 и прикрыть все свои блоты. Такое обоснование отчасти верно. Существует только шесть комбинаций (4-3, 4-1, 1-1, 4-4), которые позволят О одновременно побить вас и прикрыть свои блоты. Но из двадцати прямых шотов, от которых не защищена фишка в пункте 20, шестнадцать комбинаций позволяют О побить вас и прикрыть по крайней мере один блот. Если X выведет одну из своих фишек из Дома О, впоследствии он может столкнуться с крайне неприятной ситуацией, когда его фишка будет на баре при 41/2 закрытых пунктах в Доме противника (четыре пункта полностью закрыты и в одном пункте стоит блот). В этой ситуации X может ввести фишку и побить О или же потерпеть неудачу, а его противник удвоит ставку. Остается только победить или умереть. Даже, если ему удастся побить О возвратным шотом из бара, вывод одной из дальних фишек несет в себе огромный риск для X, а если у О есть продвинутый якорный пункт, вывод этой фишки приведет к гибели.
Позиция 13 во многом еще более обманчива, нежели позиция 12. В ней многие игроки считают вывод одной из дальних фишек безопасным, поскольку, если О побьет X в пункте 20, ему придется обезопасить три блота в пунктах 24, 21 и 20.
Но из двадцати семи прямых шотов, возможных для О, двадцать позволяют побить и обезопасить два блота! Другими словами, позиция 13 на самом деле более опасна, чем позиция 12. В позиции 13 у О есть двадцать комбинаций, которые приводят к тому, что X окажется на баре при 41/2 закрытых пунктах в Доме противника, в то время как в Позиции 12 О может сделать это только с помощью шестнадцати комбинаций. Хотя X наверняка получит по меньшей мере один прямой шот, если О побьет его, этот шот может оказаться последним. Если X не удастся ввести побитую фишку в игру и побить в обеих позициях, он проиграет партию. О, вероятно, закроет еще один пункт в своем Доме (всего – пять закрытых пунктов в Доме) в следующем своем броске и наверняка удвоит ставку, если он еще этого не сделал.
Следовательно, мы можем сделать такой вывод: даже, если у вас сильная позиция в вашем Доме, будьте крайне осторожны при перемещении своих дальних фишек, если противник имеет блоты в своем Доме. Эти блоты могут вызвать у вас ложное ощущение безопасности.
И наконец мы обращаем ваше внимание на то, что в позициях 12 и 13 X отстает в гонке. Зачем тогда ему нужно бежать? Намного лучше для X будет попытаться удержать О и подождать возможности для хорошего шота, вместо того чтобы оставлять незащищенный блот сейчас.
Удерживание других пунктов в квадрантах доски,
принадлежащих противнику
Хотя мы особо выделяем значимость пункта 5 вашего противника, его пункт 4 (ваш пункт 21) в основном служит для тех же целей. Он обеспечивает вас безопасным якорным пунктом для повторного ввода побитых фишек в игру, и его также трудно заблокировать. Пункт 4 на самом деле не настолько силен, как пункт 5, но является отличным его заменителем. Пункт 3 вашего противника (ваш пункт 22) и его бар-пункт (ваш пункт 18) тоже могут принести вам выгоду.
Поскольку пункт 3 противника находится глубоко в его Доме, заблокировать его намного легче. Соответственно и убежать из этого пункта также сложнее. Но, если противник уже владеет своими пунктами 4 и 5 или захват этих пунктов слишком сложен и опасен, обладание его пунктом 3 все еще может принести вам определенную пользу.
Бар-пункт противника имеет для вас определенную ценность, поскольку он предохраняет вас от блокады оппонента, позволяет вывести фишки из Дома О и создает опасность для его фишек, когда тот вводит их в свой Дом. На самом деле бар-пункт противника мог бы иметь большую ценность, чем его пункт 5, если не считать, что бар-пункт не является якорным пунктом в Доме О. Если вас побьют, у вас не будет такой безопасности, какую вы бы имели при обладании пунктом 5 противника.
ГЛАВА 21
РАЗДЕЛЕНИЕ ФИШЕК, СТОЯЩИХ В ОДНОМ ПУНКТЕ
Разделение – это разъединение двух фишек, которые стоят в одном пункте, и оставление их в качестве блотов. В главе 12 мы рассмотрели некоторые особые случаи, в которых разделение в вашем Дворе является верным ходом, например, если у вашего противника две фишки на баре, и в других ситуациях, когда противник имеет блот или блоты в своем Доме.
В этой главе мы ответим на вопрос, когда и как следует разделять свои фишки на ранних стадиях игры. При разделении ваших дальних фишек, стоящих в пункте 1 противника (ваш пункт 24), мы делаем различие между малым разделением в пункт 2 (ваш пункт 23) и пункт 3 (ваш пункт 22) противника и большим разделением в его пункт 4 (ваш пункт 21) и пункт 5 (ваш пункт 20). До того как мы детально рассмотрим оба этих вида разделения фишек, давайте изучим общие причины, которые вызывают у вас желание разделить свои фишки.
Почему вы хотите разделить свои фишки
Как мы уже увидели в разделе I, ключевой частью вашего начального плана игры является вывод ваших дальних фишек из Дома противника. Разделяя эти дальние фишки, вы продвигаетесь немного ближе к своему Дому. И, что более важно, разделение позволяет разнообразить варианты использования ваших фишек, это дает вам возможность конструктивно использовать большее количество комбинаций для достижения нескольких возможных целей. Разделяя фишки, вы увеличиваете количество комбинаций для безопасного их вывода в ваш средний пункт или, если это невозможно, для вывода их во Двор противника. Разделение также прибавляет ваши шансы на создание продвинутого якорного пункта (пункты 4 и 5 противника) или закрытие бар-пункта противника. Для того чтобы иметь возможность разнообразить свои возможные ходы, вы в первую очередь должны подумать о разделении, если три ваших фишки стоят вместе в пункте 1 противника.
В предыдущей главе мы рассмотрели огромное значение закрытия пункта 5 противника («золотого пункта»). Довольно часто оптимальным способом его закрытия является разделение фишек и помещение одной из них непосредственно в пункт 5 противника с последующим ее прикрытием в следующем броске. Вторая часть данной главы посвящена более детальному рассмотрению вопроса, когда ввод фишки в пункты 4 или 5 противника является верным, а когда – ошибочным.
Разделение также затрудняет процесс закрытия пунктов Дома вашему противнику. Противник вряд ли станет использовать слоты, поскольку он не захочет подвергать себя риску двойного прямого шота. Передвигая свою фишку в его пункты 4 или 5, вы также оказываете непосредственное давление на Двор противника, делая перевод его строителей в этот квадрант доски более опасным. Даже при разделении в пункты 2 или 3 противника вы существенно увеличиваете количество комбинаций шотов, которые позволят вам побить любых незащищенных строителей в его Дворе. Разделение также может заморозить фишки противника в уже захваченных им пунктах, а это не позволит им стать активными строителями.
Недостатки разделения
Один из второстепенных недостатков разделения состоит в том, что вы уже не сможете удачно сыграть дубли, поскольку ваши фишки уже не могут двигаться вместе. Мы также не рекомендуем вам использовать слоты в вашем Доме, когда вы разделяете свои фишки (см. главу 17).
Давайте проанализируем, какую опасность может вызывать разделение фишек. В начале игры вы можете позволить себе разделить свои дальние фишки, поскольку вы потеряете очень мало шагов, если вас побьют. Если противник бьет вас, а вы бьете его в ответ, вы зарабатываете большое количество шагов в гонке. Но существует также возможность того, что противник сможет закрыть пункт, побив ваш блот. Он также может побить обе ваши фишки. И наконец, противник может побить вас блотом, причем вы не просто рискуете не побить его в ответ, а, что еще хуже, остаться закрытыми на баре. Когда вас бьют, вы теряете темп игры: половину броска, если вы сумеет войти, и весь бросок, если вы остаетесь на баре.
Оценивая риск разделения, вы должны знать четкое количество активных строителей, которые угрожают вашим фишкам. Обычно не рекомендуется использовать большое разделение в пункты 4 или 5 противника, если у него есть несколько активных строителей.
Вы также должны принимать во внимание пункты, которые противник закрыл в своем Доме и Дворе. Но этот фактор часто становится некоторым парадоксом: с одной стороны, чем больше пунктов есть у противника, тем более опасна его позиция в случае, если вы разделяете фишки и оказываетесь побитым; с другой стороны, чем сильнее его позиция, тем серьезнее он захватывает вас в свою ловушку и тем неукротимей ваше желание разделить фишки и сбежать.