Подобным же образом в позиции 10 X только что начал игру, выведя одну дальнюю фишку ходом 24/13 при выпавшей комбинации 6-5. О сыграл 4-3 12/16, 12/15. Теперь, имея комбинацию 2-1, X консервативно играет 13/10. Хотя ход 13/11, 6/5, который позволяет поставить слот в пункте 5, был бы очень неплохим, X хочет избежать побития, поскольку это бы полностью аннулировало ценность сыгранной комбинации 6-5.
Позиция 11 является для игроков хорошим предупреждением о том, что применение данного принципа нельзя доводить до крайностей. Здесь X мог бы сыграть сравнительно безопасно 24/21 или 24/23, 8/6. Но лучшим является ход 6/5*, 13/11. Основная причина для консервативной игры при наличии только одной своей фишки в Доме противника заключается в том, что вы надеетесь вывести свою последнюю дальнюю фишку и сыграть стремительную игру. Но, если вы не создали ни один новый пункт и, как показано в позиции 11, у вас нет строителей, вывод дальней фишки является ложной победой. В любом случае вероятность безопасного вывода фишки невелика. Основная идея состоит в том, что вы должны играть консервативно только в том случае, если у вас есть возможность вступить в успешную стремительную игру, а не просто вывести свою дальнюю фишку.
|
|
Количество фишек противника в части доски, принадлежащей вам
Другой основной фактор – это количество фишек, которые противник имеет в вашем Доме. Рассматривая проблему с точки зрения вашего противника, мы можем сказать, что, чем меньше фишек у него есть в вашем Доме, тем безопаснее хочет сыграть он, и тем агрессивнее хотите сыграть вы. Если у противника нет фишек в вашем Доме или есть всего лишь одна фишка, вы должны отдать больший приоритет побитию и удерживанию его дальней фишки. В двух этих случаях вам могут потребоваться специальные технические приемы, которые рассматриваются в главах 18 и 19.
Вы должны сравнивать число своих фишек, которые находятся в Доме противника, и количество фишек противника в вашем Доме. Если дальних фишек у него меньше, чем у вас, вы выиграете от обмена ударами. Если же дальних фишек меньше у вас, он получит большую выгоду от подобного обмена.
Лидируя в игре, вы можете себе позволить ходы, которые увеличивают ваши преимущества и помогают избежать трудностей. Но если вы проигрываете, вы должны осложнить позицию своего противника, а не играть пассивно, надеясь на то, что ситуация изменится сама собой.
|
|
В случаях, когда противник сумел вывести все свои дальние фишки (см. главу 18), вы должны играть более провокационно и сражаться с ним, надеясь побить его или создать жизнеспособную удерживающую позицию.
Вы можете пойти на дополнительный риск, чтобы получить многовариантную позицию, в том случае, если вы не можете диктовать условия с позиции силы.
Когда у вас больше дальних фишек, чем у противника, вы стремитесь вынудить его к обмену ударами. Например, если ваш противник начинает игру с комбинации 6-5, а вы затем выбрасываете 6-2, вы должны ходить 24/18, 13/11. Такой ход практически вынудит вашего противника побить вашу фишку и оставить вам возвратные шоты, так как у него мало возможностей для безопасных ходов. Если вы заставите его обменяться ударами, ценность вывода его дальней фишки будет аннулирована. Если у вашего противника крайне небольшое количество дальних фишек, вы можете воспользоваться его нежеланием атаковать и получите от этого определенную выгоду.
Применение
В дополнение к уже рассмотренным четырем основным тактическим принципам мы показали вам стратегическую значимость агрессивной игры в том случае, если у вас есть много фишек в Доме противника, или тогда, когда их мало у вашего противника. Конечно, все эти признаки не предполагают одни и те же ходы, поэтому вы должны выработать в себе способность принимать дальновидные решения. Механические правила никогда не смогут заменить вам опыт. Но поиск этих признаков и понимание их основополагающих принципов наверняка повысит вашу дальновидность.
Иногда все шесть (четыре тактических, два стратегических) критерия будут указывать на необходимость агрессивной игры. Дерзкие ходы (которые средний игрок может и не применять) больше не кажутся нам странными или опрометчивыми, мы начинаем понимать, что они естественны.
К примеру, в позиции 12 практически все критерии указывают на необходимость дерзкой позиционной игры. У вас есть передовой якорный пункт и сильная позиция в Доме. Позиция О в его доме слаба, и он имеет там блот. Кроме того, О имеет только одну фишку в вашем Доме то сравнению с тремя вашими в Доме О. Правильным является ход 23/16! Даже несмотря на то что этот ход дает О двойной возвратный шот, X приветствует такие действия. Данный ход ограничивает движение О, не позволяет ему легко вывести фишку из вашего пункта 4 и провоцирует вашего противника на борьбу за контроль над Дворами.
В случаях, когда все критерии указывают на необходимость дерзкой игры, вы должны избегать неуклюжих и антипозиционных ходов.
В позиции 13 ход 13/6 является безопасным, но не выполняет никаких конструктивных функций и оставляет слишком много фишек в пункте 6. (Освобождение передового якорного пункта ходом 20/13 было бы ужасной ошибкой.) Более удачным будет ход 13/7, 6/5. Когда все критерии указывают на необходимость дерзкой игры, вы не должны особо беспокоиться о побитии ваших фишек – вам необходимо сконцентрироваться на более естественном позиционном ходе.
|
|
В позиции 14 X не желает побития своих фишек, поэтому тактические критерии вынуждают вас сделать безопасный ход 13/6.
Изложенные в данной главе идеи и критерии для выбора безопасных или дерзких ходов являются фундаментальными для понимания игры. Большая часть остальных глав раздела III представляет собой уточнение этих идей. Прежде чем вы начнете читать дальше, мы настоятельно рекомендуем вам еще раз просмотреть основные примеры этой главы и убедиться, что вы усвоили проиллюстрированные тактические и стратегические критерии.
Краткий обзор
A. Тактические принципы
1. Владеете ли вы передовым якорным пунктом? Наличие передового якорного пункта позволяет вам играть дерзко.
2. Насколько сильна позиция противника в его Доме? Чем сильнее позиция противника в его собственном Доме, тем более консервативно вы должны играть.
3. Насколько сильна ваша позиция в вашем Доме (особенно по сравнению с позицией противника)? Если вы закрыли больше пунктов в Доме, чем ваш противник, вы можете играть дерзко; если у вас меньше закрытых пунктов, вам следует играть более консервативно.
4. Есть ли у противника блоты в его Доме? Если у вашего противника есть блоты в его Доме, вы можете позволить себе делать более рискованные ходы благодаря возможности возвратных шотов.
B. Стратегические принципы
1. Сколько ваших фишек находится в Доме противника? Чем больше у вас дальних фишек, тем более рискованно вы можете играть. Не имея дальних фишек или имея всего одну дальнюю фишку, вы должны играть консервативно.
2. Сколько фишек противника находится в вашем Доме? Если у противника нет фишек в вашем Доме или он имеет только одну дальнюю фишку, вы стремитесь играть провокационно, чтобы заставить его обменяться ударами.
|
|
ГЛАВА 17
РАЗМЕЩЕНИЕ СЛОТОВ
Под размещением слотов мы подразумеваем оставление фишки без защиты путем перемещения ее в ключевой пункт (обычно ваш бар-пункт или какой-нибудь другой пункт Дома) с целью дальнейшего закрытия этого пункта. В большинстве случаев мы будем рассматривать ситуации, когда вы добровольно оставляете прямой шот при постановке слота. При этом крайне важно знать, когда риск помещения слота в какой-либо пункт оправдан, а когда такие действия неразумны. Победа в нардах заключается не в попытке угадать, побьют вас или нет, а в понимании соответствующих принципов, которые обусловливают позицию. Для того чтобы понять концепции, изложенные в данной главе, нам необходимы шесть критериев, рассмотренных и проанализированных нами в главе 16.
Вернемся к позициям 6 и 7 из предыдущей главы. Чтобы понять, почему позиция 7 является идеальной для помещения слота, а позиция 6 неблагоприятна для такого хода, вам следует еще раз просмотреть анализ этих позиций выше.
Основные тактические факторы, предполагающие использование принципа дублирования, могут играть большую роль при принятии решений не только о том, когда нужно использовать слот, но и где его необходимо поместить. Например, если противнику необходимо определенное ключевое число, чтобы побить вас или прикрыть ключевой пункт, вы можете использовать слот, который позволит вам дублировать варианты использования противником числа, позволяющего побить вас. И наоборот, вы должны избегать использования слотов, если подобные действия позволят противнику побить вас числом, которое ранее не было для него благоприятным, другими словами, нельзя диверсифицировать его удачные числа. Некоторые из этих принципов были проиллюстрированы в позициях 14, 15, 19 и 20 главы 13.
Когда вам не следует ставить слот
Давайте начнем с анализа некоторых случаев, когда размещение слотов является неправильным. Один из наиболее очевидных случаев, когда фишка-слот подвергается угрозе двойного прямого шота.
В позиции 3 помещение слота в пункт 5 дает О шансы два к одному на побитие (двадцать четыре комбинации)слишком большой риск. Вместо этого необходимо ходить 24/23.
Обычно помещение слота в пункт является ошибочным, если ваши дальние фишки разделены или подвергаются угрозе в Доме противника. Это очень важный момент, но игроки зачастую разыгрывают такую позицию неправильно.
В позиции 4 помещение слота в пункт 5 является разумным (6/5). Если противник не побьет вас и вы сможете закрыть пункт 5, у вас будет отличная 4-пунктовая блокада.
Но в позиции 5 дальние фишки X разделены. В этом случае использование слота было бы неверным. X следует переместить фишку в пункт 21, чтобы улучшить свою позицию для вывода дальних фишек или для закрытия этого пункта, который позволит контролировать Двор О.
Еще одна причина, по которой помещение слота является неправильным при разделенных дальних фишках, – это опасность того, что ваш противник побьет и ваш слот, и вторую из разделенных фишек. Даже если он не сможет побить фишку-слот, он в состоянии атаковать одну или обе дальних фишки, которые сейчас разделены. В последующей борьбе у вашего противника может появиться хороший шанс побить ваш слот до того, как вы его прикроете. Вам придется использовать выброшенные числа для ввода в игру побитой фишки, и, даже, если вы побьете противника в его Доме, это всего лишь даст ему один шанс на побитие вашего слота.
Вы помещаете слот в пункт, ожидая, что в случае, если ваш противник не сможет его побить, у вас появится хороший шанс для закрытия этого пункта при вашем следующем броске. Если вы помещаете слот, когда ваши дальние фишки разделены, вы не только рискуете побитием этой фишки, но не сможете закрыть этот пункт, даже если противник не побьет вашу фишку-слот, потому что вполне вероятна такая ситуация, когда вам придется защищать свои дальние фишки.
Если у вас есть только одна дальняя фишка, вы de facto подвергаетесь опасности в Доме вашего противника. Один из стратегических критериев, представленных в предыдущей главе, говорит вам, что вы должны играть консервативно, даже если всего одна ваша фишка находится в Доме противника. Если в Доме противника у вас несколько фишек, вы владеете якорным пунктом или не подвергаетесь опасности со стороны его фишек, то можете пойти на риск и поместить слот, даже когда одна из ваших дальних фишек является блотом.
Возьмите на заметку, что помещение слота при разделенных дальних фишках нельзя путать с побитием фишки противника с одновременным разделением ваших дальних фишек. Если вы одновременно бьете противника и разделяете свои дальние фишки, то вы бьете блот противника в вашем Доме и разделяете свои дальние фишки в Доме противника. Несмотря на то, что помещение слота при разделенных дальних фишках не рекомендуется, побитие фишки противника с одновременным разделением дальних фишек может быть отличным ходом.
Когда можно помещать слот
Основной мотив для размещения слотов – это создание важного пункта, который вы не можете закрыть каким-либо иным способом. Даже в ситуациях, когда помещение слота может казаться естественным ходом, делать так нельзя, если у вас есть хороший шанс на закрытие этого пункта без использования слота. Давайте рассмотрим два различных примера.
В позиции 6 у X недостаточно материала для закрытия пункта 5 естественным образом. Поскольку активные строители X находятся лишь в пунктах 6, 8 и 13, только комбинации 3-1, 1-1, 3-3 или 4-4 позволят закрыть пункт 5 за один бросок. Вероятнее всего X сделает несколько бросков, прежде чем переведет строителей из пункта 13, а затем выбросит комбинацию, необходимую для закрытия пункта 5. Если X в данной позиции поместит слот в пункт 5 и противнику не удастся побить эту фишку, он сможет закрыть этот пункт намного быстрее.
Но в позиции 7 X не следует использовать слот. Он должен играть 8/7. Этот ход дает ему в общем счете четыре активных строителя, которые могут достичь пункта 5, а также отличный шанс закрыть пункт 4 или пункт 5 без особого риска. Вы всегда должны в первую очередь искать возможность для создания строителя, который сможет достичь ключевого пункта, вместо использования слотов.
Если вы выбросите комбинацию 5-3 в дебютном броске, вы можете поместить слот в пункт 5 ходом 13/5. Но вы подвергнете себя меньшему риску, если переместите две фишки ближе к Дому 13/8, 13/10. Теперь у вас есть много различных возможностей для закрытия пунктов 4, 5 или бар-пункта без риска прямого шота.
Таким же образом при дебютной комбинации 3-2 крайне неразумным ходом будет помещение слота в пункт 5 и перевод фишки из пункта 13 (8/5, 13/11). Но, если вместо этого вы переместите две фишки ближе к своему Дому (13/10, 13/11), вы сможете создать позицию с большим потенциалом при меньшем риске.
Вы можете использовать в качестве слотов фишки, которые в любом другом случае остаются вне игры. В главе 12 мы обсуждали, как важно активно использовать все фишки вместо того, чтобы скапливать их в каком-либо пункте или выводить из игры. В позиции 6 мы видим, что X перегрузил свой пункт 6. Эти фишки не принимают активного участия в игре, это отличная причина для того, чтобы начать использовать их для слота в пункте 5.
Вы надеетесь на то, что вас не побьют, но, даже если вас побьют, фишка, использованная в качестве слота, больше не будет бесполезной обузой и сможет принять активное участие в игре. Мастер игры в нарды всегда ищет возможность активации как можно большего количества своих фишек, даже если в некоторых случаях это предполагает побитие его фишки. При побитии противника блотами в вашем Доме, размещении слотов или использовании каких-либо других ходов, старайтесь задействовать фишки из перегруженных пунктов.
И наоборот, вы должны избегать побития своих полезных строителей и не должны оставлять свои пункты без них.
В позиции 8 X следует разделить свои дальние фишки ходом 24/23, поскольку у него есть три фишки в пункте 24, которые не принимают активного участия в игре.
Создание слота ходом 6/5 является неверным, поскольку этот ход оголяет пункт 6. Перемещение слота из пункта б, если в нем есть только три фишки (т.е. в этом пункте вы имеете только одного строителя) редко бывает правильным ходом. Вы должны дважды подумать, прежде чем использовать своего последнего полезного строителя в качестве слота, если для этого вы оголяете пункт, позже противник может вынудить вас сдать этот пункт, даже если вам это совершенно невыгодно. Вместо этого необходимо искать возможность создания слота из перегруженных пунктов, где вы имеете дополнительные фишки, которые не выполняют полезных функций.
В позиции 9 правильным является ход 13/11, 8/7 (а не 6/5). Оставлять дополнительного строителя в пункте 8 не настолько важно, как оставлять его в пункте б. Вы захотите освободить пункт 8 на более поздней стадии игры, но весьма сомнителен тот факт, что вы когда-либо захотите оставить пункт 6. Поскольку О имеет только одну фишку в вашем Доме и может ее оттуда вывести, для успешного блокирования этой фишки ваш бар-пункт необходим вам в той же степени, как и пункт 5.
Еще один повод для использования слотов – это крайняя необходимость в каком-либо определенном пункте. Если у вас есть время на то, чтобы подвести своих строителей к этому пункту и закрыть его относительно безопасно, помещать слот в этом пункте не нужно. Но, когда возникает потребность закрыть этот пункт быстро, самый оптимальный способ сделать это (при условии, что вас не побьют) – поставить слот в этом пункте, а затем прикрыть его.
В позиции 10 правильным ходом является немедленное помещение слота в пункте 6 (7/6). Если противник не побьет его, у вас появятся значительный шанс (не менее 80%) на прикрытие слота и победу в игре до того, как он сможет ввести в игру свою фишку из бара. Если же вы решите ждать, вам придется сделать четыре или пять бросков до того, как вы сможете подвести достаточно строителей и закрыть этот пункт без использования слота. Тем временем общая опасность того, что:
a) противник сможет выбросить 6-6;
b) введет фишку в игру и побьет вас;
c) введет фишку в игру, а вы не сможете побить его, является намного большей, чем вероятность выброса им числа 6.
В позиции 11 неправильным ходом является помещение слота в пункт 2 (3/2). Если вас побьют, у О может появиться несколько возможностей для побега, прежде чем вы сможете побить его снова. Вместо этого вы должны подвести ближе к этому пункту дополнительного строителя (6/5). Если О введет свою фишку в игру до того, как вы сможете закрыть пункт 2, вы должны побить его и оставить свою фишку в этом пункте. О вынужден будет выбросить две двойки подряд, чтобы получить хоть какой-нибудь шанс.
Вы можете позволить себе вхождение О в пункт 2 без какой-либо угрозы для своей игры. В Позиции 10 вы используете слот, потому что ситуация станет безопасной для вас, если вы быстро займете необходимый пункт. А в позиции 11 у вас нет насущной необходимости в закрытии пункта 2.
Использование слота
при наличии на баре двух фишек противника
В подавляющем большинстве случаев, лишь за редким исключением, использовать слот нельзя, если ваш противник имеет две фишки на баре. Даже, если у вас есть крайняя необходимость закрыть пункт 6, чтобы победить либо создать ситуацию гэммона, наиболее эффективный метод закрытия доски для вашего противника заключается не в помещении слота, а в ожидании повторного ввода в игру фишки противника и последующем ее побитии, даже если это необходимо, с помощью блота.
В позиции 12 X пытается решить, стоит ли ему ходить 6/5. Давайте подумаем, что потребуется сделать О, чтобы спастись, если вы:
a) поместите слот;
b) подождете, пока он введет фишку в игру, а затем побьете его.
В случае а), если он побьет ваш слот с помощью числа 5, у вас может не быть возможности для немедленного ответного удара, поскольку ваша фишка будет на баре, и вы потеряете строителя. Если вы не сможете нанести О ответный удар, ему понадобится выбросить всего одно число 5, чтобы закрыть ваш пункт 5.
В случае b) вы ждете, пока ваш противник введет фишку в игру, и при этом подводите своих строителей ближе к пункту 5. Во-первых, он должен выбросить число 5, чтобы ввести фишку в игру. Затем после того, как вы побьете его, он должен будет немедленно выбросить еще одно число 5, чтобы избежать полного закрытия доски. После этого О придется сразу же выбросить третье число 5, чтобы закрыть пункт до того, как вы сможете его побить. О потребуется определенное количество чисел 5, выпадающих при этом последовательно, если вы не станете использовать слот. Тот же мотив определяет ваши действия, если противник имеет более чем две фишки на баре: не ставьте слот, подождите, пока он введет фишку в игру, а затем побейте его.
Более рациональное применение данного принципа проиллюстрировано в позиции 13.
Имея комбинацию 1-1, X определенно собирается побить О дважды и попытаться закрыть свою доску. Вопрос заключается в следующем: должен ли он ходить бар/24*, 5/3*, 8/7 (позиция 13А) или же лучше использовать ход бар/24*, 4/3* (2), 8/7, изменив пункты (позиция 13В).
Хотя обычно вы должны закрывать пункты по порядку, ход в позиции 13В является правильным. Существенной разницы между закрытием пунктов 3 или 4 нет, особенно в том случае, когда вы все равно будете двигаться дальше, чтобы выбить противника из оставшегося пункта. Ход 13А некорректен, поскольку по своей сути является использованием слота в позиции с двумя фишками противника на баре. Вы можете достичь той же цели (побития второй фишки противника) в позиции 13В, не оставляя блота. Проблема здесь состоит не в том, что оставление блота крайне опасно, а в том, что О с большей вероятностью сможет закрыть хороший пункт, если вы поставите слот. Преимущество хода 13В заключается в том, что вы обеспечиваете себя четырьмя строителями, которые могут достичь пункта 4, а в позиции 13А у вас есть всего два строителя, которые могут достичь пункта 3.
Помещение слота в свой бар-пункт
Давайте попробуем применить рассматриваемые принципы к часто встречающейся задаче: когда помещение слота в бар-пункт является правильным?
В позиции 14 помещение слота в бар-пункт ходом 8/7 несет в себе опасность, но является правильным. Вам необходимо занять бар-пункт, чтобы удержать последнюю дальнюю фишку противника.
Зачем нужно ставить слот? Во-первых, у вас не хватает строителей, чтобы закрыть бар-пункт естественным образом за несколько бросков. Каждый бросок, который вы позволяете сделать О, увеличивает опасность того, что ваш противник выбросит шестерку, перескочит в ваш Двор и сбежит. Вместо того чтобы постепенно наращивать риск ситуации, лучше пойти на больший риск при первом же броске, поставив слот в бар-пункте и отрезав противнику путь к спасению.
Но на самом деле существует еще одна серьезная причина для помещения слота в бар-пункт: бесполезно пытаться избежать чисел, которые вне зависимости от ваших ходов являются удачными для противника. Если вы посмотрите на позицию после использования слота, то поймете, что она будет удачной для вас, если О не сможет побить вашу фишку. Но, даже если он сможет выбросить шестерку и побьет вас, означает ли это, что вы отказались от возможной победы?
Нет, вероятно, нет. Поскольку О может удачно сыграть число 6 в любом случае, вы ничего не потеряете, но можете многое приобрести, если поставите слот в бар-пункте.
В позиции 15 правильным будет консервативный ход 6/5, с помощью которого вы создаете себе строителя. Риск помещения слота в бар-пункт слишком велик так как в случае вашего побития О станет безусловным фаворитом в игре. В позиции 14 и в позиции 15 закрытие бар-пункта чрезвычайно выгодно для X. Но в позиции 15 бар-пункт нужен X не настолько сильно, как в позиции 14. В позиции 14, даже если О выбросит 6, он еще не выиграет партию. Во-первых, у вас может появиться возможность побить его в вашем Дворе. И что более важно: если он сможет вывести одну дальнюю фишку из Дома X, там все еще останется вторая его фишка. Поскольку 6 не является числом, которое гарантированно обеспечит О победу, вы потеряете многое, если вас побьют в бар-пункте. Эта позиция показывает нам, что вы можете пойти на больший риск и поместить слот в бар-пункт, если ваш противник имеет только одну фишку в вашем Доме, а не две. Заметьте, что этот вывод на самом деле является особым примером последнего принципа из главы «Безопасная игра по сравнению с дерзкой игрой», который гласит: «Чем меньше у противника фишек в вашем Доме, тем более агрессивно вы должны играть».