Игра III. Блокирующая игра 9 страница

По­доб­ным же об­ра­зом в по­зи­ции 10 X толь­ко что на­чал иг­ру, вы­ве­дя од­ну даль­нюю фиш­ку хо­дом 24/13 при вы­пав­шей ком­би­на­ции 6-5. О сыг­рал 4-3 12/16, 12/15. Те­перь, имея ком­би­на­цию 2-1, X кон­сер­ва­тив­но иг­ра­ет 13/10. Хо­тя ход 13/11, 6/5, ко­то­рый по­зво­ля­ет по­ста­вить слот в пунк­те 5, был бы очень не­­пл­охим, X хо­чет из­бе­жать по­би­тия, по­сколь­ку это бы пол­но­стью ан­ну­ли­ро­ва­ло цен­ность сыг­ран­ной ком­би­на­ции 6-5.

По­зи­ция 11 яв­ля­ет­ся для иг­ро­ков хо­ро­шим пре­ду­пре­ж­де­ни­ем о том, что при­ме­­н­ение дан­но­го прин­ци­па нель­зя до­во­дить до край­но­стей. Здесь X мог бы сыг­рать срав­ни­тель­но безо­пас­но 24/21 или 24/23, 8/6. Но луч­шим яв­ля­ет­ся ход 6/5*, 13/11. Ос­нов­ная при­чи­на для кон­сер­ва­тив­ной иг­ры при на­ли­чии толь­ко од­ной сво­ей фиш­ки в До­ме про­тив­ни­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что вы на­дее­тесь вы­вес­ти свою послед­нюю даль­нюю фиш­ку и сыг­рать стре­ми­тель­ную иг­ру. Но, ес­ли вы не соз­да­ли ни один но­вый пункт и, как по­ка­за­но в по­зи­ции 11, у вас нет строи­те­лей, вы­вод даль­ней фиш­ки яв­ля­ет­ся лож­ной по­бе­дой. В лю­бом слу­чае ве­ро­ят­ность безо­пас­­н­ого вы­во­да фиш­ки не­ве­ли­ка. Ос­нов­ная идея со­сто­ит в том, что вы долж­ны иг­рать кон­сер­ва­тив­но толь­ко в том слу­чае, ес­ли у вас есть воз­мож­ность всту­пить в ус­пеш­ную стре­ми­тель­ную иг­ру, а не про­сто вы­вес­ти свою даль­нюю фиш­ку.

Ко­ли­че­ст­во фи­шек про­тив­ни­ка в час­ти дос­ки, при­над­ле­жа­щей вам

Дру­гой ос­нов­ной фак­тор – это ко­ли­че­ст­во фи­шек, ко­то­рые про­тив­ник име­ет в ва­шем До­ме. Рас­смат­ри­вая про­бле­му с точ­ки зре­ния ва­ше­го про­тив­ни­ка, мы мо­жем ска­зать, что, чем мень­ше фи­шек у не­го есть в ва­шем До­ме, тем безо­пас­нее хо­чет сыг­рать он, и тем аг­рес­сив­нее хо­ти­те сыг­рать вы. Ес­ли у про­тив­ни­ка нет фи­шек в ва­шем До­ме или есть все­го лишь од­на фиш­ка, вы долж­ны от­дать боль­ший при­­ор­итет по­би­тию и удер­жи­ва­нию его даль­ней фиш­ки. В двух этих слу­ча­ях вам мо­гут по­тре­бо­вать­ся спе­ци­аль­ные тех­ни­че­ские прие­мы, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся в гла­вах 18 и 19.

Вы долж­ны срав­ни­вать чис­ло сво­их фи­шек, ко­то­рые на­хо­дят­ся в До­ме про­тив­­н­ика, и ко­ли­че­ст­во фи­шек про­тив­ни­ка в ва­шем До­ме. Ес­ли даль­них фи­шек у не­го мень­ше, чем у вас, вы вы­иг­рае­те от об­ме­на уда­ра­ми. Ес­ли же даль­них фи­шек мень­ше у вас, он по­лу­чит боль­шую вы­го­ду от по­доб­но­го об­ме­на.

Ли­ди­руя в иг­ре, вы мо­же­те се­бе по­зво­лить хо­ды, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют ва­ши пре­иму­ще­ст­ва и по­мо­га­ют из­бе­жать труд­но­стей. Но ес­ли вы про­иг­ры­вае­те, вы дол­жны ос­лож­нить по­зи­цию сво­его про­тив­ни­ка, а не иг­рать пас­сив­но, на­де­ясь на то, что си­туа­ция из­ме­нит­ся са­ма со­бой.

В слу­ча­ях, ко­гда про­тив­ник су­мел вы­вес­ти все свои даль­ние фиш­ки (см. гла­ву 18), вы долж­ны иг­рать бо­лее про­во­ка­ци­он­но и сра­жать­ся с ним, на­де­ясь по­бить его или соз­дать жиз­не­спо­соб­ную удер­жи­ваю­щую по­зи­цию.

Вы мо­же­те пой­ти на до­пол­ни­тель­ный риск, что­бы по­лу­чить многовариантную по­зи­цию, в том слу­чае, ес­ли вы не мо­же­те дик­то­вать ус­ло­вия с по­зи­ции си­лы.

Ко­гда у вас боль­ше даль­них фи­шек, чем у про­тив­ни­ка, вы стре­ми­тесь вы­ну­дить его к об­ме­ну уда­ра­ми. На­при­мер, ес­ли ваш про­тив­ник на­чи­на­ет иг­ру с ком­би­на­ции 6-5, а вы за­тем вы­бра­сы­вае­те 6-2, вы долж­ны хо­дить 24/18, 13/11. Та­кой ход прак­ти­че­ски вы­ну­дит ва­ше­го про­тив­ни­ка по­бить ва­шу фиш­ку и ос­та­вить вам воз­врат­ные шо­ты, так как у не­го ма­ло воз­мож­но­стей для безо­пас­ных хо­дов. Ес­ли вы за­ста­ви­те его об­ме­нять­ся уда­ра­ми, цен­ность вы­во­да его даль­ней фиш­ки бу­дет ан­ну­ли­ро­ва­на. Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка край­не не­боль­шое ко­ли­че­ст­во даль­них фи­шек, вы мо­же­те вос­поль­зо­вать­­ся его не­же­ла­ни­ем ата­ко­вать и по­лу­чи­те от это­го оп­ре­де­лен­ную вы­го­ду.

При­ме­не­ние

В до­пол­не­ние к уже рас­смот­рен­ным че­ты­рем ос­нов­ным так­ти­че­ским прин­ци­пам мы по­ка­за­ли вам стра­те­ги­че­скую зна­чи­мость аг­рес­сив­ной иг­ры в том слу­чае, ес­ли у вас есть мно­го фи­шек в До­ме про­тив­ни­ка, или то­гда, ко­гда их ма­ло у ва­ше­го про­­ти­вн­ика. Ко­неч­но, все эти при­зна­ки не пред­по­ла­га­ют од­ни и те же хо­ды, по­это­му вы долж­ны вы­ра­бо­тать в се­бе спо­соб­ность при­ни­мать даль­но­вид­ные ре­ше­ния. Ме­­х­ан­ич­еские пра­ви­ла ни­ко­гда не смо­гут за­ме­нить вам опыт. Но по­иск этих при­зна­ков и по­ни­ма­ние их ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов на­вер­ня­ка по­вы­сит ва­шу даль­но­­ви­дность.

Ино­гда все шесть (че­ты­ре так­ти­че­ских, два стра­те­ги­че­ских) кри­те­рия бу­дут ука­­з­ывать на не­об­хо­ди­мость аг­рес­сив­ной иг­ры. Дерз­кие хо­ды (ко­то­рые сред­ний иг­рок мо­жет и не при­ме­нять) боль­ше не ка­жут­ся нам стран­ны­ми или оп­ро­мет­чи­вы­ми, мы на­чи­на­ем по­ни­мать, что они ес­те­ст­вен­ны.

К при­ме­ру, в по­зи­ции 12 прак­ти­че­ски все кри­те­рии ука­зы­ва­ют на не­об­хо­ди­мость дерз­кой по­зи­ци­он­ной иг­ры. У вас есть пе­ре­до­вой якор­ный пункт и силь­ная по­зи­­ция в До­ме. По­зи­ция О в его до­ме сла­ба, и он име­ет там блот. Кро­ме то­го, О име­ет толь­ко од­ну фиш­ку в ва­шем До­ме то срав­не­нию с тре­мя ва­ши­ми в До­ме О. Пра­­вил­ьным яв­ля­ет­ся ход 23/16! Да­же не­смот­ря на то что этот ход да­ет О двой­ной воз­врат­ный шот, X при­вет­ст­ву­ет та­кие дей­ст­вия. Дан­ный ход ог­ра­ни­чи­ва­ет дви­­ж­ение О, не по­зво­ля­ет ему лег­ко вы­вес­ти фиш­ку из ва­ше­го пунк­та 4 и про­во­ци­­р­ует ва­ше­го про­тив­ни­ка на борь­бу за кон­троль над Дво­ра­ми.

В слу­ча­ях, ко­гда все кри­те­рии ука­зы­ва­ют на не­об­хо­ди­мость дерз­кой иг­ры, вы долж­ны из­бе­гать не­ук­лю­жих и ан­ти­по­зи­ци­он­ных хо­дов.

В по­зи­ции 13 ход 13/6 яв­ля­ет­ся безо­пас­ным, но не вы­пол­ня­ет ни­ка­ких кон­­с­тру­кти­вных функ­ций и ос­тав­ля­ет слиш­ком мно­го фи­шек в пунк­те 6. (Ос­во­бо­ж­­д­ение пе­ре­до­во­го якор­но­го пунк­та хо­дом 20/13 бы­ло бы ужас­ной ошиб­кой.) Бо­лее удач­ным бу­дет ход 13/7, 6/5. Ко­гда все кри­те­рии ука­зы­ва­ют на не­об­хо­ди­мость дерз­кой иг­ры, вы не долж­ны осо­бо бес­по­ко­ить­ся о по­би­тии ва­ших фи­шек – вам не­об­хо­ди­мо скон­цен­три­ро­вать­ся на бо­лее ес­те­ст­вен­ном по­зи­ци­он­ном хо­де.

В по­зи­ции 14 X не же­ла­ет по­би­тия сво­их фи­шек, по­это­му так­ти­че­ские кри­те­рии вы­ну­ж­да­ют вас сде­лать безо­пас­ный ход 13/6.

Из­ло­жен­ные в дан­ной гла­ве идеи и кри­те­рии для вы­бо­ра безо­пас­ных или дер­зких хо­дов яв­ля­ют­ся фун­да­мен­таль­ны­ми для по­ни­ма­ния иг­ры. Боль­шая часть ос­­тал­ьных глав раз­де­ла III пред­став­ля­ет со­бой уточ­не­ние этих идей. Пре­ж­де чем вы нач­не­те чи­тать даль­ше, мы на­стоя­тель­но ре­ко­мен­ду­ем вам еще раз про­смот­реть ос­нов­ные при­ме­ры этой гла­вы и убе­дить­ся, что вы ус­вои­ли про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные так­ти­че­ские и стра­те­ги­че­ские кри­те­рии.

Крат­кий об­зор

A. Так­ти­че­ские прин­ци­пы

1. Вла­дее­те ли вы пе­ре­до­вым якор­ным пунк­том? На­ли­чие пе­ре­до­во­го якор­но­­го пунк­та по­зво­ля­ет вам иг­рать дерз­ко.

2. На­сколь­ко силь­на по­зи­ция про­тив­ни­ка в его До­ме? Чем силь­нее по­зи­ция про­­ти­вн­ика в его соб­ст­вен­ном До­ме, тем бо­лее кон­сер­ва­тив­но вы долж­ны иг­рать.

3. На­сколь­ко силь­на ва­ша по­зи­ция в ва­шем До­ме (осо­бен­но по срав­не­нию с по­зи­ци­ей про­тив­ни­ка)? Ес­ли вы за­кры­ли боль­ше пунк­тов в До­ме, чем ваш про­тив­ник, вы мо­же­те иг­рать дерз­ко; ес­ли у вас мень­ше за­кры­тых пунк­тов, вам сле­ду­ет иг­рать бо­лее кон­сер­ва­тив­но.

4. Есть ли у про­тив­ни­ка бло­ты в его До­ме? Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка есть бло­ты в его До­ме, вы мо­же­те по­зво­лить се­бе де­лать бо­лее рис­ко­ван­ные хо­ды бла­­г­од­аря воз­мож­но­сти воз­врат­ных шо­тов.

B. Стра­те­ги­че­ские прин­ци­пы

1. Сколь­ко ва­ших фи­шек на­хо­дит­ся в До­ме про­тив­ни­ка? Чем боль­ше у вас даль­них фи­шек, тем бо­лее рис­ко­ван­но вы мо­же­те иг­рать. Не имея даль­них фи­шек или имея все­го од­ну даль­нюю фиш­ку, вы долж­ны иг­рать кон­сер­ва­тив­но.

2. Сколь­ко фи­шек про­тив­ни­ка на­хо­дит­ся в ва­шем До­ме? Ес­ли у про­тив­ни­ка нет фи­шек в ва­шем До­ме или он име­ет толь­ко од­ну даль­нюю фиш­ку, вы стре­­м­итесь иг­рать про­во­ка­ци­он­но, что­бы за­ста­вить его об­ме­нять­ся уда­ра­ми.


ГЛА­ВА 17

РАЗ­МЕ­ЩЕ­НИЕ СЛО­ТОВ

Под раз­ме­ще­ни­ем сло­тов мы под­ра­зу­ме­ва­ем ос­тав­ле­ние фиш­ки без за­щи­ты пу­тем пе­ре­ме­ще­ния ее в клю­че­вой пункт (обыч­но ваш бар-пункт или ка­кой-ни­будь дру­гой пункт До­ма) с це­лью даль­ней­ше­го за­кры­тия это­го пунк­та. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев мы бу­дем рас­смат­ри­вать си­туа­ции, ко­гда вы доб­ро­воль­но ос­тав­ляе­те пря­мой шот при по­ста­нов­ке сло­та. При этом край­не важ­но знать, ко­гда риск по­ме­­щ­ения сло­та в ка­кой-ли­бо пункт оп­рав­дан, а ко­гда та­кие дей­ст­вия не­ра­зум­ны. По­бе­да в нар­дах за­клю­ча­ет­ся не в по­пыт­ке уга­дать, по­бьют вас или нет, а в по­­н­им­ании со­от­вет­ст­вую­щих прин­ци­пов, ко­то­рые обу­слов­ли­ва­ют по­зи­цию. Для то­го что­бы по­нять кон­цеп­ции, из­ло­жен­ные в дан­ной гла­ве, нам не­об­хо­ди­мы шесть кри­те­ри­ев, рас­смот­рен­ных и про­ана­ли­зи­ро­ван­ных на­ми в гла­ве 16.

Вернемся к по­зи­ци­ям 6 и 7 из пре­ды­ду­щей гла­вы. Что­бы по­нять, по­че­му по­зи­ция 7 яв­ля­ет­ся иде­аль­ной для по­ме­ще­ния сло­та, а по­зи­ция 6 не­бла­го­­пр­ия­тна для та­ко­го хо­да, вам сле­ду­ет еще раз про­смот­реть ана­лиз этих по­зи­ций вы­ше.

Ос­нов­ные так­ти­че­ские фак­то­ры, пред­по­ла­гаю­щие ис­поль­зо­ва­ние прин­ци­па дуб­ли­­р­ов­ания, мо­гут иг­рать боль­шую роль при при­ня­тии ре­ше­ний не толь­ко о том, ко­гда нуж­но ис­поль­зо­вать слот, но и где его не­об­хо­ди­мо по­мес­тить. На­при­мер, ес­ли про­­ти­вн­ику не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лен­ное клю­че­вое чис­ло, что­бы по­бить вас или при­крыть клю­че­вой пункт, вы мо­же­те ис­поль­зо­вать слот, ко­то­рый по­зво­лит вам дуб­ли­ро­вать ва­ри­ан­ты ис­поль­зо­ва­ния про­тив­ни­ком чис­ла, по­зво­ляю­ще­го по­бить вас. И на­обо­рот, вы долж­ны из­бе­гать ис­поль­зо­ва­ния сло­тов, ес­ли по­доб­ные дей­ст­вия по­зво­лят про­­ти­вн­ику по­бить вас чис­лом, ко­то­рое ра­нее не бы­ло для не­го бла­го­при­ят­ным, дру­ги­­ми сло­ва­ми, нель­зя ди­вер­си­фи­ци­ро­вать его удач­ные чис­ла. Не­ко­то­рые из этих прин­­ц­ипов бы­ли про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­ны в по­зи­ци­ях 14, 15, 19 и 20 гла­вы 13.

Ко­гда вам не сле­ду­ет ста­вить слот

Да­вай­те нач­нем с ана­ли­за не­ко­то­рых слу­ча­ев, ко­гда раз­ме­ще­ние сло­тов яв­ля­ет­ся не­пра­виль­ным. Один из наи­бо­лее оче­вид­ных слу­ча­ев, ко­гда фиш­ка-слот под­вер­­г­ае­тся уг­ро­зе двой­но­го пря­мо­го шо­та.

В по­зи­ции 3 по­ме­ще­ние сло­та в пункт 5 да­ет О шан­сы два к од­но­му на по­би­­тие (два­дцать че­ты­ре ком­би­на­ции)слиш­ком боль­шой риск. Вме­сто это­го не­об­­х­од­имо хо­дить 24/23.

Обыч­но по­ме­ще­ние сло­та в пункт яв­ля­ет­ся оши­боч­ным, ес­ли ва­ши даль­ние фиш­ки раз­де­ле­ны или под­вер­га­ют­ся уг­ро­зе в До­ме про­тив­ни­ка. Это очень важ­ный мо­мент, но иг­ро­ки за­час­тую ра­зыг­ры­ва­ют та­кую по­зи­цию не­пра­виль­но.

В по­зи­ции 4 по­ме­ще­ние сло­та в пункт 5 яв­ля­ет­ся ра­зум­ным (6/5). Ес­ли про­­ти­вник не по­бьет вас и вы смо­же­те за­крыть пункт 5, у вас бу­дет от­лич­ная 4-пункто­вая бло­ка­да.

Но в по­зи­ции 5 даль­ние фиш­ки X раз­де­ле­ны. В этом слу­чае ис­поль­зо­ва­ние сло­та бы­ло бы не­вер­ным. X сле­ду­ет пе­ре­мес­тить фиш­ку в пункт 21, что­бы улуч­шить свою по­зи­цию для вы­во­да даль­них фи­шек или для за­кры­тия это­го пунк­та, ко­то­рый по­­зв­олит кон­тро­ли­ро­вать Двор О.

Еще од­на при­чи­на, по ко­то­рой по­ме­ще­ние сло­та яв­ля­ет­ся не­пра­виль­ным при раз­де­лен­ных даль­них фиш­ках, – это опас­ность то­го, что ваш про­тив­ник по­бьет и ваш слот, и вто­рую из раз­де­лен­ных фи­шек. Да­же ес­ли он не смо­жет по­бить фиш­ку-слот, он в со­стоя­нии ата­ко­вать од­ну или обе даль­них фиш­ки, ко­то­рые сей­час раз­де­ле­ны. В по­сле­дую­щей борь­бе у ва­ше­го про­тив­ни­ка мо­жет поя­вить­ся хо­ро­­ший шанс по­бить ваш слот до то­го, как вы его при­крое­те. Вам при­дет­ся ис­поль­­з­овать вы­бро­шен­ные чис­ла для вво­да в иг­ру по­би­той фиш­ки, и, да­же, ес­ли вы по­бье­те про­тив­ни­ка в его До­ме, это все­го лишь даст ему один шанс на по­би­тие ва­ше­го сло­та.

Вы по­ме­щае­те слот в пункт, ожи­дая, что в слу­чае, ес­ли ваш про­тив­ник не смо­жет его по­бить, у вас поя­вит­ся хо­ро­ший шанс для за­кры­тия это­го пунк­та при ва­шем сле­дую­щем бро­ске. Ес­ли вы по­ме­щае­те слот, ко­гда ва­ши даль­ние фиш­ки раз­­д­ел­ены, вы не толь­ко рис­куе­те по­би­ти­ем этой фиш­ки, но не смо­же­те за­крыть этот пункт, да­же ес­ли про­тив­ник не по­бьет ва­шу фиш­ку-слот, по­то­му что впол­не ве­­р­оя­тна та­кая си­туа­ция, ко­гда вам при­дет­ся за­щи­щать свои даль­ние фиш­ки.

Ес­ли у вас есть толь­ко од­на даль­няя фиш­ка, вы de facto под­вер­гае­тесь опас­­н­ости в До­ме ва­ше­го про­тив­ни­ка. Один из стра­те­ги­че­ских кри­те­ри­ев, пред­став­лен­­ных в пре­ды­ду­щей гла­ве, го­во­рит вам, что вы долж­ны иг­рать кон­сер­ва­тив­но, да­же ес­ли все­го од­на ва­ша фиш­ка на­хо­дит­ся в До­ме про­тив­ни­ка. Ес­ли в До­ме про­тив­­н­ика у вас не­сколь­ко фи­шек, вы вла­дее­те якор­ным пунк­том или не под­вер­гае­тесь опас­но­сти со сто­ро­ны его фи­шек, то мо­же­те пой­ти на риск и по­мес­тить слот, да­же ко­гда од­на из ва­ших даль­них фи­шек яв­ля­ет­ся бло­том.

Возь­ми­те на за­мет­ку, что по­ме­ще­ние сло­та при раз­де­лен­ных даль­них фиш­ках нель­зя пу­тать с по­би­ти­ем фиш­ки про­тив­ни­ка с од­но­вре­мен­ным раз­де­­л­ен­ием ва­ших даль­них фи­шек. Ес­ли вы од­но­вре­мен­но бье­те про­тив­ни­ка и раз­­д­еля­ете свои даль­ние фиш­ки, то вы бье­те блот про­тив­ни­ка в ва­шем До­ме и раз­­д­еля­ете свои даль­ние фиш­ки в До­ме про­тив­ни­ка. Не­смот­ря на то, что по­ме­ще­ние сло­та при раз­де­лен­ных даль­них фиш­ках не ре­ко­мен­ду­ет­ся, по­би­тие фиш­ки про­­ти­вн­ика с од­но­вре­мен­ным раз­де­ле­ни­ем даль­них фи­шек мо­жет быть от­лич­ным хо­дом.

Ко­гда мож­но по­ме­щать слот

Ос­нов­ной мо­тив для раз­ме­ще­ния сло­тов – это соз­да­ние важ­но­го пунк­та, ко­то­рый вы не мо­же­те за­крыть ка­ким-ли­бо иным спо­со­бом. Да­же в си­туа­ци­ях, ко­гда по­ме­­щ­ение сло­та мо­жет ка­зать­ся ес­те­ст­вен­ным хо­дом, де­лать так нель­зя, ес­ли у вас есть хо­ро­ший шанс на за­кры­тие это­го пунк­та без ис­поль­зо­ва­ния сло­та. Да­вай­те рас­смот­рим два раз­лич­ных при­ме­ра.

В по­зи­ции 6 у X не­дос­та­точ­но ма­те­риа­ла для за­кры­тия пунк­та 5 ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом. По­сколь­ку ак­тив­ные строи­те­ли X на­хо­дят­ся лишь в пунк­тах 6, 8 и 13, толь­ко ком­би­на­ции 3-1, 1-1, 3-3 или 4-4 по­зво­лят за­крыть пункт 5 за один бро­сок. Ве­ро­ят­нее все­го X сде­ла­ет не­сколь­ко бро­сков, пре­ж­де чем пе­ре­ве­дет строи­те­лей из пунк­та 13, а за­тем вы­бро­сит ком­би­на­цию, не­об­хо­ди­мую для за­кры­тия пунк­та 5. Ес­ли X в дан­ной по­зи­ции по­мес­тит слот в пункт 5 и про­тив­ни­ку не уда­ст­ся по­бить эту фиш­ку, он смо­жет за­крыть этот пункт на­мно­го бы­ст­рее.

Но в по­зи­ции 7 X не сле­ду­ет ис­поль­зо­вать слот. Он дол­жен иг­рать 8/7. Этот ход да­ет ему в об­щем сче­те че­ты­ре ак­тив­ных строи­те­ля, ко­то­рые мо­гут дос­тичь пунк­та 5, а так­же от­лич­ный шанс за­крыть пункт 4 или пункт 5 без осо­бо­го рис­ка. Вы все­гда долж­ны в пер­вую оче­редь ис­кать воз­мож­ность для соз­да­ния строи­те­­ля, ко­то­рый смо­жет дос­тичь клю­че­во­го пунк­та, вме­сто ис­поль­зо­ва­ния сло­тов.

Ес­ли вы вы­бро­си­те ком­би­на­цию 5-3 в де­бют­ном бро­ске, вы мо­же­те по­мес­тить слот в пункт 5 хо­дом 13/5. Но вы под­верг­не­те се­бя мень­ше­му рис­ку, ес­ли пе­ре­­ме­ст­ите две фиш­ки бли­же к До­му 13/8, 13/10. Те­перь у вас есть мно­го раз­лич­­ных воз­мож­но­стей для за­кры­тия пунк­тов 4, 5 или бар-пунк­та без рис­ка пря­мо­го шо­та.

Та­ким же об­ра­зом при де­бют­ной ком­би­на­ции 3-2 край­не не­ра­зум­ным хо­дом бу­дет по­ме­ще­ние сло­та в пункт 5 и пе­ре­вод фиш­ки из пунк­та 13 (8/5, 13/11). Но, ес­ли вме­сто это­го вы пе­ре­мес­ти­те две фиш­ки бли­же к сво­ему До­му (13/10, 13/11), вы смо­же­те соз­дать по­зи­цию с боль­шим по­тен­циа­лом при мень­шем рис­ке.

Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве сло­тов фиш­ки, ко­то­рые в лю­бом дру­гом слу­чае ос­та­ют­ся вне иг­ры. В гла­ве 12 мы об­су­ж­да­ли, как важ­но ак­тив­но ис­поль­зо­вать все фиш­ки вме­сто то­го, что­бы ска­п­ли­вать их в ка­ком-ли­бо пунк­те или вы­во­дить из иг­ры. В по­зи­ции 6 мы ви­дим, что X пе­ре­гру­зил свой пункт 6. Эти фиш­ки не при­ни­ма­ют ак­тив­но­го уча­стия в иг­ре, это от­лич­ная при­чи­на для то­го, что­бы на­чать ис­поль­зо­вать их для сло­та в пунк­те 5.

Вы на­дее­тесь на то, что вас не по­бьют, но, да­же ес­ли вас по­бьют, фиш­ка, ис­­пол­ьз­ова­нная в ка­че­ст­ве сло­та, боль­ше не бу­дет бес­по­лез­ной обу­зой и смо­жет при­нять ак­тив­ное уча­стие в иг­ре. Мас­тер иг­ры в нар­ды все­гда ищет воз­мож­ность ак­ти­ва­ции как мож­но боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва сво­их фи­шек, да­же ес­ли в не­ко­то­рых слу­ча­ях это пред­по­ла­га­ет по­би­тие его фиш­ки. При по­би­тии про­тив­ни­ка бло­та­ми в ва­шем До­ме, раз­ме­ще­нии сло­тов или ис­поль­зо­ва­нии ка­ких-ли­бо дру­гих хо­дов, ста­рай­тесь за­дей­ст­во­вать фиш­ки из пе­ре­гру­жен­ных пунк­тов.

И на­обо­рот, вы долж­ны из­бе­гать по­би­тия сво­их по­лез­ных строи­те­лей и не долж­ны ос­тав­лять свои пунк­ты без них.

В по­зи­ции 8 X сле­ду­ет раз­де­лить свои даль­ние фиш­ки хо­дом 24/23, по­сколь­­ку у не­го есть три фиш­ки в пунк­те 24, ко­то­рые не при­ни­ма­ют ак­тив­но­го уча­стия в иг­ре.

Соз­да­ние сло­та хо­дом 6/5 яв­ля­ет­ся не­вер­ным, по­сколь­ку этот ход ого­ля­ет пункт 6. Пе­ре­ме­ще­ние сло­та из пунк­та б, ес­ли в нем есть толь­ко три фиш­ки (т.е. в этом пунк­те вы имее­те толь­ко од­но­го строи­те­ля) ред­ко бы­ва­ет пра­виль­ным хо­дом. Вы долж­ны два­ж­ды по­ду­мать, пре­ж­де чем ис­поль­зо­вать сво­его по­след­не­го по­лез­но­го строи­те­­ля в ка­че­ст­ве сло­та, ес­ли для это­го вы ого­ляе­те пункт, поз­же про­тив­ник мо­жет вы­­н­удить вас сдать этот пункт, да­же ес­ли вам это со­вер­шен­но не­вы­год­но. Вме­сто это­го не­об­хо­ди­мо ис­кать воз­мож­ность соз­да­ния сло­та из пе­ре­гру­жен­ных пунк­тов, где вы имее­те до­пол­ни­тель­ные фиш­ки, ко­то­рые не вы­пол­ня­ют по­лез­ных функ­ций.

В по­зи­ции 9 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход 13/11, 8/7 (а не 6/5). Ос­тав­лять до­пол­­н­ител­ьн­ого строи­те­ля в пунк­те 8 не на­столь­ко важ­но, как ос­тав­лять его в пунк­те б. Вы за­хо­ти­те ос­во­бо­дить пункт 8 на бо­лее позд­ней ста­дии иг­ры, но весь­ма со­мни­­т­елен тот факт, что вы ко­гда-ли­бо за­хо­ти­те ос­та­вить пункт 6. По­сколь­ку О име­ет толь­ко од­ну фиш­ку в ва­шем До­ме и мо­жет ее от­ту­да вы­вес­ти, для ус­пеш­но­го бло­­к­ир­ов­ания этой фиш­ки ваш бар-пункт не­об­хо­дим вам в той же сте­пе­ни, как и пункт 5.

Еще один по­вод для ис­поль­зо­ва­ния сло­тов – это край­няя не­об­хо­ди­мость в ка­ком-ли­бо оп­ре­де­лен­ном пунк­те. Ес­ли у вас есть вре­мя на то, что­бы под­вес­ти сво­их строи­те­лей к это­му пунк­ту и за­крыть его от­но­си­тель­но безо­пас­но, по­ме­щать слот в этом пунк­те не нуж­но. Но, ко­гда воз­ни­ка­ет по­треб­ность за­крыть этот пункт бы­­с­тро, са­мый оп­ти­маль­ный спо­соб сде­лать это (при ус­ло­вии, что вас не по­бьют) – по­ста­вить слот в этом пунк­те, а за­тем при­крыть его.

В по­зи­ции 10 пра­виль­ным хо­дом яв­ля­ет­ся не­мед­лен­ное по­ме­ще­ние сло­та в пунк­те 6 (7/6). Ес­ли про­тив­ник не по­бьет его, у вас поя­вят­ся зна­чи­тель­ный шанс (не ме­нее 80%) на при­кры­тие сло­та и по­бе­ду в иг­ре до то­го, как он смо­жет вве­сти в иг­ру свою фиш­ку из ба­ра. Ес­ли же вы ре­ши­те ждать, вам при­дет­ся сде­лать че­ты­­ре или пять бро­сков до то­го, как вы смо­же­те под­вес­ти дос­та­точ­но строи­те­лей и за­крыть этот пункт без ис­поль­зо­ва­ния сло­та. Тем вре­ме­нем об­щая опас­ность то­го, что:

a) про­тив­ник смо­жет вы­бро­сить 6-6;

b) вве­дет фиш­ку в иг­ру и по­бьет вас;

c) вве­дет фиш­ку в иг­ру, а вы не смо­же­те по­бить его, яв­ля­ет­ся на­мно­го боль­шей, чем ве­ро­ят­ность вы­бро­са им чис­ла 6.

В по­зи­ции 11 не­пра­виль­ным хо­дом яв­ля­ет­ся по­ме­ще­ние сло­та в пункт 2 (3/2). Ес­ли вас по­бьют, у О мо­жет поя­вить­ся не­сколь­ко воз­мож­но­стей для по­бе­га, пре­ж­де чем вы смо­же­те по­бить его сно­ва. Вме­сто это­го вы долж­ны под­вес­ти бли­же к это­му пунк­ту до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля (6/5). Ес­ли О вве­дет свою фиш­ку в иг­ру до то­го, как вы смо­же­те за­крыть пункт 2, вы долж­ны по­бить его и ос­та­вить свою фиш­ку в этом пунк­те. О вы­ну­ж­ден бу­дет вы­бро­сить две двой­ки под­ряд, что­бы по­лу­чить хоть ка­кой-ни­будь шанс.

Вы мо­же­те по­зво­лить се­бе вхо­ж­де­ние О в пункт 2 без ка­кой-ли­бо уг­ро­зы для сво­ей иг­ры. В По­зи­ции 10 вы ис­поль­зуе­те слот, по­то­му что си­туа­ция ста­нет безо­­па­сной для вас, ес­ли вы бы­ст­ро зай­ме­те не­об­хо­ди­мый пункт. А в по­зи­ции 11 у вас нет на­сущ­ной не­об­хо­ди­мо­сти в за­кры­тии пунк­та 2.

Ис­поль­зо­ва­ние сло­та

при на­ли­чии на ба­ре двух фи­шек про­тив­ни­ка

В по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве слу­ча­ев, лишь за ред­ким ис­клю­че­ни­ем, ис­поль­зо­вать слот­ нель­зя, ес­ли ваш про­тив­ник име­ет две фиш­ки на ба­ре. Да­же, ес­ли у вас есть край­няя не­об­хо­ди­мость за­крыть пункт 6, что­бы по­бе­дить ли­бо соз­дать си­туа­цию гэм­мона, наи­бо­лее эф­фек­тив­ный ме­тод за­кры­тия дос­ки для ва­ше­го про­тив­ни­ка за­клю­ча­­е­тся не в по­ме­ще­нии сло­та, а в ожи­да­нии по­втор­но­го вво­да в иг­ру фиш­ки про­тив­ни­ка и по­сле­дую­щем ее по­би­тии, да­же ес­ли это не­об­хо­ди­мо, с по­мо­щью бло­та.

В по­зи­ции 12 X пы­та­ет­ся ре­шить, сто­ит ли ему хо­дить 6/5. Да­вай­те по­ду­ма­ем, что по­тре­бу­ет­ся сде­лать О, что­бы спа­стись, ес­ли вы:

a) по­мес­ти­те слот;

b) по­до­ж­де­те, по­ка он вве­дет фиш­ку в иг­ру, а за­тем по­бье­те его.

В слу­чае а), ес­ли он по­бьет ваш слот с по­мо­щью чис­ла 5, у вас мо­жет не быть воз­мож­но­сти для не­мед­лен­но­го от­вет­но­го уда­ра, по­сколь­ку ва­ша фиш­ка бу­дет на ба­ре, и вы по­те­ряе­те строи­те­ля. Ес­ли вы не смо­же­те на­нес­ти О от­вет­ный удар, ему по­на­до­бит­ся вы­бро­сить все­го од­но чис­ло 5, что­бы за­крыть ваш пункт 5.

В слу­чае b) вы жде­те, по­ка ваш про­тив­ник вве­дет фиш­ку в иг­ру, и при этом под­­в­од­ите сво­их строи­те­лей бли­же к пунк­ту 5. Во-пер­вых, он дол­жен вы­бро­сить чис­ло 5, что­бы вве­сти фиш­ку в иг­ру. За­тем по­сле то­го, как вы по­бье­те его, он дол­жен бу­дет не­мед­лен­но вы­бро­сить еще од­но чис­ло 5, что­бы из­бе­жать пол­но­го за­­кр­ытия дос­ки. По­сле это­го О при­дет­ся сра­зу же вы­бро­сить третье чис­ло 5, что­бы за­крыть пункт до то­го, как вы смо­же­те его по­бить. О по­тре­бу­ет­ся оп­ре­де­лен­ное ко­ли­че­ст­во чи­сел 5, вы­па­даю­щих при этом по­сле­до­ва­тель­но, ес­ли вы не ста­не­те ис­поль­зо­вать слот. Тот же мо­тив оп­ре­де­ля­ет ва­ши дей­ст­вия, ес­ли про­тив­ник име­ет бо­лее чем две фиш­ки на ба­ре: не ставь­те слот, по­до­ж­ди­те, по­ка он вве­дет фиш­ку в иг­ру, а за­тем по­бей­те его.

Бо­лее ра­цио­наль­ное при­ме­не­ние дан­но­го прин­ци­па про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­но в по­­з­иции 13.

Имея ком­би­на­цию 1-1, X оп­ре­де­лен­но со­би­ра­ет­ся по­бить О два­ж­ды и по­пы­­тат­ься за­крыть свою дос­ку. Во­прос за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем: дол­жен ли он хо­дить бар/24*, 5/3*, 8/7 (по­зи­ция 13А) или же луч­ше ис­поль­зо­вать ход бар/24*, 4/3* (2), 8/7, из­ме­нив пунк­ты (по­зи­ция 13В).

Хо­тя обыч­но вы долж­ны за­кры­вать пунк­ты по по­ряд­ку, ход в по­зи­ции 13В яв­ля­­е­тся пра­виль­ным. Су­ще­ст­вен­ной раз­ни­цы ме­ж­ду за­кры­ти­ем пунк­тов 3 или 4 нет, осо­­бе­нно в том слу­чае, ко­гда вы все рав­но бу­де­те дви­гать­ся даль­ше, что­бы вы­бить про­­ти­вн­ика из ос­тав­ше­го­ся пунк­та. Ход 13А не­кор­рек­тен, по­сколь­ку по сво­ей су­ти яв­­л­яе­тся ис­поль­зо­ва­ни­ем сло­та в по­зи­ции с дву­мя фиш­ка­ми про­тив­ни­ка на ба­ре. Вы мо­же­те дос­тичь той же це­ли (по­би­тия вто­рой фиш­ки про­тив­ни­ка) в по­зи­ции 13В, не ос­тав­ляя бло­та. Про­бле­ма здесь со­сто­ит не в том, что ос­тав­ле­ние бло­та край­не опас­но, а в том, что О с боль­шей ве­ро­ят­но­стью смо­жет за­крыть хо­ро­ший пункт, ес­ли вы по­ста­ви­те слот. Пре­иму­ще­ст­во хо­да 13В за­клю­ча­ет­ся в том, что вы обес­пе­чи­вае­­те се­бя че­тырь­мя строи­те­ля­ми, ко­то­рые мо­гут дос­тичь пунк­та 4, а в по­зи­ции 13А у вас есть все­го два строи­те­ля, ко­то­рые мо­гут дос­тичь пунк­та 3.

По­ме­ще­ние сло­та в свой бар-пункт

Да­вай­те по­про­бу­ем при­ме­нить рас­смат­ри­вае­мые прин­ци­пы к час­то встре­чаю­щей­ся за­да­че: ко­гда по­ме­ще­ние сло­та в бар-пункт яв­ля­ет­ся пра­виль­ным?

В по­зи­ции 14 по­ме­ще­ние сло­та в бар-пункт хо­дом 8/7 не­сет в се­бе опас­ность, но яв­ля­ет­ся пра­виль­ным. Вам не­об­хо­ди­мо за­нять бар-пункт, что­бы удер­жать по­­сле­днюю даль­нюю фиш­ку про­тив­ни­ка.

За­чем нуж­но ста­вить слот? Во-пер­вых, у вас не хва­та­ет строи­те­лей, что­бы зак­рыть бар-пункт ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом за не­сколь­ко бро­сков. Ка­ж­дый бро­сок, ко­то­рый вы по­зво­ляе­те сде­лать О, уве­ли­чи­ва­ет опас­ность то­го, что ваш про­тив­­ник вы­бро­сит шес­тер­ку, пе­ре­ско­чит в ваш Двор и сбе­жит. Вме­сто то­го что­бы по­­ст­епе­нно на­ра­щи­вать риск си­туа­ции, луч­ше пой­ти на боль­ший риск при пер­вом же бро­ске, по­ста­вив слот в бар-пунк­те и от­ре­зав про­тив­ни­ку путь к спа­се­нию.

Но на са­мом де­ле су­ще­ст­ву­ет еще од­на серь­ез­ная при­чи­на для по­ме­ще­ния сло­та в бар-пункт: бес­по­лез­но пы­тать­ся из­бе­жать чи­сел, ко­то­рые вне за­ви­си­мо­сти от ва­ших хо­дов яв­ля­ют­ся удач­ны­ми для про­тив­ни­ка. Ес­ли вы по­смот­ри­те на по­зи­цию по­сле ис­поль­зо­ва­ния сло­та, то пой­ме­те, что она бу­дет удач­ной для вас, ес­ли О не смо­жет по­бить ва­шу фиш­ку. Но, да­же ес­ли он смо­жет вы­бро­сить шес­тер­ку и по­бьет вас, оз­на­ча­ет ли это, что вы от­ка­за­лись от воз­мож­ной по­бе­ды?

Нет, ве­ро­ят­но, нет. По­сколь­ку О мо­жет удач­но сыг­рать чис­ло 6 в лю­бом слу­чае, вы ни­че­го не по­те­ряе­те, но мо­же­те мно­гое при­об­ре­сти, ес­ли по­ста­ви­те слот в бар-пунк­те.

В по­зи­ции 15 пра­виль­ным бу­дет кон­сер­ва­тив­ный ход 6/5, с по­мо­щью ко­то­ро­го вы соз­дае­те се­бе строи­те­ля. Риск по­ме­ще­ния сло­та в бар-пункт слиш­ком ве­лик так как в слу­чае ва­ше­го по­би­тия О ста­нет без­ус­лов­ным фа­во­ри­том в иг­ре. В по­зи­ции 14 и в по­зи­ции 15 за­кры­тие бар-пунк­та чрез­вы­чай­но вы­год­но для X. Но в по­зи­ции 15 бар-пункт ну­жен X не на­столь­ко силь­но, как в по­зи­ции 14. В по­зи­ции 14, да­же ес­ли О вы­бро­сит 6, он еще не вы­иг­ра­ет пар­тию. Во-пер­вых, у вас мо­жет поя­вить­ся воз­мож­ность по­бить его в ва­шем Дво­ре. И что бо­лее важ­но: если он смо­жет вы­вес­ти од­ну даль­нюю фиш­ку из До­ма X, там все еще ос­та­нет­ся вторая его фиш­ка. По­сколь­ку 6 не яв­ля­ет­ся чис­лом, ко­то­рое га­ран­ти­ро­ван­но обес­пе­­чит О по­бе­ду, вы по­те­ряе­те мно­гое, ес­ли вас по­бьют в бар-пунк­те. Эта пози­ция по­ка­зы­ва­ет нам, что вы мо­же­те пой­ти на боль­ший риск и по­мес­­тить слот в бар-пункт, ес­ли ваш про­тив­ник име­ет толь­ко од­ну фиш­ку в ва­шем До­ме, а не две. За­меть­те, что этот вы­вод на са­мом де­ле яв­ля­ет­ся осо­бым при­ме­­ром по­след­не­го прин­ци­па из гла­вы «Безо­пас­ная иг­ра по срав­не­нию с дерз­кой иг­рой», ко­то­рый гла­сит: «Чем мень­ше у про­тив­ни­ка фи­шек в ва­шем До­ме, тем бо­лее аг­рес­сив­но вы долж­ны иг­рать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: