Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Городских территорий




Кафедра «Городское строительство и хозяйство»

Лекции по дисциплине:

«Городские инженерные сооружения и сети»

Подготовил:

Доцент кафедры Городское строительство и хозяйство,

К.т.н. Шкрабик И.В.

Одесса 2011


Вступление. Инженерная подготовка и планировка

городских территорий.

Устройство городских инженерных сооружений и сетей осуществляется, как правило, после предварительной инженерной подготовки территории, содержание и объем работ которой зависят от природных условий и градостроительных требований.

Каждой территории свойственны свои особенности, опреде­ляемые природными (естественными) условиями местности. Аб­солютно одинаковых по природным условиям территорий прак­тически не бывает. Однако территории со сходными природными условиями, позволяющими установить общую для них градо­строительную оценку, существуют.

Характеристика территорий определяется совокупностью всех природных условий данной местности, образующих среду, в которой находится город и его население.

К числу природных условий, повторяющихся во множестве территорий и имеющих наиболее существенное значение в градо­строительстве, относятся:

а) естественный рельеф территории, имеющий исключительно большое значение в планировке и застройке города, в организа­ции стока поверхностных вод и т. д.;

б) атмосферные (поверхностные) воды, могущие вызвать за­топление пониженных мест, заболоченность отдельных участков, нарушение элементарных условий благоустройства;

в) подземные воды, вызывающие подтопление городских территорий и затопление расположенных ниже поверхности зем­ли помещений, затруднения в производстве строительных работ;

г) водные пространства - моря, реки, озера, пруды и водо­хранилища, могущие привести к затоплению территорий при паводках и половодьях, подмыву и переформированию берегов.

В строительстве и эксплуатации города и его территории су­щественную роль играет стабильность поверхности земли. Поэ­тому важное значение имеют не только особенности территории, но и происходящие в природе физико-геологические процессы, вызываемые деятельностью поверхностных и подземных вод, ветра и внутренними силами в горных породах. К числу природных физико-геологических процессов, могу­щих возникнуть и действовать на территориях городов, отно­сятся:

а) затопление городских территорий атмосферными водами и паводками рек;

б) подтопление городских территорий подземными водами;

в) оврагообразование и развитие оврагов на городской тер­ритории;

г) оползни, обвалы и осыпи (преимущественнона крутых берегах рек и морей);




д) селевые потоки, имеющие направление в сторону города;

е) карсты и просадки на территории города;

ж) нарушение стабильности рельефа в результате водной и ветровой эрозии, а также указанных выше процессов.

Процессы, связанные с деятельностью людей, включают: деформации поверхности при подземных выработках, затоп­ление и подтопление территорий при устройстве водохранилищ и т. д.

Особое значение имеет водная эрозия, т. е. размыв горных пород проточными дождевыми и талыми водами. Процесс раз­мыва является процессом разрушения и смыва горных выветри­вающихся пород, переноса продуктов разрушения в пониженные места и отложения их в этих местах. Эрозия нарушает стабильность рельефа и поверхность территорий и является, в частно­сти, причиной оврагообразования. Очень опасны селевые (грязекаменные) потоки, смывающие и несущие в себе образовав­шиеся в результате ветровой и водной эрозии массы грунта и крупные образования.

Особые условия создаются в районах вечной мерзлоты, рай­онах с сейсмическими явлениями, а также с торфяными, лессовы­ми, засоленными, скальными грунтами. Условия строительства в таких местностях требуют применения специальных мероприя­тий, относящихся не только к инженерной подготовке террито­рий, но и к конструкциям зданий и сооружений, размещению объектов города и соблюдению особых условий технологии и организации строительных работ.

Изучение природных условий и процессов неразрывно связа­но с изучением рельефа и его форм, геологии и гидрогеологии территорий, гидрологии водных пространств, а также климати­ческих условий, в частности атмосферных осадков.



Природные условия и процессы оказывают существенное вли­яние на зонирование территорий по назначению, выбор этажнос­ти застройки, трассирование сети улиц, организацию транспорт­ных связей, размещение зеленых насаждений и другие градостроительные задачи.

В общей композиции города природные условия могут яв­ляться решающими в его архитектурно-планировочном решении. В таких случаях они становятся градостроительными фактора­ми в планировке и застройке городов.

Природные условия могут быть благоприятными или небла­гоприятными для города; физико-геологические процессы, как правило, для городских территорий неблагоприятны. Эти небла­гоприятные условия ограничивают возможности полного, рацио­нального использования всей территории города, затрудняют его планировочное решение, иногда ограничивают этажность за­стройки, усложняют транспортные связи и т. д. В некоторых случаях неблагоприятные природные условия могут явиться подлинным бедствием для городов и их населения. Так, напри­мер, большим бедствием является затопление городских терри­торий при весенних половодьях и паводках рек. Значительный ущерб причиняют территории и застройке городов растущие овраги. Особенно опасны процессы, происходящие в районе береговых территорий и на склонах берегов, где под воздействием подземных вод, неорганизованного стока поверхностных вод, подмыва откосов и других причин происходят обрушение отко­сов, активизация оползней и другие неблагоприятные явления.

Неблагоприятные условия территории вызывают необходи­мость в борьбе с ними, в целях возможного изменения их и соз­дания более благоприятных условий для строительства и по­следующей эксплуатации города. Однако даже при благоприят­ных условиях осваиваемые новые территории требуют также осуществления некоторых мероприятий по приспособлению мест­ности к требованиям города. К таким мероприятиям относятся, например, вертикальная планировка и организация стока поверх­ностных вод.

Территории с благоприятными природными условиями, пригодными для строительства, не требует сложных и больших по объему мероприятий инженерной подготовки. Неблагоприятные природные условия (оползни, пересеченный рельеф, высокий уровень подземных вод, затопление территории паводками, катакомбы и т.д.) значительно усложняют инженерную подготовку территорий.

К подготовительному периоду и последующим работам относится инженерная подготовка территории строительства,которая включаетвертикальную планировку, понижение уровня грунтовых вод, мероприятия по защите территории от затопления и др., инженерное оборудование и благоустройство территории.

Инженерная подготовка городских территорий представляет собой инженерные мероприятия по преобразованию, изменению и улучшению природных условий, а также по исключению или ограничению физико-геологических процессов, в их развитии и воздействии на территорию города.

Физико-геологические процессы на территории города вызывают изменения поверхности и форм рельефа, приводящие к ухудшению условий стока поверхностных вод, повышению уровня грунтовых вод, заболоченностям и т.д.

Другой важной задачей является приведение в состояние, пригодное для градостроительного использования, так называемых «неудобных» территорий – оврагов, оползневых склонов, заболоченных и затапливаемых территорий, просадок в местах разработки полезных ископаемых (катакомбы) и т.д. В результате строительства, вырубки лесов, создания искусственных водохранилищ и других причин возможно нарушение стабильного состояния оползневых склонов, активизация оврагообразования и т.д.

Развитие города, особенно крупного, не может быть замкнуто в административных границах. Такие города, настолько значительно влияют на окружающую их территорию, что планировка самого города неотделима от планировки пригородной зоны. Так, например, общественные центры крупных городов посещают кроме городского населения жители близлежащих населенных мест пригородной зоны. Маршруты трудовых поездок к предприятиям и учреждениям крупного города выходят за пределы собственно городской территории. Загородные леса и лесопарки служат местами отдыха городского населения. Инженерные устройства крупного города об­служивают население пригородной зоны. Очистные сооружения водопровода и кана­лизации располагаются за его границами. Транспортная сеть соединяет город с окру­жающими его населенными местами, а дороги пригородной зоны составляют органическое продолжение внутригородских магистралей. Промышленные предприятия, объединяясь по принципу специализации и кооперирова­ния производства, концентрируются в преде­лах промышленных районов и комплексов, выходящих за границы отдельных городов. Возникающие между соседними населенны­ми пунктами производственные, хозяйствен­ные, культурно-бытовые, транспортные и дру­гие связи решаются проектами районной планировки.

Планировку каждого города как входяще­го в состав агломерации, так и не входящего в нее, определяют, прежде всего, расчетной численностью населения. Население города подразделяется на три группы:

1) градообразующая; 2) обслуживающая и 3) несамодеятельная.

Градообразующую группу состав­ляют рабочие и служащие предприятий всех отраслей промышленности, строительно-мон­тажных организаций, предприятий и учрежде­ний железнодорожного, автомобильного, реч­ного, морского и воздушного транспорта, а также баз материально-технического снабже­ния. Кроме того, в состав градообразующей группы включают весь педагогический и об­служивающий персонал высших и средних учебных заведений и профтехучилищ.

Обслуживающая группа включает рабочих и служащих детских учреждений, школ, учреждений здравоохранения, физкуль­турных и спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслужи­вания населения, учреждений управления, фи­нансирования, связи и коммунального хозяй­ства.

Несамодеятельная группа со­стоит из детей дошкольного и школьного воз­растов, пенсионеров, лиц, занятых домашним хозяйством, учащихся дневных отделений вузов, техникумов и профессионально-техни­ческих училищ.

По нормам численность градообразующей группы составляет не более 35% всего насе­ления города на перспективу и не менее 40% на первую очередь. Следовательно, подсчитав численность трудящихся градообразующей группы, легко определить общую численность населения проектируемого нового или реконструируемого города.

По функциональному признаку территория города включает в себе следующие четыре зоны, которые определяют и инженерные сооружения и сети:

а) селитебную; б) промышленную, в) коммунально-складскую, г) внешнего транспорта.

Селитебная зонавключает в себяжилые районы, административные, общественные, культурные, научные, учебные, спортивные центры и зеленые насаждения общего назначения;

промышленная зона –промышленные предприятия и связанные с ними объекты;

коммунально-складская зона – склады, базы, гаражи, трамвайные депо, троллейбусные и автобусные парки и т.д.;

зона внешнего транспортаобъединяет пассажирские и грузовые железнодорожные станции, пассажирские и грузовые порты, пристани и аэропорты.

Градостроительная практика показывает, что планировочная структура города наиболее удобна и благоприятна в гигиеническом отношении тогда, когда промышленность размещена в специальных районах. Она отделена от селитебной зоны озелененными разрывами, которые соответствуют нормативным размерам. Кроме того, создана сеть магистралей, хорошо организующих городское движение, а вся территория города, особенно его жилые районы, достаточно озеленены и зеленые насаждения органично связаны с пригородными лесами и лесопарками.

Органической частью планировочной структуры городов является сеть улиц и магистралей, обеспечивающая удобные взаимосвязи планировочных и жилых районов с местами приложения труда, культурно-зрелищными, торговыми и другими объектами обслуживания населения и с местами отдыха.

Первой ступенью повседневного обслуживания населения является удобная система культурно-бытового и других видов обслуживания населения. В пределах микрорайона размещаются детские дошкольные учреждения, школы, первичные общественные центры, магазины предметов первой необходимости, кафе, столовые, спортивные площадки, сады.

Второй ступенью является общественный центр жилого района, в котором размещаются кинотеатры, концертные залы, библиотеки, районные парки, поликлиники, профилактории, торговые и другие объекты.

Третьей ступенью культурно-просветительного и административно-хозяйственного обслуживания населения является общественный центр города, где сосредоточены городские административные, торговые и хозяйственные учреждения общегородского значения: театры, музеи, концертные залы, сады и парки общегородского значения. К числу общегородских учреждений относятся также больницы и высшие учебные заведения, которые размещаются на территории города, а иногда и в пригородной зоне.

Четвертой ступенью обслуживания населения являются места кратковременного и длительного отдыха и лечения населения в пригородных зонах: санатории, дома отдыха, туристские базы, спортивные базы, зоны массового отдыха и др.

В планировочной структуре города большое значение имеет решение дорожной сети. Существует определенная классификация этих дорог.

Скоростные городские дороги предназначены для движения мощных потоков автомобильного транспорта с большой скоростью.

Магистральные улицы общегородского значения являются улицами непрерывного движения и регулируемого движения, прокладываемыми для связи между жилыми и промышленными районами, а также с общественными центрами, с пересечениями в одном уровне.

Магистральные улицы районного значения предназначены для связи в пределах жилого района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечений в одном уровне.

Жилые улицы обеспечивают транспортную и пешеходную связь в пределах микрорайона и жилого района, а также связь с магистральными улицами районного значения.

Пешеходные улицы в границах микрорайона и жилого района служат для связи между группами жилых домов, общественными учреждениями и местами отдыха.

При застройке микрорайонов следует учитывать нормы площадей для жилого района, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений, лечебных учреждений, бытовых учреждений, детских ясель и садов, школ, автостоянок, площадок для мусора и т.д.

Основными видами строительных работ, с помощью которых осуществляется инженерная подготовка территорий, является:

а) земляные работы, связанные с перемещением масс грунта, устройством насыпей и выемок, путем применения землеройно-транспортных машин, экскавации или с помощью гидромеханизации;

б) строительство открытых или закрытых (подземных) систем водоотвода поверхностных (атмосферных) вод;

в) строительство дренажных систем при необходимости понижения уровня грунтовых вод;

г) строительство сооружений в целях стабилизации поверхности территории и в других целях (подпорные стенки, дамбы и т.д.);

д) укрепление откосов насыпей и естественных откосов при вертикальной планировке в оврагах и на оползневых участках, на берегах рек и т.д.





Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 985; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8498 - | 7372 - или читать все...

Читайте также:

  1. А.Насаждения на городских улицах
  2. Ащита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий)
  3. Безопасность в городских условиях. Транспортная безопасность: безопасность, автомобильного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта
  4. Благоустройство и содержание объектов и территорий
  5. Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривается, как правило, для муниципальных районов и городских округов
  6. Вопрос 3. Геоэкологическая роль охраняемых территорий в Северной Америке
  7. Городских коммунальных служб, за ремонтных рабочих, за розничных
  8. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  9. Градостроительство России при Николае I. (Реконструкция городских центров)
  10. Для равнинных территорий Для горных территорий
  11. Документация на изменение функционального статуса и характера использования территорий федерального значения


 

34.225.194.144 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.