В городах и населенных пунктах часто необходимо устраивать через реки, водоемы и овраги мосты, предназначенные для одного только пешеходного движения. Пешеходные мосты приходится делать в тех случаях, когда обычные мосты через реку или другое препятствие расположены с большими интервалами или вовсе отсутствуют в данном районе города. Специальные пешеходные мосты также устраивают в оживленных районах городов с большими потоками пешеходов.
Имея сравнительно небольшую ширину и легкую расчетную нагрузку, такие мосты требуют значительно меньших затрат, чем обычные городские мосты под автомобильное движение.
Рис. 35. Схемы городских пешеходных мостов через реки.
По своим системам пешеходные мосты через реки и овраги чаще всего бывают балочными, арочными или висячими. Мосты располагают в уровне берегов, устраивая проход по ним горизонтальным (рис.35, а).
При наличии судоходства может потребоваться повышение моста над руслом реки; мосту придают при этом выпуклый (горбатый) продольный профиль (рис.35, б и в) или поднимают его на некоторую высоту над уровнем берегов, (рис.35, г). Поверхность мостов с выпуклым профилем очерчивают по плавной кривой и устраивают пешеходный проход в виде пандусов или, при уклонах более 12…16%, по типу пологой лестницы со ступенями переменной ширины (рис. 35, б). Мосты, поднятые над уровнем берегов, снабжают лестничными сходами аналогично тому, как это делают в пешеходных переходах через улицы и железнодорожные пути. Пешеходные мосты, устраиваемые в центральных районах крупных городов, часто архитектурно оформляют. Примером такого сооружения может служить пешеходный мостик через канал им. Грибоедова в Ленинграде. Из крупных городских пешеходных мостов через водные пространства могут быть отмечены висячий металлический мост пролетом 180 м через р. Днепр в Киеве, открытый в 1957 г., и длинный балочный мост с разводным (подъемным) пролетом, построенный в США.