Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Организация ТО на АС регламентирована отраслевым документом «Техническое обслуживание оборудования и систем. Основные положения» РД 95.028.003-92 и «Положением о ремонтном и техническом обслуживании оборудования. См. АС».
ТО призвано обеспечить работоспособность оборудования в межремонтный период и заключается в выполнении не требующих вывода оборудования в текущий ремонт операций, предусмотренных документацией заводов-изготовителей.
Оперативный персонал выполняет ТО оборудования не требующее вывода оборудования из работы и специализированного обслуживания, в объеме приведенном в должностной инструкции. ТО, требующее вывода оборудования из работы и специализированного обслуживания, выполняется ремонтным персоналом станции и подрядных организаций.
Регламентное ТО проводится на основании ежегодных утвержденных графиков. Неплановое ТО проводится при возникновении дефектов, ухудшении технического состояния, выявленного при контроле и диагностике.
Периодичность и номенклатура работ ТО определяется на основе:
Ø правил и норм по безопасности;
Ø НТД по организации ТО отраслевого характера;
Ø документации заводов изготовителей, проектных и конструкторских организаций;
Ø технического состояния оборудования;
Ø опыта эксплуатации и ТО;
Ø степени резервирования;
Ø продолжительности работ;
Ø радиационной обстановки.
Технология проведения ТО определяется техпроцессами, инструкциями заводов-изготовителей, номенклатурами работ, местными программами и инструкциями.
ТО арматуры проводится в целях выявления ее состояния, определения возможности дальнейшей эксплуатации, выполнения необходимых регулировочных или ремонтных работ без снятия арматуры с линии. При этом предусматриваются следующие регламентные работы. Проверяется подвижность ходовой части арматуры, для чего затвор поднимается и опускается на полный ход. После двукратного подъема и опускания проверяется состояние сальника. При необходимости сальник подтягивается завинчиванием гаек или перенабивается. В последнем случае затвор поднимается вверх до отказа, пока не будет перекрыто верхнее уплотнение бурта шпинделя с крышкой. Этим отключается сальниковая полость от полости корпуса. Крышка сальника и нажимная втулка сальника поднимаются вверх, набивка сальника заменяется или добавляется, при этом давление в системе должно быть снято. Более подробно операции по набивке сальника рассмотрены в п.13.6. После добавления набивки сальник затягивают вновь. Проверяют действие привода, для чего выполняют несколько циклов срабатывания. При этом проверяют перекрытие прохода и правильность показания элементов сигнализации.
В регулирующей арматуре следует особое внимание уделять плавности хода штока, т.к. перетяжка сальника может существенно увеличить силу трения и повысить нечувствительность клапана. После окончания подтяжки сальника шток должен перемещаться плавно, без рывков и заеданий. Периодичность технического обслуживания зависит от условий работы арматуры, места ее установки, свойств и параметров среды и т.п.
После проведения ТО оборудование и аппаратура предъявляются для проверки технического состояния персоналу цеха-владельца. По результатам приемки оборудования закрывается заявка, делаются записи в паспортах, формулярах, учетных журналах, при необходимости оформляется исполнительная документация - акты, протоколы.
Контроль и учет проведения ТО осуществляет административно-технический персонал подразделений.
В связи с тем, что на АС эксплуатируется арматура различных классов (запорная, регулирующая, предохранительная) и типов (вентили, задвижки, клапаны и т.п.), каждый из них требует выполнения определенных условий при эксплуатации и техническом обслуживании.