double arrow

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ


Техническое обслуживание. В техническое обслуживание вхо­дит комплекс работ, выполняемых в плановом порядке для под­держания исправного состояния машины: контроль технического состояния, чистка, смазывание, замена или регулирование отдель­ных составных частей, частичное устранение повреждений.

Техническое обслуживание выполняют как в процессе экс­плуатации, так и при хранении машины. Оно предусматривается в эксплуатационных документах (Инструкции по эксплуатации. Инструкции по техническому обслуживанию), осуществляется с определенной периодичностью, которая характеризуется наработ­кой или календарным временем между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями одного типа.

Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов установлено для портальных кранов три вида тех­нического обслуживания: ТО-1, ГО-2, ТО-3. Техническое обслужи­вание первого вида проводят ежесменно, раз в сутки, раз в не­делю.

Ежесменное техническое обслуживание выполняют рабочие, управляющие краном, как правило, при сдаче н приемке смены. Принимающий смену в соответствии с производственной инструк­цией, обязан проверить техническое состояние крана, смазать точки по карте смазки и опробовать кран в работе.

Ежесуточное и еженедельное обслуживании выполняют рабо­чие по техническому обслуживанию и ремонту обычно в обеденные и межсменные перерывы крановщиков, а также во время простоя крана. В состав работ входят: проверка технического состояния крана: чистка и смазывание; опробование механизмов и приборов управления в действии; проверка приборов безопасности и сигна­лизации; регулировочные и крепежные работы; устранение по­вреждений. О техническом состоянии крана и выполненных рабо­тах делают записи в вахтенном журнале крана.

Техническое обслуживание второго и третьего видов проводят но утвержденным графикам. Плановая длительность работ по ТО-2 для кранов не должна превышать одной смены, а по ТО-3 — не более 5 сут.

При ТО-3 производят: очистку, смазку и регулирование меха­низмов и аппаратов; восстановление надежности всех соединений; устранение повреждений и замену отдельных быстроизнашивающихся деталей.

Все работы по техническому обслуживанию электрооборудова­ния портальных крапов должны производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потре­бителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей Госэнергонадзора с учетом специ­фики работы морских портов и обязательным выполнением меро­приятии, обеспечивающих безопасность работ.

О постановке крана на техническое обслуживание и о последу­ющем пуске его в работу производят запись в вахтенном журнале. Для обеспечения своевременного и качественного выполнения ра­бот по техническому обслуживанию в распоряжение сменного ме­ханика грузового района морского порта должны быть выделены дежурные слесари, электромонтеры и другие рабочие.




Ремонт. В процессе эксплуатации крана происходит постепен­ное изнашивание деталей и составных частей. Некоторые детали к составные части крана поддаются постоянному контролю, и при достижения предельно допустимого износа их ремонтируют или заменяют. В тех случаях, когда контролировать степень изнаши­вания невозможно и отказ может привести к потере работоспо­собности крана, ремонт производят после отработки определенно­го времени или перегрузки определенного количества груза.

Поэтому современные системы ремонта основаны на планово- предупредительном принципе, т е. планируют устранение неис­правностей и износившихся частей машины до снижения основных показателей и потерн работоспособности.

Система планово-предупредительного ремонта (ППР) характе­ризуется выводом крана из эксплуатации и выполнением ремонта но графику наиболее рациональными методами и в таком объеме, чтобы обеспечить работоспособность крана до следующего очеред­ного ремонта. Для ремонта должны быть заранее подготовлены запасные части и агрегаты для замены износившихся.

Портальные краны в течение срока службы подвергаются пла­новым ремонтам двух категорий—текущему (Т) и капитальному (К). В состав ремонтных работ входят: очистка, мойка, разборка, дефектация изделий и деталей, уточнение ремонтных ведомостей, замена изношенных деталей или их восстановление, сборка, регу­лирование, испытание отдельных механизмов и крана в целом, окраска.



Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для обеспечения работоспособности крана, состоит в замене и (или) восстановлении его отдельных частей. Капитальный ремонт осу­ществляется с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса крана с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Время эксплуатации крана до первого капитального ремонта или период между двумя капитальными ремонтами принято назы­вать ремонтным циклом. В течение ремонтного цикла выполняют в определенной последовательности текущие ремонты и техниче­ские обслуживания. Для кранов в течение ремонтного цикла, как правило, выполняют до пяти текущих ремонтов. Между двумя те­кущими ремонтами проводят текущие обслуживания.

Наработка в тысячах тони груза или машино-часах между двумя последовательно проводимыми ремонтами (текущими или капитальными) называется межремонтным ресурсом.

В портах принято на очередной планируемый год составлять план-график ремонта подъемно-транспортных машин. Годовой план-график составляется с учетом фактического состояния с ука­занием категории ремонта, объема ремонтных работ в человеко­часах продолжительности работ в сутках и сроков ремонта в ка­лендарных сутках.

В зависимости от технического состояния крапов и навигаци­онных условий работы порта ремонт можно проводить: с выводом крана из эксплуатации и с выполнением полного объема работ по данной категории ремонта или ремонта отдельных механизмов и объеме другой категории; без вывода крана из эксплуатации, ис­пользуя для этого перерывы в работе. Как правило, ремонт без вывода из эксплуатации производится агрегатным методом, т. с. путем замени отдельных составных частей новыми или отремонти­рованными. Для ремонта кранов агрегатным методом в портах должен быть оборотный фонд составных частей.

В портах с навигационным режимом работы краны ремонтиру­ют обычно в зимнее время по утвержденному годовому плану графику ремонта, в портах с круглогодовым режимом работы — но плану-графику ремонта, корректируемому поквартально.

Объем работ для каждой категории ремонта уточняют путем проведения осмотра, на основании которого составляют ремонтные и дефектные ведомости. Их необходимо готовить до начала ремой* та: текущего — за 1 мес, капитального — за 3 мес.

Окончательно объем работ уточняют в процессе демонтажа механизмов крана и выбраковки деталей. Выбраковку деталей по износу при текущем ремонте производят исходя из предельного состояния, т. е. состояния, при котором их дальнейшая эксплуата­ции должна быть прекращена. Критерий предельного состояния устанавливается нормативно-технической документацией на данную деталь (изделие).

В морских портах запасные части могут храниться на складах в постоянно восстанавливаемом запасе или поставляться непосред­ственно к началу ремонта машины. В номенклатуру запасных час­тей, подлежащих хранению на складах, входят: быстроизнашивающиеся детали со сроком службы, не превышающим межремонт­ного периода; детали крупные, сложные, изготавливаемые на сто­ронних предприятиях и поставляемые из других стран; детали большого парка однотипных машин; покупные комплектующие изделия, применяемые в большом количестве (крепежные детали, подшипники качения, манжеты, контакты и др.).

Запасные части, срок службы которых значительно превышает межремонтный период, .хранить на складах нецелесообразно, а для поставки к планируемому ремонту необходимо своевременно заказать их, учитывая срок изготовления.

После ремонта кран может быть допущен к работе только пос­ле его приемки, т. с. проверки выполненных работ с оформлением соответствующего акта. Отремонтированный кран принимают: при ремонте средствами порта — комиссия порта, при работе ремонт­ного предприятия — ОТК предприятия. После приемки крана ис­полнитель ремонта производит запись и паспорте крана о выпол­ненном объеме ремонтных работ.

Надежность подъемно-транспортных машин. Интенсификация перегрузочных процессов приводит к повышенному естественному износу деталей машин и увеличению числа отказов. Надежность машины и ее составных частей характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью.

Под безотказностью понимается свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Работоспособным состоянием называется такое состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции с параметрами, установленными технический доку­ментацией.

Событие, заключающееся в нарушении работоспособности, на­зывается отказом. Причины, вызывающие отказ, можно разбить на следующие группы: отказы вследствие неудачного конструктив­ного решения или некачественного изготовления; отказы вследст­вие износа, нарушения регулировки, ослабления креплений и дру­гих естественных причин; отказы при нарушении правил эксплуа­тации. в том числе некачественной ремонте.

Работоспособность машин в процессе эксплуатации постепенно снижается, т. е. расходуется запас надежности, заложенный при конструировании и изготовлении машины. Это в значительной степени определяется уровнем технической эксплуатации. Выпол­няя своевременно и качественно комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, запас надежности будет расхо­доваться экономично, при нарушении требований эксплуатации он может бить исчерпан быстрее усыновленного срока службы.

При сценке надежности машины вводят коэффициенты, ха­рактеризующие соотношение между временем работы и простоя, влияние надежности отдельных деталей и составных частей на надежность машины в целом и т. п. Для портальных кранов нор­мируемыми показателями надежности являются: коэффициент готовности и средний ресурс до первого капитального ремонта.

Коэффициент готовности представляет собой отношение сум­марного времени работы машины до отказа к продолжительности эксплуатации, состоящей из времени работы и времени восстанов­ления. При обслуживании машины, когда отказ устраняется не­медленно. Коэффициент готовности можно вычислить по формуле

,

где Т0 — наработка на отказ; — среднее время восстановле­ния.

Средний ресурс до первого капитального ремонта определяет­ся наработкой в тоннах перегруженного груза при машино-часах работы до первого капитального ремонта.

Количественные значения критериев надежности должны быть заложены при создании машины. Информацию обеспеченности за­ложенных критериев надежности могут дать только предприятия, использующие машины.

Статистические данные по работе портальных кранов в различ­ных эксплуатационных условиях позволяют установить слабые звенья, лимитирующие надежность крана. Конструкторы и изгото­вители кранов, используя эту информацию, могут своевременно повысить надежность и тем самым избежать простоев и отказов.

Конспект

По самостоятельному изучению

По предмету:

«Ремонт и обслуживание перегрузочных машин»

Студента 401 группы

ИМК ОНМУ

Kоржана Вячеслава

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: