Критерии эффективности практической работы психодиагноста

Критерии эффективности практической работы психодиагноста связаны со следующими важнейшими факторами его профессиональной деятельности:

1. Обобщенной теорией;

2. Средствами и способами получения психологической информации;

3. Средствами и способами передачи психологической информации.

Специфика психодиагностической работы состоит в том, что диагностика включает взаимодействие диагноста и обследуемого, а это значит, что результаты будут зависеть не только от уровня квалификации диагноста, но и от поведения клиента. Известно, что психодиагност не должен приступать к работе, пока тщательно не подберет свой инструментарий – те батареи методик, с помощью которых он исследует личность, он должен знать требования к методикам.

В отечественной психологии сформулированы требования к измерительным методам (тестам). (см.: Общая психодиагностика. / Ред. А. А. Бодалев, В.В. Столин, 1987):

1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цель использования результатов;

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, который можно было бы передать ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психологических знаний;

3. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла. Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

4. Тестовые шкалы должны выть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения;

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

6. Методическая организация определенного ведомства должна вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррекцию всех стандартных методик.

Критерии эффективности работы практического психодиагноста во многом определяются его возможностями в составлении программы обследования – в подборе батареи методик. Ее составление основывается на принципе «максимум надежности при минимуме затрат». Батарея тестов состоит из нескольких тестов.

Основным критерием качества метода является его валидность, которая отвечает на вопрос «Измеряем ли мы то, что думает измерять?»

Еще один критерий качества теста – его надежность. Имеется в виду, что надежность метода обозначает, что результаты одних и тех же испытуемых не меняются даже при повторном обследовании после длительного времени. Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних, случайных факторов.

Надежность и валидность – важнейшие характеристики методики как инструмента психодиагностического исследования.

Таким образом, критерий эффективности практической работы психодиагноста определяется надежностью инструментов его работы и его профессиональной позиции, в которой большое место занимает рефлексия на содержание обобщенной психологической теории и его личное отношение к своей профессии, позволяющее строить отношение с клиентом, заказчиком и пользователем при получении психологической информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: