Понятие человека – оператора. Критерии профессионального отбора операторов

Человек–оператор — человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления каким–либо процессом на основе его информационной модели.

Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) (см. Зинченко, Мунипов, 1979. С. 126-128):

• Сами операторы подразделяются на следующие основные группы:

o операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);

o операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина - усилитель мышечной энергии);

o операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС...). Работают в реальном масштабе времени, т.к. готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;

o операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели - это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

o операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в т.ч. и через специальные технические средства и каналы связи).

Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях:

1) С развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять.

2) Развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов - необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией).

3) Увеличиваются скорость и сложность производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п.

4) Постоянно изменяются условия труда (часто это ведет к уменьшению двигательной активности).

5) Повышается степень автоматизации производственных процессов - требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы оператора (см. Стрелков, 1999. С. 5-6):

1) Нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс).

2) Аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режимах; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию).

3) Технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора - удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. задача - стабилизировать управляемый процесс).

4) Оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задача - расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).

Особую роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. "Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности зависит от недостатка информации. Снабдив пилота информацией, можно свести неопределенность до нуля", - отмечает Ю.К. Стрелков (Стрелков, 2001. С. 142). "Когнитивная сложность задачи, возникшей перед пилотом, определяется числом дискриминаторов и операторов в алгоритме, который описывает решение задачи. Например, задача с тремя признаками может быть описана алгоритмом с тремя дискриминаторами и тремя операторами. - Пишет далее Ю.К.Стрелков. - Временной дефицит - это задача, которая характеризуется сложностью и неопределенностью, и которая требует соответствующего времени для решения, но если человек не располагает требуемым резервом времени, он не сможет выполнить задачу" (Там же. С. 142).

Само принятие решений - это "когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне", т.е. это "горячий когнитивный процесс" - по И. Джпанису и Л. Манну (см. Стрелков, 1999. С. 115). "Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс, - отмечает Ю.К. Стрелков. - Полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой задачи" (Стрелков, 2001. С. 142).

Опыт и рад исследований показывают, что часто лица, не обладающие достаточными способностями к определенному виду деятельности, не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других (чаще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий, обладают меньшей надежностью в работе).

По данным исследований, несоответствие индивидуальных особенностей работника требованиям профессии на транспорте является причиной 80% несчастных случаев, а в промышленности - 43%.

Все профессии подразделяются на две категории:

 первая - профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности;

 вторая - профессии, требующие относительной профессиональной пригодности.

Требования профессий второй категории доступны практически каждому человеку. Исследования показали, что в большинстве случаев этими профессиями успешно овладевают люди, обладающие самыми различными качествами, нужно только выработать индивидуальный стиль работы.

Профессии первой категории предъявляют повышенные требования, которым удовлетворяют только люди, обладающие специальными индивидуальными качествами. Это специалисты, ошибочные действия которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Характерной профессией первой категории считается профессия оператора технических систем.

Действующие аппаратура и оборудование не могут функционировать без человеческого контроля; на предприятии даже высокой степени автоматизации возможна ситуация, при которой вмешательство человека станет совершенно необходимым. Поэтому центральным звеном практически всех человеко-машинных комплексов остается человек-оператор.

Сбой или отказ аппаратуры, ошибки оперативного персонала сопряжены с весьма дорогостоящими, а подчас и катастрофическими последствиями, плата за которые неуклонно продолжает расти.

Среди рабочих качеств оператора отмечаются следующие:

 долговременная выносливость, в основе которой лежит устойчивость нервной системы;

 сопротивляемость к экстренному напряжению и перенапряжению;

 сопротивляемость к действию факторов внешней среды;

 переключаемость внимания.

В настоящее время профессиональный отбор оператора технических систем осуществляется в два этапа: на первом этапе выясняются медицинские противопоказания к данной профессии; на втором определяется степень пригодности обследуемых лиц к функциональной деятельности на основе соответствия психофизиологических и личностных качеств установленным критериям профессиональной пригодности.

Выявление значимых психофизиологических и личностных качеств осуществляется методом профессиографии.

Профессиография — это детальное описание профессии, в котором определены цели и задачи труда, условия труда и основные производственные функции.

Общая структура психологического отбора кандидата на должность оператора состоит из четырех компонентов (рис. 3.13).

Рис. 3.13.

Особенности характера. Осуществляется диагностика форм поведения человека в различных ситуациях. Выявленные особенности могут позитивно либо негативно влиять на эффективность профессиональной операторской деятельности.

Психические функции. Диагностируются способности контролировать изменяющееся зрительное поле и собственные действия, восприятие, способность перерабатывать большой объем информации и принимать решения в условиях лимита времени.

Психофизиологические процессы. Диагностируется умение эффективно и надежно работать в стрессовых условиях (аварийная ситуация, нарушение технологического процесса).

Командное взаимодействие. Определяется способность кандидата работать в команде, управлять группой, сохранять высокую эффективность и мотивацию при длительных психических нагрузках.

Исследования показали, что ошибочные действия или бездействия операторов в сложных и ответственных ситуациях находятся в определенной связи с состоянием нервной системы человека.

При оценке надежности человека-оператора рекомендуется учитывать факторы условий труда. Одной из причин снижения профессиональной надежности оператора является превышение на рабочем месте допустимых уровней вредных производственных факторов, которые приводят к снижению физических, психических и физиологических возможностей. Степень их влияния зависит от интенсивности и продолжительности неблагоприятного действия производственных факторов, а также от характеристик используемых коллективных и индивидуальных средств защиты.

Особое внимание следует уделить изучению деятельности оператора при аварийном режиме. При возникновении такой ситуации от оператора требуется:

 быстрая реакция;

 логическое мышление при решении сложнейших задач;

 точные и правильные действия.

Стресс дезорганизует психику далеко не каждого человека, люди с сильным типом нервной системы в состоянии стресса могут испытывать даже некоторый душевный и интеллектуальный подъем и обретают способность мгновенно решать такие трудные задачи, выполнять такие сложные действия, какие им не по силам при спокойной работе.

Исследования показали, что в аварийной обстановке некоторые операторы способны выполнять свои обязанности, не снижая качества работы, однако именно эти люди очень подвержены монотонии. И наоборот, операторы с неустойчивой нервной системой хорошо справляются с однообразной, монотонной работой, а в аварийной ситуации теряются.

В настоящее время отечественная промышленность выпускает большое количество психодиагностических приборов, предназначенных для профессионального отбора операторов технических систем.

Например, комплекс УПДК-МК предназначен для определения надежности работы операторов автоматизированных систем (операторов ЭВМ, локационных станций, диспетчеров, кассиров и т. п.), работников охраны, водителей транспортных средств, военнослужащих спецподразделений, работников управленческого аппарата с высоким уровнем ответственности при принятии решения, для профессионального отбора или подбора, а также формирования производственных коллективов, при решении кадровых вопросов, для оценки предсменного или предрейсового функционального состояния работников.

Прибор помогает повысить эффективность и надежность работы персонала за счет выявления лиц:

 профессионально непригодных для работы;

 непригодных к работе по новым, усложненным технологиям изза недостаточной психологической надежности;

 функционально неготовых к предстоящей работе;

 имеющих выраженные проявления психической дезадаптации и сложности в межличностных взаимоотношениях;

 повысить эффективность за счет правильного формирования малых коллективов и групп.

 Прибор позволяет проводить исследование по следующим методикам:

 определение бдительности (готовность к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов);

 оценка кардиосистемы;

 определение электрокожного сопротивления (кожно-гальванической реакции);

 определение критической частоты слияния световых мельканий;

 оценка "чувства времени" (временных интервалов);

 определение времени простой двигательной реакции;

 определение времени сложной двигательной реакции;

 оценка реакции на движущийся объект;

 определение индивидуального психомоторного темпа;

 стрессоустойчивость;

 переключение внимания и эмоциональная устойчивость;

 определение личностных особенностей по вербальным (MMPI, Лири) и цветовому (Люшер) тестам;

 психофизиологическая совместимость в группе.

65)Понятие профессиональной пригодности. Критерии профессиональной пригодности.

Профпригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективного труда.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической пригодности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом социального отбора; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

В процессе отбора можно выделить ряд взаимосвязанных этапов:

1) социально-психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку; такое изучение завершается подробной профессиограммой.

2) выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих профессиональные действия (менеджмент, коммуникативные связи, общение и т.д.);

3) психодиагностика: психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях;

4) социально-психологический прогноз: успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятности адаптации к профессии; возможности экстремальных воздействий.

В профессиональном отборе большое значение имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях.

Климов предлагает рассматривать понятие «профессиональная пригодность» как системную характеристику степени соответствия человека (субъекта труда, или претендента на вакансию) и требований профессии. Оптимизировать это соответствие можно разными путями: через рационализацию профессиональной деятельности и её компонентов или через влияние на субъекта труда (подбор работников, обладающих необходимой квалификацией, опытом; совершенствование профессиональной подготовки работников, рационализацию трудовой мотивации и пр.).

Оценка профессиональной пригодности производится, во-первых, по отношению к уже работающим в организации людям в форме периодически повторяющейся аттестации персонала, во-вторых, по отношению к будущей деятельности, в ситуации прогнозирования профессиональной пригодности. Аттестация персонала необходима как способ контроля уровня компетентности (компетентность - мера владения способами решения задач, компетенция – круг задач и обязанностей) и готовности работников качественно выполнять свои обязанности. Работники должны систематически обновлять свои знания, умения, свою профессиональную компетентность. Процедуры аттестации оценивают результаты этого процесса. В процессе аттестации могут выявляться также кандидаты для профессионального продвижения, или для административной карьеры. Задача прогнозирования профессиональной пригодности (успешности, эффективности) решается менеджерами по персоналу при наборе новых работников в организацию. В начале При аттестации уже работающих профессионалов, в оценке профессиональной пригодности учитывается наличный уровень знаний и умений субъекта труда; если решается задача прогнозирования будущей профессиональной успешности еще до начала профессионального обучения, принимаются во внимание свойства индивидуальности и опыт человека, влияющие на его обучаемость в данной области труда.

По мнению того же Е.А.Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:

Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.

Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: