В отечественной педагогической психологии мотивация определяется как сложный многоуровневый регулятор деятельности человека. Высший уровень – сознательно-волевой.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего это понятие трактуется авторами по-разному:
1) один конкретный мотив,
2) система мотивов,
3) особая сфера личности, включающая ее потребности, мотивы, интересы, идеалы, установки и т.д.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» у же понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмам соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» (Джидарьян И.А.). «Понятие мотивации у человека... включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» (Асеев В.Г.). Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
|
|
Структура мотивации – развивающаяся система.
По Додонову Б.И., у мотивации – 4 структурных компонента:
1) удовольствие от деятельности,
2) значимость результата для личности,
3) мотивирующая сила вознаграждения за деятельность.
4) принуждающее давление на личность.
3 и 4 пункты работают на мотивацию достижения (по Дж. Аткинсону).
Интерпретация мотивации и ее структуры дается, как правило, через описание основных потребностей человека: например, А. Маслоу создал “пирамиду потребностей”, с одной стороны, включающей социальную природу человека, а с другой, - познавательную, связанную с самоактуализацией личности.
1) физиологические потребности (потребность получать пищу, воду, воздух, кров),
2) безопасность и сохранение (потребность избегать боль, страх, быть в безопасности),
3) любовь (принадлежность к семье, группе, потребность любить и быть любимым)
4) чувство собственного достоинства (потребность чувствовать себя компетентным, независимым и стоящим),
5) самоактуализация (т.е. потребность знать, понимать, создавать, умение ценить прекрасное в окружающем мире).
|
|
Оснований для классификаций мотивов известно много (они предложены А.Н.Леонтьевым, Л.И. Божович и др.).
По П.М. Якобсону, высшие социальные духовные мотивы условно можно разделить на 3 группы:
1) интеллектуально-познавательные мотивы,
2) морально-этические мотивы,
3) эмоционально-эстетические мотивы.
Учебная мотивация определяется всего лишь как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Учебная мотивация зависит от 5-ти факторов:
1) определяется образовательной системой или учреждением;
2) она может определяться самим образовательным процессом;
3) она может зависеть от субъективных особенностей ученика (пола, возраста, интеллекта, самооценки, уровня притязаний, способностей и др.);
4) она может зависеть от субъективных особенностей педагога, его отношения к ученику;
5) спецификой предмета.
В работах Л.И.Божович и ее сотрудников на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что мотивация характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью, причем, в ней могут доминировать и внутренние мотивы учебной деятельности, и широкие социальные мотивы. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации.
А.К. Маркова считает, что мотивация учения складывается из ряда постоянно меняющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). По А.К.Марковой, интерес как мотив может быть широким, результативным, учебно-познавательным преобразующим.
Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможности проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации.
Одним из приемов возбуждения интереса является «отстранение», т.е. показ ученику чего-то необычного в старом привычном. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Экспериментально доказана положительная связь мотивации с успеваемостью студентов, для которых важен процесс учения и результат. Успех учебной деятельности обеспечивает и потребности достижения лучших результатов.
А.М. Орлов считает, что удовлетворение от учения зависит от удовлетворения потребности в достижениях.
Исследования учебной мотивации признают связь умственного развития с мотивацией.
В целом, следует говорить о недостаточной сформированности мотивов у ученика и у студента.
Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.