Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности

Даже тогда, когда усвоение выделяется как самостоятельный процесс или отождествляется с учением, оно всегда остается основным понятием всех теорий обучения.

Несколько подходов к трактовке усвоения:

1. Усвоение – это механизм формирования у человека индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического (А.Н.Леонтьев);

2. Усвоение – сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные процессы;

3. Усвоение – это результат учения.

По С.Л. Рубинштейну, по отношению к учебной деятельности усвоение является содержанием учебной деятельности – центральной частью процесса обучения.

По В.В. Давыдову, усвоение научных знаний – основная цель и результат учебной деятельности.

Самое общее определение усвоения – это процесс приема, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и применение их в новых ситуациях при решении практических и теоретических задач. По определению С.Л.Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний – центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя».

По Дж. Брунеру, усвоение – это одновременно три процесса:

1) получение новой информации,

2) преобразование (трансформация) ее для решения задач,

3) проверка и контроль.

Все исследователи усвоения (учения) отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, к понятию «психологических компонентов усвоения» были отнесены:

1) положительное отношение учащихся,

2) процесс непосредственного ознакомления с материалом,

3) мышление как процесс активной переработки полученного материала, т.е. процесс переработки материала,

4) запоминание и сохранение получения и обработки информации.

Все эти компоненты усвоения названы С.Л. Рубинштейном и Н.Д. Левитовым, а дидактически объяснены В.А. Крутецким.

И.И. Ильясов проанализировал существование теории усвоения и считал, что строго следует выделять два компонента усвоения:

- получение знаний об объекте и действиях с ним,

- отработка и освоение знаний и действий.

Усвоение стадиально, оно имеет следующие этапы (по С.Л. Рубинштейну):

1) восприятие в широком смысле,

2) осмысление материала,

3) специальная работа по закреплению материала,

4) овладение материалом в смысле применения его на практике.

По С.Л.Рубинштейну, все время в процессе усвоения следует уточнять свою мысль, тогда она прочно запечатлится, а это – самое главное в организации усвоения.

Схема усвоения на практике может быть сопоставлена со схемой формирования умственной деятельности по П.Я.Гальперину.

Усвоение имеет следующие характеристики:

1) прочность зависит от системности, понимания смысла, организованности материала, эмоционального отношения к нему,

2) управляемость – управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, оно может реализоваться традиционным, программированным, проблемным обучением и т.д. Важно только, чтобы усвоение было объектом управления, а оно само было специфичным для каждого учебного предмета.

3) личностная обусловленность усвоения (важность материала для ученика),

4) особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников, т.е. учет возраста ученика,

5) обобщение (которое происходит в процессе обучения по трем линиям: обобщение принципа действия, программы и способа действия),

6) готовность актуализации знаний,

7) важной характеристикой усвоения является также и то, что его показателем служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении (оно может быть непосредственным и опосредованным).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: