Структура и содержание учебной деятельности

В учебной деятельности выделяются ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура.

В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке-ученике;

5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В.В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, в этом случае выступают как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика, и одновременно выступают как цель деятельности учения. Если познавательной потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности.

В последнем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями, само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность; знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, так как процесс учения побуждают не они, а то, ради чего ученик учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности. При выполнении деятельности учения у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта. Этим отличается учение от других видов ведущей деятельности.

Трудовая деятельность характеризуется тем, что она направлена на созидание каких-то продуктов, имеющих общественную значимость, нужных для людей. Что касается деятельности учения, ее продуктом является изменение самого человека. Он изменяет самого себя, приобретая новые знания. Это и есть продукты его деятельности: новые познавательные возможности, новые практические действия.

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Своеобразие деятельности учения состоит в том, что ее продукт непосредственно не пополняет общественного богатства. Вторая существенная черта – это своеобразие потребности, которой отвечает учение. Учение направлено на удовлетворение познавательной потребности. Познавательная потребность, кроме учения, может реализоваться также в исследовательской деятельности. Учение – это один из видов деятельности, которые адекватны познавательной потребности. Но исследовательская деятельность не только (а иногда и не столько) удовлетворение познавательной потребности, но и получение нового знания, которого раньше не было в социальном опыте.

В силу этого исследовательская деятельность может быть рассмотрена как вид трудовой деятельности. В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Учебная деятельность носит общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях, например, в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную структуру и содержание, особенности которых определяют специфику самой учебной деятельности.

Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Учебная деятельность – это проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения.

Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватное и творческое применение в разнообразных ситуациях.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, именно в этом возрасте происходит формирование ее основной структуры и ее субъекта, развиваются желание и умение учиться.

Проблемы теории учебной деятельности:

· проблема соотношения и разграничения учебной деятельности – учения – обучения;

· проблема основных характеристик учебной деятельности;

· проблема предметного содержания учебной деятельности;

· проблема возрастных и индивидуальных особенностей становления и развития учебной деятельности;

· проблема соотношения мотивационного и интеллектуального плана учебной деятельности.

Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению – она является основным содержанием учебной деятельности и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено.

Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Развернутое описание данного способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий, где принцип ориентировки, переход от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соответствии с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий, которая ставится учащимся в виде проблемы.

Задача рассматривается как сложная система информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна. Она может быть найдена только на основе решения задачи или сведений, сформулированных таким образом, что между отдельными понятиями, положениями имеются несогласованность, противоречие, требующее поиска новых знаний, доказательств, преобразования, согласования и т. д.

Учебная ситуация – это единица целостного образовательного процесса, которая по своему содержанию может быть нейтральной или проблемной. Проблемная ситуация требует наличия проблемы (сложного вопроса, заключающего в себе противоречие) – соотношение известного и нового, а также познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту проблему. При решении проблемы включается в работу мышление, и проблемная ситуация перерастает в задачу, явившуюся следствием проблемной ситуации.

Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.

Контроль (от франц. соntrole – проверка) – соотнесение учебных действий и их результатов с заданными образцами.

Контроль включает следующие составляющие: модель потребного, желаемого результата действия; процесс сличения этого образа и реального действия; принятие решения о продолжении и коррекции действия.

Оценка – фиксация соответствия или несоответствия результатов усвоения требованиям учебной задачи.

Педагогическая оценка – определение в оценочных суждениях педагога степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

В оценке учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота, точность формулировок, прочность и стабильность усвоения знаний, их связь с практикой.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

· интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

· знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемнотворческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях наук и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность профессиональной деятельности, общения.

Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном случае оно может оказаться (и часто оказывается) не сформированным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые последствия для вузовского обучения. Поэтому существует особая проблема диагностики уровня мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: