Финансирование успешных новых компаний в различных странах международными фондами прямых инвестиций

Очевидно, что ТНК являются сегодня главными субъектами зарубежного прямого инвестирования, применяя корпоративное и проектное финансирование. Однако в условиях глобализирующейся постиндустриальной экономики существенно активизировались инновационные малые и средние компании. Они демонстрируют гибкость, восприимчивость к инновациям и быстрый рост благодаря сосредоточению в них компетентных и амбициозных менеджеров и специалистов. Первоначально эта группа молодых инновационных компаний рассматривалась в качестве объектов венчурного (рискового) финансирования. Однако по мере превращения постоянной инновационной деятельности в норму успешного бизнеса молодых развивающихся компаний, в самом развитии этих компаний выделяются особые стадии. Первая стадия- зарождение, становление инновационной компании. Вторая стадия – стадия роста и достижения молодой компанией коммерческого успеха на рынке в конкурентной борьбе. В соответствии с этими стадиями происходит разделение венчурного финансирования (венчурного капитала), нацеленного на инвестирование в компании ранней стадии развития и прямых инвестиций(private equity)- инвестиций в молодые компании, которые уже имеют историю, обороты и прибыли. Если субъектами зарубежных прямых инвестиций(foreign direct investment,FDI). являются ТНК-компании, осуществляющие реальную производственную деятельность(стратегические инвесторы), то субъектами прямых инвестиций(private equity) выступают особые финансовые институты – фонды прямых инвестиций(ФПИ).

ФПИ в финансо­вой иерархии находятся между венчурными фондами, которые инвестируют в зарождающиеся инновационные проекты, и стратегическими инвесторами, кото­рые вкладывают деньги в контрольные пакеты акций предприятий крупного и среднего бизнеса. Фонд прямых инвести­ций создается, как правило, на 7-10 лет, он располагает в среднем 100-500 млн. долларов. Работа фонда заключается в том, что он приобретает крупный, но, как правило, не контрольный — на уров­не 25-45% — пакет акций непубличной компании среднего бизнеса, по истече­нии определенного срока (3-6 лет) пе­репродает этот пакет стратегическому инвестору. Возможны и варианты: ФПИ проводит IPO компании или реализует свой пакет на открытом рынке. В сред­нем в каждый из проектов ФПИ вклады­вает по 10-50 млн долларов, однако и 3-5 млн долларов многие из них рас­сматривают как вполне приемлемый размер инвестиций. Но при одном усло­вии — инвестиции должны приносить прибыль в 35-45% годовых.

Международные ФПИ в основном созда­ются на деньги институциональных ин­весторов — пенсионных фондов и стра­ховых компаний; семейных трастов; бан­ков; национальных инвестиционных агентств; крупных производственных компаний. Часто бывает, что в одном фонде представлены все категории ин­весторов. Многие из ФПИ, работающих в России, созданы на деньги Европейского Банка Реконструкции и Развития: это Norum, Russia Partners, Berkeley Capital Partners и др.

Основной принцип действия фондов прямых инвестиций - поиск быстрорастущих ком­паний, которые:

- ведут бизнес в отраслях ориентированных на потребительский спрос;

- обладают стоимостью от 5 до 100 млн. долл.;

- имеют хороший бизнес-план, ориентированный на увеличение стоимости компании за счет роста вложений в рекламу и маркетинг, создание и укрепление брэндов, поглощение других компаний; на создание возможности последующей продажи контрольного пакета акций стратегическому инвестору;

- обеспечивают высокие темпы роста капитализации (возможность увеличения стоимости компании на 35-45% в год в течение 3-6 лет).

Среди ФПИ выделяется две стратегии отбора объектов инвестирования:

а). ра­бота с теми отраслями экономики, где можно ожидать быстрого роста, и в этих отраслях отбор перспективных компаний;

б). поиск быстрорастущих компаний не­зависимо от отрасли, в которой они ра­ботают.

Как правило, прямые инвесторы входят в бизнес перспективных компаний на следующих условиях:

А). Контроль над компанией. Прямые инвестиции, как правило, не обеспечиваются никаким залогом, кроме приобретенных акций или доли в уставном капитале компании, поэтому, принимая решения о вложении средств, инвесторы серьезно рискуют. Стараясь уменьшить вероятность денежных потерь, они не только тщательно отбирают инвестиционные проекты, но и стремятся установить контроль над деятельностью компании. Большинство инвесторов настаивают на продаже им блокирующего пакета акций 25% плюс одна акция, чтобы у менеджмента и руководства компании, которому принадлежат остальные акции, остался стимул к сотрудничеству.

Б). Перспективность бизнеса. Прямые инвесторы заинтересованы в том, чтобы компания, в которую вложены средства, смогла за 3 -6 лет вернуть инвестиции с прибылью, многократно превышающей средний рыночный уровень (чем больше риск, тем выше требования к доходности). Приемлемым для России уровнем доходности инвестиций является 40-60% годовых в валюте. В связи с этим инвесторы отдают предпочтение быстрорастущим и динамично развивающимся компаниям; инвесторы оценивают перспективность и технологичность отрасли, в которой они работают, а также уникальность производимой ими продукции. Приветствуется наличие у компании зарегистрированных ноу-хау, другие конкурентные преимущества, например, выгодное расположение, доступ к рынкам сырья.

В). Состав акционеров очень важен для инвестора, т.к. существует риск "размывания" акционерного капитала, т.е. увеличение количества выпущенных акций и, как следствие, снижения доли существующих акционеров в уставном капитале. Инвестор должен быть уверен в том, что его активы не перейдут в собственность других компаний. Доверие к акционерам повышается, если в их состав уже входят западные компании или в совете директоров есть независимые директора. Некоторые фонды отказываются от инвестирования, если выясняют, что предприятием владеют криминальные структуры. Также инвесторы предпочитают не вкладывать средства в компании, одним из акционеров которых является государство.

Г). Прозрачность компании. Прозрачность компании перед инвестором подразумевает составление отчетности по МФСО, ежегодный аудит, желательно международными аудиторскими компаниями, а также предоставление информации обо всех акционерах компании, ее структуре и проектах. Кроме того, многие инвесторы не хотят брать на себя риск возможных последствий налоговых схем, осуществляемых компаниями, и требуют значительно повысить прозрачность отчетности перед государством. Привести отчетность в соответствие с международными стандартами необходимо еще до начала сотрудничества с инвесторами, поскольку это повышает инвестиционную привлекательность компании и ее стоимость. Но если инвестор уже принял однозначное решение о финансировании, то трансформация отчетности может быть осуществлена и за его счет.

Д). Профессиональный менеджмент. Многие инвесторы считают, что ключевую роль при принятии решения о вложении средств играет именно профессионализм команды менеджеров компании. В ходе работы инвесторы пытаются привести компанию к западным стандартам управления, а отсутствие поддержки со стороны ведущих менеджеров может свести к нулю все усилия. Профессиональный уровень менеджеров определяется на основе их резюме, а так же по качеству бизнес-планов развития компании. В случае, если инвестора не устраивает менеджмент компании, он может потребовать смены руководства, включая генерального директора.

Е). Условия выхода из бизнеса. Несмотря на то, что инвестор обычно продает свою долю в компании через 3-6 лет после начала работы с ней, условия выхода из сделки оговариваются еще до начала инвестирования. Так, с акционерами часто заключается договор о том, что если инвестор не сможет продать свой неконтрольный пакет акций в определенный период после окончания срока контракта, то другие акционеры компании, с учетом акций которых пакет становится контрольным, также должны продать свои акции. Это условие объясняется тем, что контрольный пакет акций всегда легче продать. Таким образом, акционеры должны быть сами заинтересованы в поиске покупателя, либо средств на выкуп акций у прямого инвестора. Иногда оговаривается право инвестора продать свои акции раньше установленного срока, например, если другие акционеры реализуют свои акции.

Процесс взаимодействия перспективной компании с прямым инвестором можно разделить на несколько стадий:

- знакомство с компанией, его называют deal flow, дословно "распределение потока";

- изучение бизнеса due diligence - должное внимание;

- совместное управление компанией hands on;

- продажа пакета акций инвестора exit of capital - выход из инвестиций.

А).Знакомство с компанией. На этом этапе необходимо представить инвестору краткое резюме бизнес-плана, и если оно его заинтересует, то и бизнес-план развития предприятия, где должны быть четко описаны история компании, предпосылки ее развития, перспективы рынка, производственная программа и денежные потоки проекта. Крупные компании составляют не только бизнес-план, но и инвестиционный меморандум - документ, в котором содержатся сведения о структуре акционерного капитала, составе акционеров, дочерних предприятиях и информация о сторонах, заинтересованных в проекте, а также желаемая структура сделки (то есть процент акций, которые выкупает акционер). Стоит отметить, что в отдельных случаях инвесторы готовы рассматривать не развернутые бизнес-планы, а лишь бизнес-идеи, не подкрепленные конкретными исследованиями и действиями.

Б). Изучение бизнеса. Этот этап длительный, до полутора лет и включает всестороннюю оценку компании: исследование рынка, юридическую экспертизу заключенных договоров и учредительных документов. Этап завершается положительно только тогда, когда компания удовлетворяет всем требованиям инвестора. Представители инвестора выезжают в компанию, встречаются не только с ведущими сотрудниками, но и с менеджментом среднего звена, бухгалтеры проверяют ведение учета. Чтобы получить независимое мнение о компании, инвестор приглашает экспертов. Кроме этого, проверяется информация о собственниках компании. Средства не вкладываются до тех пор, пока инвестор не убедится, что в компании нет подозрительных субсидий, каких-либо дочерних фирм, через которые можно вывести активы. Итогом изучения бизнеса становится инвестиционный меморандум, который составляет инвестор. Документ рассматривается на инвестиционном комитете фонда прямых инвестиций, который выносит решение о вложении денег или отказе от финансирования проекта. В).Совместное управление компанией. Для управления компанией в совет директоров вводится представитель инвестора. Как правило, он имеет право наложить вето на принятие стратегических решений (продажу активов, слияние, заключение крупных сделок). Кроме того, инвесторы помогают развивать производственный и финансовый менеджмент, стремятся повысить привлекательность продукции компании (проводят сертификацию продукции по международным стандартам), расширить рынки сбыта (находят пути реализации продукции в другие регионы или даже государства). В силу того, что большинство западных прямых инвесторов действуют от имени солидных организаций международного бизнеса, они могут привнести в работу компании "невещественный капитал" в виде деловых связей по всему миру.

Г).Выход инвестора из проекта. После окончания запланированного срока сотрудничества инвестор имеет право продать акции на оговоренных условиях.Для этого проводится независимая оценка компании и готовится пакет документов, с которым должны ознакомиться потенциальные покупатели. Как правило, если проект был успешным, инвестор не торопится выходить из бизнеса и ищет покупателя, который предлагает максимально выгодные условия. Чаще всего им становится: либо стратегический инвестор - компания, заинтересованная в оперативном управлении бизнесом с целью увеличения собственной доли рынка или выхода на новые; либо акционеры самого предприятия, которые хотят продолжить ведение собственного бизнеса.

Российская экономика становится все привлекательнее для ФПИ: в 2002 году в России работало только 7 таких фондов, и выделили они на инвестиции около 1 млрд. долл. США; в 2004 году уже работало 15 крупных ФПИ с общей суммой средств в 2,5 млрд. долл. США. За 10 лет работы в России ФПИ – Baring Vostok Capital Partners рассмотрел 1032 проекта и реализовал успешно 38 проектов. Управляющая компания Berkeley Capital Partners за счет своего фонда ВСР-1 осуществила в России следующие успешные проекты: розничная сеть «Пятерочка» -рост в пять раз за два с половиной года; фармацевтическая дистрибуторская компания «Катрен»-рост в шесть раз за четыре года; деревообрабатывающая компания MS-United-рост в два с половиной раза за два с половиной года.

7. Международное венчурное финансирование научных исследований и разработок.

Осуществление научных исследований и разработок требует значительных финансовых затрат и характеризуется непредсказуемостью результатов. Для ТНК использование результатов научных исследований, разработок, изобретений, генерируемых в различных странах мира, составляет основу их международной конкурентоспособности. Однако эффективность и успешность такого использования предполагает наличие и развитие особых механизмов коммерциализации научных идей, изобретений и разработок; специфических методов коммерческой опробации инноваций; определенных процедур выращивания успешных инновационных(венчурных, т.е. рисковых) компаний. Рассмотрим более подробно эти механизмы, методы и процедуры.

7.1. Коммерциализация научных идей, изобретений и разработок означает извлечение коммерческой (экономической) выгоды от их практического применения в сфере производства и потребления товаров и услуг. Однако, такая коммерциализация основывается на преобразовании научных идей, изобретений, разработок в инновации.Инновации представляют собой трансформированные формы результатов НИОКР, специально приспособленные к извлечению коммерческой выгоды от их практического примененияв производстве и потреблении товаров и услуг. К числу таких специфических (инновационных)форм, в которые «упаковываются» результаты НИОКР относятся: патенты, лицензии, ноу-хау; опытные образцы или модели(прототипы); промышленные прототипы и образцы; наукоемкие товары и услуги, основанные на высоких технологиях. Процесс коммерциализации(инновационный цикл)представляет собой путь: от возникновения и разработки исходной идеи, научного решения, изобретения, создания новой технологии или улучшения некоего процесса; через получение патента, создание опытного и промышленного образца или модели(прототипа); к выпуску продукции и получению прибыли от продажи этой продукции.
Процесс коммерциализации (инновационный процесс) обеспечивается действиями четырех типов экономических субъектов.

Во-первых, исследователи, изобретатели, разработчики продуцируют научные идеи, изобретения и разработки на стадии НИОКР(научный подцикл).

Во-вторых, предприниматели –инноваторы, придумывают и создают в рамках инновационных малых и средних компаний такие нововведения, которые делают результаты НИОКР пригодными для коммерческого применения. Эти компании специально запускаются предпринимателями-инноваторами для ведения инновационного бизнеса, т.е. для разработки, производства и реализации преимущественно наукоемких товаров и услуг, базирующихся на инновациях и высоких технологиях с целью получения прибыли. Указанные инновационные компании по своей природе являются венчурными (высокорисковыми) предприятиями, т.к. осуществляют новое дело(поставляют новые товары, используя новые технологии) и представляют собой новые еще никому не известные и ничем себя не зарекомендовавшие предприятия, финансирование деятельности которых является весьма рискованным делом. Иными словами, инновационные компании, будучи венчурными предприятиями, требуют для своего функционирования и развития особого, венчурного финансирования. Венчурное финансирование - это долгосрочные (5- 7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоемких товаров и услуг. Цель такого финансирования - развитие и расширение деятельности компании для получения прибыли за счет разницы между будущей возросшей стоимостью акционерного капитала компании и суммой вложенных средств.

В-третьих, венчурные капиталисты-предприниматели являются непосредственными субъектами венчурного финансирования: сначала они подбирают и финансируют создание инновационных(венчурных) компаний; затем поддерживают их развитие; помогают найти выгодных покупателей или выпустить акции для продажи их на фондовом рынке с целью получения сверхприбыли. Предприниматели –инноваторы и венчурные капиталисты-предприниматели по сути организуют и ведут совместный венчурный(инновационный) бизнес: интеллектуальные(инновационные) возможности одних предпринимателей (оригинальные инновационные и бизнес идеи или технологии) и денежные капиталы других - объединяются в реальном секторе экономики для того, чтобы в новой компании обоим предпринимателям принести прибыль.

В-четвертых, венчурные инвесторы передают свои финансовые средства в доверительное управление венчурным капиталистам –предпринимателям. Общим для венчурных капиталистов и венчурных инвесторов является то, что они вкладывают свои средства в высокорисковые(венчурные) предприятия с целью получения прибыли. Однако, венчурные капиталисты, в отличие от венчурных инвесторов выполняют дополнительные функции: подбирают венчурные предприятия в качестве объекта инвестирования(формируют портфель венчурного фонда); помогают развитию венчурных предприятий и росту их рыночной стоимости; готовят их к продаже с целью получения прибыли, как для себя, так и для предпринимателей –инноваторов и венчурных инвесторов.

Успешность инновационного цикла зависит от уровня эффективности взаимодействия всех рассмотренных нами субъектов. В свою очередь, указанная эффективность взаимодействия обеспечивается: ключевой ролью предпринимателей-инноваторов и венчурных капиталистов-предпрнимателей, которые запускают и поддерживают взаимовыгодное сотрудничество исследователей, изобретателей, разработчиков(ИИР), с одной стороны, и венчурных инвесторов,- с другой; наличием четких процедур и механизмов коммерциализации научных исследований, изобретений и разработок.

В условиях глобализирующейся постиндустриальной экономики эффективное взаимодействие ИИР, предпринимателей-инноваторов, венчурных капиталистов-предпринимателей и венчурных инвесторов составляет исходное звено процесса коммерциализации исследований, изобретений и разработок- постоянного инновационного процесса. Главная функция этого звена: поставка коммерчески опробированных(успешных) инноваций, основанных на инновациях бизнесов и компаний на мировой рынок. Основными потребителями, предъявляющими спрос на продукцию данного звена постоянного инновационного процесса являются крупные нефинансовые компании и, прежде всего, ведущие ТНК. В зависимости от конкретных обстоятельств каждая ТНК самостоятельно принимает решение: в какой степени ей быть простым покупателем результатов деятельности указанного звена инновационного процесса или прямым участником этой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: