Преобразующая деятельность человека и общества направлена на удовлетворение практически всех потребностей человека и общества. В процессе и в результате этой деятельности создан особый, не свойственный естественной природе мир, представляющий совокупность преобразовательных систем и продуктов их совместного действия. Этот мир не только удовлетворяет потребности, но и создает определенную культурную среду жизни людей, определенное социально-культурное пространство, влияющее на развитие наук, искусств и человеческие взаимоотношения. Эффективное и оптимальное существование и развитие людей в технологическом мире зависит, во-первых, от понимания сущности "второй "природы и, во-вторых, от формирования в обществе потребности ее гармоничного развития. Можно утверждать, что потребность в гармоничном развитии технологического мира является в современных условиях одной из главнейших, поскольку технократический сценарий развития несет с собой угрозу существования цивилизации, упадку ее культурных основ.
|
|
Одним из способов формирования общественной потребности в гармоничном развитие техносферы как среды жизнедеятельности людей должна стать система образования. Не только общее школьное, но и профессиональное - начальное, среднее, высшее, послевузовское. А так же - самообразование; не только техническое, но и гуманитарное, естественно - научное, социальное, природоведческое, (экономическое, политическое, художественное, экологическое, историческое, религиозное и др.). Образование должно включать в свою структуру элементы технологии (техносферы) как объективную реальность, как условие существования и развития цивилизации, как основу развития общей культуры.
Формирование потребности гармоничного развития техносферы представляет, по существу, процесс преобразования ноосферы - мыслительной оболочки земли. Именно ноосфера, в которую входит не только информация о законах, явлениях, закономерностях естественной природы, человека, общества, но и культура, представления людей о направлениях, путях и способах развития определяет облик технологического мира. Вполне определенно можно утверждать: какова ноосфера, таков и мир; какова культура, такова и технологическая среда; каков технологический мир, таковы и культура, история, религия, политика, экономика, искусство и т.д.
Первым этапом системного технологического образования, формирующего представления и потребности гармоничного развития через собственную деятельность в любых отраслях и областях знаний, является школьное образование (до школы ребенок знакомится на эмпирическом уровне с миром "вообще"). Учитывая сказанное, в школьное образование через его технологическую составляющую объективно должна быть включена определенная совокупность знаний и представлений о среде жизнедеятельности, ее сущности и тенденциях развития (возможных сценариях развития).
|
|
Одной из составляющих технологического образования (и не только школьного) должна стать общая характеристика созданной человечеством "второй " природы классификация ее элементов и связей; сопоставление и выявление взаимозависимости техносистем и потребностей человека и общества; изучение преобразовательных систем и деятельности по превращению исходных ресурсов в промежуточный и конечный результат; изучение средств преобразований; понимание эволюции и тенденций развития технологического мира.
Необходимо также изучение процесса проектирования преобразовательных систем, с которым связаны:
· формирование образа требуемого результата (продукта);
· материальное, энергетическое, информационное и финансовое обеспечение
преобразований;
· выбор этапов и формирование последовательности выполнения преобразова-
тельных процедур;
· организационная, экономическая, и управленческая деятельности;
· позитивные и негативные, требуемые, сопутствующие и неизбежные результа-
ты и последствия;
· оценка (измерение) результатов.
Учитывая, что технологический мир создается руками и разумом людей, необходимо изучение и практическое освоение элементарных, наиболее распространенных операций и процедур преобразования, развитие двигательных способностей, развитие навыков выбора наиболее приемлемых методов и средств из числа имеющихся для достижения заданного результата преобразования, организация собственных преобразовательных действий. Технологическое образование будет не достаточным, если образовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально -технических противоречий. Сюда же входит выявление проблемной ситуации, формирование задач, поиск вариантов решений с помощью методов технического творчества, выбор лучшего варианта с учетом возможностей осуществления и ограничивающих условий, построение образа решения в пригодном для реализации виде, выбор способов и средств практического осуществления решения, испытания овеществленного решения.
Вся образовательная система (учебный план, программы, методы, формы, средства и др.) должна предусматривать изучение взаимозависимости культурно-исторического и технологического развития: процессы и средства преобразований как функция культуры (политики, экономики, истории, искусства и др.) и наоборот; наука как средство развития техносферы и техносистемы как средство развития науки; техносфера как отражение и как материализация ноосферы и развитие ноосферы как следствие развития технологического мира.
Осуществление такого образования на системном уровне позволит сформировать технологически культурного человека, способного осознанно и достаточно точно сделать выбор своей профессиональной деятельности и обеспечить оптимальное развитие общества.
Литература
1. Галиахметов Р.А., Фотин И.С., Христенко Е.В. Трудовая деятельность: информаци
онно-энергетическая концепция. -М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1996. -208с.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебн. пособие. -М.: Изда
тельство "Центр", 1997. -207с.
3. Гумелевский Л.И. Вернадский. -3-е изд. -М.: Мол. гвардия,1988. -255с.
4. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие. Изд 2-е. -М.: Знание, 1998. -288с.
|
|
5. Концепции современного естествознания: Сер. "Учебники и учебные пособия". -
Ростов н/Д: "Феникс", 1997. -448с.
6. Краткая философская энциклопедия. -М.: Изд. группа "Прогресс-Энциклопедия",
1994. -576с.
7. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство
"Центр", 1997.-303с.
8. Логический словарь: Дефорт / Под ред. А.А. Ивина, В.Н. Переверзева, В.В. Петрова.
М.: Мысль, 1994. -268с.
9. Овечкин В.П. Искусственная среда жизнедеятельности и базовое образование // Тез.
докл. 3-й Росс, универ.-академ. науч.-практ. конф. Часть 5. /Отв. ред. В.А. Журавлев,
С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - с. 78-81.
10.Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Методологические проблемы и основы технологического образования школьников // Технологическое образование и предпринимательство. - Брянск: Изд-во Брянского пед. ун-та, НМЦ "Технология", 1998. - с. 126-130.
11.Овечкин В.П. Техника и потребности человека // Инновационное образование и инженерное творчество. Сб. науч, тр. / Под ред. В.Ф. Взятышева. М.: Российская ассоциация научи.-технич. тв-ва "Эвристика", 1994.-с.49-54. -с.86-91.
12.Овечкин В.П. Технология как наука о техносфере // Тед. докл. 3-й Росс, универ.-академ. науч.-практ. конф. Часть 5. /Отв. ред. В.А. Журавлев, С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - с. 69-70.
13.Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ/ Учебн. пособие для вузов. -М.: высш. шк., 1989 -367с.
14.Пер Ю.С. Экономическая метрология. Поиск меры справедливости. Часть 1. Философия будничной жизни. -М.: ИПК Изд-во стандартов. -Ижевск: "Персей", 1996. -138с.
15.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. -М.: Педагогика - Пресс, 1997. -440с.
16.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Изд.2-е перераб. и доп. -М.: Изд-во "Центр", 1996. -335с.
17.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. -Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1998. - 268с.
18.Современная философия: Словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. -511с.
19.Технология. Трудовое обучение. Программы средних образовательных учреждений
/Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1997. -224с. 20.Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. ЦТ. Арзаканяна
|
|
иВ.Г. Горохова. -М.: Прогресс, 1989. -528с. 21.Философия: учебник для высших учебн. завед. / Под ред. В.П. Кохановского. -
Ростов н/Д.: "Феникс", 1998. -576с. 22.Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология -М.:
Юрист, 1995. -с.454-494. 23.Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. -М.: Знание,1997. -288с.
Приложение 1