Заключение. Преобразующая деятельность человека и общества направлена на удовлетворение практи­чески всех потребностей человека и общества

Преобразующая деятельность человека и общества направлена на удовлетворение практи­чески всех потребностей человека и общества. В процессе и в результате этой деятельности создан особый, не свойственный естественной природе мир, представ­ляющий совокупность преобразова­тельных систем и продуктов их совместного дейст­вия. Этот мир не только удовлетворяет потреб­ности, но и создает определенную куль­турную среду жизни людей, определенное социально-куль­турное пространство, влияющее на развитие наук, искусств и человеческие взаимоотношения. Эффективное и оптимальное существование и развитие людей в технологическом мире зависит, во-первых, от понимания сущности "второй "природы и, во-вторых, от формирования в обществе потребности ее гармоничного развития. Можно утверждать, что потребность в гармоничном раз­витии технологического мира является в современных условиях од­ной из главнейших, поскольку технократический сценарий развития несет с собой уг­розу существования цивилизации, упадку ее культурных основ.

Одним из способов формирования общественной потребности в гармоничном развитие техносферы как среды жизнедеятельности людей должна стать система обра­зования. Не только общее школьное, но и профессиональное - начальное, среднее, высшее, послевузовское. А так же - самообразование; не только техническое, но и гу­манитарное, естественно - научное, социальное, природоведческое, (экономическое, политическое, художественное, экологическое, историческое, религиозное и др.). Об­разование должно включать в свою структуру элементы технологии (техно­сферы) как объективную реальность, как условие существования и развития цивилизации, как ос­нову развития общей культуры.

Формирование потребности гармоничного развития техносферы представляет, по суще­ству, процесс преобразования ноосферы - мыслительной оболочки земли. Именно ноосфера, в ко­то­рую входит не только информация о законах, явлениях, закономерно­стях естественной природы, человека, общества, но и культура, представления людей о направлениях, путях и способах разви­тия определяет облик технологического мира. Вполне определенно можно утверждать: какова ноосфера, таков и мир; какова культу­ра, такова и технологическая среда; каков технологический мир, таковы и культура, история, религия, политика, экономика, искусство и т.д.

Первым этапом системного технологического образования, формирующего пред­ставления и потребности гармоничного развития через собственную деятельность в любых отраслях и облас­тях знаний, является школьное образование (до школы ребе­нок знакомится на эмпирическом уровне с миром "вообще"). Учитывая сказанное, в школьное образование через его технологиче­скую составляющую объективно должна быть включена определенная совокупность знаний и представлений о среде жизнедея­тельности, ее сущности и тенденциях развития (возможных сце­нариях развития).

Одной из составляющих технологического образования (и не только школьного) должна стать общая характеристика созданной человечеством "второй " природы классификация ее эле­ментов и связей; сопоставление и выявление взаимозависимости техносистем и потребностей че­ловека и общества; изучение преобразовательных сис­тем и деятельности по превращению исход­ных ресурсов в промежуточный и конеч­ный результат; изучение средств преобразований; пони­мание эволюции и тенденций развития технологического мира.

Необходимо также изучение процесса проектирования преобразовательных сис­тем, с кото­рым связаны:

· формирование образа требуемого результата (продукта);

· материальное, энергетическое, информационное и финансовое обеспечение
преобразований;

· выбор этапов и формирование последовательности выполнения преобразова­-
тельных процедур;

· организационная, экономическая, и управленческая деятельности;

· позитивные и негативные, требуемые, сопутствующие и неизбежные результа­-
ты и последствия;

· оценка (измерение) результатов.

Учитывая, что технологический мир создается руками и разумом людей, необхо­димо изу­чение и практическое освоение элементарных, наиболее распространенных операций и процедур преобразования, развитие двигательных способностей, развитие навыков выбора наиболее прием­лемых методов и средств из числа имеющихся для достижения заданного результата преобразова­ния, организация собственных преобра­зовательных действий. Технологическое образование будет не достаточным, если об­разовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально -технических противоречий. Сюда же входит выявление проблемной ситуации, форми­рование за­дач, поиск вариантов решений с помощью методов технического творчест­ва, выбор лучшего вари­анта с учетом возможностей осуществления и ограничивающих условий, построение образа реше­ния в пригодном для реализации виде, выбор спосо­бов и средств практического осуществления решения, испытания овеществленного решения.

Вся образовательная система (учебный план, программы, методы, формы, сред­ства и др.) должна предусматривать изучение взаимозависимости культурно-исторического и технологиче­ского развития: процессы и средства преобразований как функция культуры (политики, эконо­мики, истории, искусства и др.) и наоборот; наука как средство развития техносферы и техноси­стемы как средство развития науки; техносфера как отражение и как материализация ноосферы и развитие ноосферы как следст­вие развития технологического мира.

Осуществление такого образования на системном уровне позволит сформировать техноло­гически культурного человека, способного осознанно и достаточно точно сде­лать выбор своей профессиональной деятельности и обеспечить оптимальное развитие общества.

Литература

1. Галиахметов Р.А., Фотин И.С., Христенко Е.В. Трудовая деятельность: информаци­
онно-энергетическая концепция. -М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1996. -208с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебн. пособие. -М.: Изда­
тельство "Центр", 1997. -207с.

3. Гумелевский Л.И. Вернадский. -3-е изд. -М.: Мол. гвардия,1988. -255с.

4. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие. Изд 2-е. -М.: Знание, 1998. -288с.

5. Концепции современного естествознания: Сер. "Учебники и учебные пособия". -
Ростов н/Д: "Феникс", 1997. -448с.

6. Краткая философская энциклопедия. -М.: Изд. группа "Прогресс-Энциклопедия",
1994. -576с.

7. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство
"Центр", 1997.-303с.

8. Логический словарь: Дефорт / Под ред. А.А. Ивина, В.Н. Переверзева, В.В. Петрова.
М.: Мысль, 1994. -268с.

9. Овечкин В.П. Искусственная среда жизнедеятельности и базовое образование // Тез.
докл. 3-й Росс, универ.-академ. науч.-практ. конф. Часть 5. /Отв. ред. В.А. Журавлев,
С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - с. 78-81.

10.Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Методологические проблемы и основы технологи­ческого образования школьников // Технологическое образование и предпринима­тельство. - Брянск: Изд-во Брянского пед. ун-та, НМЦ "Технология", 1998. - с. 126-130.

11.Овечкин В.П. Техника и потребности человека // Инновационное образование и инже­нерное творчество. Сб. науч, тр. / Под ред. В.Ф. Взятышева. М.: Российская ас­социация научи.-технич. тв-ва "Эвристика", 1994.-с.49-54. -с.86-91.

12.Овечкин В.П. Технология как наука о техносфере // Тед. докл. 3-й Росс, универ.-академ. науч.-практ. конф. Часть 5. /Отв. ред. В.А. Журавлев, С.С. Савинский. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - с. 69-70.

13.Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ/ Учебн. пособие для ву­зов. -М.: высш. шк., 1989 -367с.

14.Пер Ю.С. Экономическая метрология. Поиск меры справедливости. Часть 1. Фило­софия будничной жизни. -М.: ИПК Изд-во стандартов. -Ижевск: "Персей", 1996. -138с.

15.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., пе-ре­раб. и доп. -М.: Педагогика - Пресс, 1997. -440с.

16.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Изд.2-е перераб. и доп. -М.: Изд-во "Центр", 1996. -335с.

17.Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. -Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1998. - 268с.

18.Современная философия: Словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995. -511с.

19.Технология. Трудовое обучение. Программы средних образовательных учреждений

/Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1997. -224с. 20.Философия техники в ФРГ: Пер. с нем. и англ./ Составл. и предисл. ЦТ. Арзаканяна

иВ.Г. Горохова. -М.: Прогресс, 1989. -528с. 21.Философия: учебник для высших учебн. за­вед. / Под ред. В.П. Кохановского. -

Ростов н/Д.: "Феникс", 1998. -576с. 22.Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология -М.:

Юрист, 1995. -с.454-494. 23.Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. -М.: Знание,1997. -288с.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: