Вопросы-задания (практикум)

1. Возможно ли с помощью образования (общего, среднего, высшего) изменить
техносферу в лучшую сторону? Выскажите Ваши суждения по этому вопросу.

2. Человечество при современном уровне техносферы может не только удовле-­
творять все свои потребности, но и в значительной степени обеспечивать себя ресур­-
сами при минимальном участии естественной природы. С другой стороны, человечест­-
во может обеспечить свое существование при минимальном участии техносферы. Ка­-
кой из сценариев дальнейшего развития является по Вашему мнению наиболее прием­
лемым и почему:

-отказаться от подавляющего большинства техносистем, наносящих вред естест­венной природе и жить "в согласии" с природой ("назад к природе");

- отказаться от "услуг " естественной природы и обеспечивать себя всем необхо­-
димым за счет создания полностью автономной технологической среды, не заботясь
при этом о биосфере и экологических последствиях ("прочь от природы");

- обеспечивать гармоничное развитие технологического мира в согласии с при­
родой, обществом и каждым отдельным человеком (личностью). Возможно ли это?
Возможны ли другие сценарии развития?

3. Одно из противоречий современного мира состоит в том, что цивилизация
("технико-механическое" в культуре - по О. Шпенглеру) с одной стороны благоприят-­
но сказывается на развитии общей культуры ("органически-жизненное"), а с другой-
противостоит и разрушает ее. Возможно ли и как может быть устранено это противо­-
речие?

4. Влияет ли естественная природа на техносферу и ее развитие? Ваши предпо­-
ложения.

5. Как, каким образом влияет какое-либо событие (рождение ребенка, засуха, во­-
енный конфликт...) или человек (пенсионер, домохозяйка, школьник, врач, изобрета­-
тель...) на развитие техносистем? Если нет (да), то почему?

6. Как связаны и влияют ли друг на друга наука и техносфера, религия и искусст­-
венная среда жизнедеятельности, искусство и "вторая" природа, политика и техноло­-
гический мир, производство товаров и техносистемы?

7. Назовите последствия глобализации техносферы (ваши предположения)?

8. Согласны ли Вы с тем, что техносфера развивает ноосферу? Приведите Ваши
рассуждения.

9. Предположите Ваши варианты разрешения глобальных проблем человечества-
энергетической, демографической, ресурсов, военной, экологической, технократиче­-
ской и др.

10. Техносфера олицетворяет собой материальную культуру общества. Развитие
техносферы повышает уровень этой материальной культуры. Однако считают, что тех­
носфера негативно влияет на общую культуру. В чем тут противоречие? Существует ли
оно? Ваши суждения.

11. Какие события в истории привели к скачкообразному развитию техносистем и
какие техносистемы повлияли на ход исторического развития?

12. Как техносистемы (крупнейшие изобретения) повлияли на общество, челове­-
ка, естественную природу и техносферу?

13. Предложите варианты (способы, средства, пути) изменения технократическо­
го развития и перехода к гармоничному развитию.-

14. Как влияет конкуренция на развитие техносферы и на качество жизни людей?
Предложите критерии оценки (измерения) качества жизни.

15. Какие культурно-исторические события связаны с появлением новых техно-
систем?

16. Считается, что техносфера развивается стихийно, управлять развитием техно-­
сферы невозможно. В этом случае трудно предсказать исход развития - он может быть
(как вариант) гибельным для человечества и естественной природы. Предложите спо-­
собы управления техносферой, позволяющие прогнозировать ее развитие на достаточ­-
но длительную перспективу.

17. Глобальное противоречие состоит в том, что человечество создает техноси-­
стемы для улучшения своей жизни, а эти техносистемы отрицательно влияют на есте­-
ственную природу, что ведет к ухудшению жизни людей. Есть ли выход из этого замк­-
нутого круга? Ваши предложения.

18. Население планеты растет непрерывно и все быстрее. Для его обеспечения
требуется все больше энергии и природных ресурсов, а их добыча становится с каждым
годом дороже. Что может предпринять человечество, когда ресурсов станет недоста­-
точно или не будет вообще? Ваши предложения.

19. Предложите критерии оценки технологической деятельности, отражающие
нормы нравственности и морали при создании и применении техносистем с учетом
масштабов техносферы и потребления ее результатов.

20. Приведите схему (граф) технологического комплекса в виде совокупности
взаимосвязанных технологических процессов, результатом действия которого являет­-
ся:

- футболка, книжный шкаф, колбаса, коньки, кларнет...;

- тепло, свет в доме; энергия в аккумуляторе, радиоволны...;

- книга, компьютерная программа, музыкальное произведение, проект.

21. Какие средства применяются при осуществлении процессов:

- приготовление салата, сока, кофе, каши, котлеты, кваса, картофельного пюре...;

- изготовление фартука, декоративного панно, лопаты, теннисной ракетки, пуго­-
вицы...;

- создание плотины ГЭС, моста через реку, дымовой трубы ТЭЦ...;

- написание литературного произведения, создание скульптуры, оформление ин­-
терьера помещения, чтения лекции, телефонного разговора....

22. Составьте перечень исходных ресурсов (материальных, энергетических, ин-­
формационных), необходимых для изготовления какого-либо продукта (детская иг­-
рушка, спортивный снаряд, средство досуга и развлечений, инструмент для огорода,
ремонта бытовых приборов и др.), а также сопутствующие и неизбежные результаты,
появляющиеся при изготовлении этого продукта.

23. Покажите состав надсистемы, в которой осуществляется какой-либо процесс
преобразования - сельскохозяйственный, промышленный, строительный, машине- и
приборостроительный, кулинарный, швейный, торговый, оформительский, информа­-
ционный и т.п., а также характер их взаимного воздействия.

24. Выделите в составе исходных ресурсов какого-либо преобразования те его
части, которые взяты непосредственно из естественной природы и не были подвергну­-
ты предварительному изменению состояния.

25. Покажите этапы эволюции преобразовательных систем и средств преобразо­-
вания (преемственность циклов развития) для объектов: книга, сапоги, одежда, элек­-
тровоз, самолет., городская квартира, хлеб, овощи, телефон и др.

26. Проведите морфологическое классифицирование каких-либо процессов: изго­-
товления предметов потребления, получения тепловой и электрической энергии, пре­-
образования информации (написание курсовой работы, создания и применения про­-
грамм для ЭВМ, библиотечных процессов) и др.

27. Назовите критерии оценки результатов действия преобразовательной систе­-
мы, предназначенной: для строительства жилых домов, дорог, линий электропередач,
отопления, ремонта автомобилей, изготовления теплой одежды, домашней утвари,
ученических принадлежностей и т.п. Классифицируйте эти критерии.

28. Выделите элементы преобразовательной системы и этапы ее проектирования,
связанные с предпроектной подготовкой, а также технологические, организационные,
экономические, управленческие элементы, элементы, связанные с оцениванием проек­-
та. Преобразовательные системы: перевозка грузов, приготовление обеда, заготовка
дров, строительство теплицы, подготовка почвы, проведение праздника, спортивных
соревнований и др.

29. Составьте технологический маршрут: изготовления прихватки, подсвечника
из древесины, наличника, берестяного туеска, глиняной вазочки; обслуживания поку­-
пателя, ремонта утюга, оклейки стен обоями, выращивания комнатного растения,
уборки комнаты; отопления индивидуального дома, нагрева воды на даче; подготовки
к экзамену и т.п.

30. Определите (назовите) предыдущие и последующие преобразовательные сис­-
темы, если рассматриваемая система связана с изготовлением: радиоэлектронного уст­-
ройства, дивана, настольной лампы, квашеной капусты, канцелярской скрепки; со-
стиркой белья в домашних условиях, мытьем окон, ремонтом обуви, сервировкой сто­-
ла; игрой в мяч, туристическим обслуживанием, перевозкой пассажиров и т.п.

31.

Приложение 2 терминология

1. Алгоритм - 1)полное описание последовательности действий, выполнение ко-­
торых в конце последовательности приводит к достижению цели; 2)конечный текст,
записанный на алгоритмическом языке. Первоначально сугубо математическое поня­-
тие алгоритма в настоящее время расширено: допускается включение в алгоритм и
указаний на не формализуемые действия, лишь бы они правильно понимались и вы­-
полнялись людьми(алгоритм изобретения). Алгоритм, воспринимаемый и исполняе-
мый автоматом, называется программой.

2. Гармоничное развитие (техносферы) - согласованное с элементами планет­-
ной системы (естественная природа, общество, человек) целенаправленное, законо­-
мерное и необратимое изменение техносистем (процессы и средства преобразования); развитие, предусматривающие равнозначную ценность (паритет) способов и целей преобразования, разви­тие техносистем, обеспечивающее не ухудшение условий суще­ствования естественной природы, общества и человека за счет более глубокого про­гнозирования последствий главных (основных), сопутствующих и неизбежных резуль­татов.

3. Конкуренция - соперничество, борьба с кем-либо за достижение наилучших
результатов, за получение преимущества на каком-либо поприще; борьба между това­-
ропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за по­-
лучение наивысшей прибыли.

4. Критерий - средство для вынесения суждения; стандарт для сравнения; прави­-
ло для оценки.

5. Культура - внутренний мир человека (достояние), его сущностные силы и ду­-
ховное богатство; совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа
или группы народов (нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды, поселе­-
ний и деятельности; постановка воспитания; наука, техника, искусство, религия; харак­-
тер сотворенного человеком мира и т.п.).

6. Модель - объект - заменитель, который в определенных условиях может заме­-
нить объект-оригинал, воспроизводя некоторые свойства и характеристики оригинала,
причем имеет существенные преимущества, удобства (наглядность, обозримость, дос­-
тупность...); отображение оригинала, имеющее наряду с безусловно истинным услов­-
но-истинное, предположительно-истинное и ложное содержание, реализующееся и
развивающееся в процессе его практического использования.

7. Мышление - процесс отражения действительности, высшая форма творческой
активности человека; творческое преобразование субъективных образов объектов в
сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в
обстоятельствах жизнедеятельности людей, для формирования новых целей, поиска
новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил
природы и общества; целенаправленное использование, развитие и приращение знаний
в процессе разрешения противоречий, объективно присущих реальному предмету мыс­-
ли.

8. Навык (двигательный) - приобретенное в результате обучения и повторения
умение решать задачу, оперируя внешними средствами (ручной инструмент, органы
управления) с заданной точностью и скоростью. Навыки: исполнительской
(репродуктивной) и инновационной деятельности; технической, художественной, по­-
литической, экономической, управленческой, образовательной и т.п. деятельности;
стереотипная (подсознательная и предсознательная) деятельности.

9. Ноосфера - по определению В.И. Вернадского это мыслительная оболочка
(сфера) Земли. К ноосфере могут быть отнесены знания, представления, суждения лю­-
дей во всех областях знаний, накопленные человечеством за всю историю своего раз­-
вития; своего рода планетный человеческий разум.

10. Планетная система - совокупность взаимодействующих элементов, к кото-­
рым относятся естественная природа (биосфера, атмосфера, литосфера, геосфера), об-­
щество, человек (как личность) и техносфера.

11. Потребность - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддер-
жания жизнедеятельности организма, социальной группы и общества в целом, их ду­-
ховного и интеллектуального развития; внутренний побудитель активности; фактор-
построения целей и стратегий деятельности.

12. Представление - наглядный образ предмета, явления (события), системы и ее
модели, возникающей на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в во­ображении; представления (единичные и общие) содержат обобщение (суммирование) обра­зов многих восприятий отдельных объектов.

13. Преобразовательная система - элемент техносферы; совокупность техноло­-
гических, организационных, экономических, управленческих и др. действий по преоб­-
разованию исходных материальных, энергетических, информационных, финансовых и
людских ресурсов в конечный результат (продукт) во времени и в пространстве.

14. Проблема - неудовлетворительное состояние системы, изменение которого
является непростым делом; удовлетворительное состояние системы, сохранение кото-­
рого требует постоянных и непростых усилий.

15. Проблемная ситуация - такая ситуация, когда неудовлетворительность су­-
ществующего положения осознана, но неясно, что следует сделать для его изменения.

16. Прогресс - развитие человека и общества в направлении к лучшему, высшему,
более совершенному состоянию, которое, по-видимому, происходит само собой.

17. Проект - образ (модель) предполагаемого или возможного объекта
(процесса, состояния, системы), представленный в словесной, знаковой, символиче­-
ской или материальной форме.

18. Проектирование - процесс создания проекта; процесс преобразования исход­
ной информации (теоретических и эмпирических знаний) в некоторое новое (иное) со­
стояние путем изменения ее состава и структуры; получение (создание, отыскание) но­-
вого знания в процессе инновационной деятельности.

19. Противоречие - положение, при котором одно высказывание (суждение,
мнение, предположение, гипотеза, желание, требование) исключает другое высказыва­-
ние.

20. Профессия - подготовленность индивида к трудовой деятельности в опреде­-ленной сфере, ограниченной вследствие разделения труда, требующая определенных
знаний и навыков; основной источник доходов и развития личности, происходящих в
процессе реализации этих знаний, умений и навыков на рынке труда.

21. Процесс - последовательная смена состояний стадий развития; совокупность
последовательных действий по изменению исходного состояния объекта
(материального, энергетического или информационного) в требуемый результат; по­-
следовательная смена операций.

22. Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материаль­-
ных и идеальных систем; новое качественное состояние системы, которое выступает
как изменение ее внутреннего состава, структуры и внешних связей.

23. Система - совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды
и взаимодействующая с ней как единое целое.

24. Система большая - система, для актуализации модели которой в целях
управления недостает материальных ресурсов (времени, емкости памяти, других мате­-
риальных средств моделирования); система, моделирование которой затруднено вслед­
ствие ее размерности.

25. Система сложная - система, в модели которой не хватает информации для
ее эффективного управления; система, модель которой, используемая для ее управле­-
ния, не адекватна заданной цели.

26. Системный анализ - 1) с практической стороны системный анализ есть сис-­
тема методов исследования или проектирования сложных систем, поиска, планирова­ния и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем; 2) с методо-
логической стороны системный анализ является прикладной диалектикой, так как реа­-
лизует идеи материалистической диалектики применительно к конкретным практиче­-
ским задачам, особенность которых состоит в необходимости выяснения причин их сложности и устранения этих причин; 3) с методической стороны системный анализ отличается междисципли­нарным и надцисциплинарным характером и вовлечением в работу как неформальных, эвристиче­ских, экспертных методов, а также при возможно­сти и необходимости - строгих формальных ма­тематических методов.

27. Системный подход - в настоящее время рассматривается либо как одна из
ранних форм системного анализа, либо как начальная фаза современного анализа; этап
первоначального, качественного анализа проблемы и постановки задач.

28. Сложность - свойство некоторого явления(объекта, процесса, системы), вы­-
ражающиеся в неожиданности, непредсказуемости, необъяснимости, случайности,
"антиинтуитивности" его поведения.

29. Социотехническая система - совокупность субъектов, объектов, способов и
средств преобразующей деятельности, определяющая и обеспечивающая достижение
целей и результатов этой деятельности на основе выявления, осознания и формирова-­
ния потребностей; общество и созданные им способы и средства для преобразования
естественной природы, а также для повышения надежности существования этого об-­
щества, улучшения его качества за счет реализации определенных стратегий развития;
среда жизнедеятельности человека и общества.

30. Способ - целенаправленное действие или система таких действий
(воздействий), применяемых для определения и/или изменения состояния объекта во
времени и/или в пространстве, в т.ч. с помощью каких-либо средств.

31. Средство - орудие (инструмент, прибор, машина, сооружение) для осуществ­-
ления какого-либо способа воздействия на объект в процессе его преобразования.

32. Суждение - общезначимая словесная форма обозначения объекта, оформлен­-
ная в том числе в различных знаковых и символических системах, благодаря которой
чувственному опыту придается абстрактная всеобщность; складывающаяся у людей
форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирую­
щую роль в совокупном процессе труда; особенность эмпирического мышления, осно­-
ванная на принципе формального, абстрактного тождества; структурно сложный абст­-
рактный объект, отражающий объективную связь между объектом и его свойствами.

33. Сценарий - воображаемая, но правдоподобная последовательность действий
и вытекающих из них событий, которые могут произойти в будущем с исследуемой-
системой; модель будущего после принятия решения, представленная до его принятия.

34. Техника - результат действия преобразовательной системы; средство осуще­-
ствления преобразования; средство удовлетворения потребности.

35. Технократическое мышление - мировоззрение, существенными чертами ко­-
торого являются примат цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техни-
ки над человеком и его ценностями.

36. Технологическая этика - совокупность нравственных ценностей и норм мо­-
рали в отношениях между людьми, между людьми и естественной природой, между
обществом и человеком (личностью), отражающая паритет "интересов" человека
(личности), общества и природы в процессе создания и применения техносистем.

37. Технологическое образование - совокупность знаний, умений, навыков, пред­-
ставлений и суждений о техносфере и ее элементах, связях с другими элементами пла­-
нетной системы, а также способности преобразовательной деятельности, присваивае­-
мые обучающимся; система, обеспечивающая передачу этих знаний и способностей
обучаемым.

38. Технология - из множества толкований термина можно выделить следующие:
мастерство, искусство, умение; наука о техносфере; преобразующая деятельность;
часть преобразовательной системы и ее части, связанные непосредственно с изменением состоя­ния объекта(объектов) преобразования; последовательность преобразования исходных ресурсов в конечный результат с помощью определенных способов и средств; предмет изучения.

39. Техносистема - элемент техносферы: способ и средство; технический объект
и преобразовательная система.

40. Техносфера - совокупность не свойственных естественной природе органиче­-
ских и неорганических элементов искусственного происхождения, созданных в про­-
цессе целенаправленной преобразующей деятельности людей; синоним понятий тех­-
нологический мир, искусственная природа, "вторая" природа, "рукотворный" мир; ис­-
точник новых потребностей.

41. Умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, осно­-
ванный на каком-либо правиле(знании) и соответствующим правильному использова­-
нию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достиг­-
шего уровня навыка.

42. Умозаключение - общезначимая форма обозначения предметов и их отноше­-
ний, благодаря которой косвенным путем, а не на основе наблюдений они могут быть
выделены; построение умозаключения соответствует логическим законам и правилам.

43. Цивилизация - внешний по отношению к человеку мир; совокупность техни­-
ко-механического как противоположное органически жизненному (О.Шпенгаер); кол­-
лектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины (все циви­-
лизованное человечество) и которые зависят от коллективной техники(отопление, ос­-
вещение, связь, транспорт, питьевая вода, продукты питания и др.) - коллектив, обще­-
ство производящих и потребляющих; то, что делает "комфорт", удобство, предостав­-
ляемое техникой; синоним материальной культуры.

44. Экспертные методы - методы системного анализа, в которых для выполне­-
ния тех или иных не формализуемых операций используются знания, опыт, интуиции,
изобретательность, интеллект экспертов, специалистов в нужной области.

45. Этика - учение о нравственности, морали в отношениях между людьми,
"пирамида" нравственных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: