Механизм обеспечения финансовой устойчивости ОВС в дореволюционной российской практике взаимного страхования

Финансовая устойчивость страховых операций обществ взаимного страхования обеспечивалась в основном двумя способами:

1) взаимным перестрахованием и/или перестрахованием в акционерных страховых обществах;

2) созданием запасного резерва общества.

Образование запасного резерва общества взаимного страхования осуществлялось в порядке, устанавливаемом общим собранием членов общества. Так, некоторые общества взаимного страхования от огня отчисляли в запасной резерв только те суммы, которые оставались свободными после осуществления выплат по произошедшим убыткам. Доходность на образованный капитал могла идти на производство скидок со страховых премий.

Взаимное перестрахование представляло собой механизм перераспределения рисков только между обществами взаимного страхования, объединенными в один союз на основе специального соглашения.

Если обратиться к истории взаимного страхования, то взаимному перестрахованию в дореволюционной России придавалось огромное значение.

Один крупный пожар мог поставить под вопрос существование самого общества. Особенно это было актуально для обществ, которые обладали небольшими средствами. Крупные взаимные общества больших городов, обладающие большими собственными средствами, проявляли к перестрахованию меньший интерес. Для них вероятность чрезвычайных убытков была весьма мала, поэтому зачастую само перестрахование воспринималось ими как ненужные финансовые расходы.

Все ОВС имели право, полностью сохраняя свою ответственность перед участниками, перестраховывать свои риски, как в русских, так и в иностранных страховых компаниях. Предпочтение отдавалось отечественным акционерным страховым компаниям, так как иностранные страховые компании из-за небольших сумм по операциям, к перестраховочному сотрудничеству интереса не проявляли. Поэтому перестраховочные договоры с иностранными партнерами носили единичный характер.

В 1875 г. ряд крупных акционерных страховых компаний заключили тарифное соглашение, заключающееся в применении единообразных тарифов при огневом страховании, а с 1890 года данный подход распространен и на транспортное страхование, т.е. на самые популярные объекты страхования того времени. Таким согласованным увеличением ставок премий российское акционерное страхование преодолевало возрастание убыточности от пожаров и минимизировало возможные убытки в будущем. В этом стремлении акционерные общества выступали единым фронтом, что привело к превышению в начале ХХ века над уровнем тарифов в европейских странах в 4-5 раз. Так, на рубеже веков средний размер премии по огневому страхованию городских взаимных страховых обществ составлял 0,23% застрахованной суммы, в то время как в акционерных компаниях он достигал 0,95%.

Результатом такого подхода к вопросам применения страховых тарифов стало то, что акционерные страховые компании стали отказываться вступать в перестраховочные соглашения с взаимными обществами. Из-за большой разницы в тарифных ставках, применяемых при расчете премий, прием в перестрахование рисков от обществ взаимного страхования становился экономически невыгодным для акционерных обществ.

Это не означает, что ОВС не беспокоила возможная убыточность от пожаров тем более что статистика демонстрировала высокую степень «горимости» в дореволюционной России, где преобладали преимущественно деревянные постройки. Разница в применяемых тарифах легко объяснялась особенностями взаимного страхования. Тарифный синдикат давал возможность акционерному страхованию сделать согласованное систематическое повышение премий главным средством получения больших дивидендов для акционеров страховых компаний. Во взаимном страховании, наоборот, если показатели прошедшего финансового периода демонстрировали положительный результат, а страховые выплаты были небольшими, в разы уменьшались страховой тариф и, соответственно, страховая премия.

Такой дисбаланс в тарифной политике делал абсолютно невыгодным для акционерных компаний прием рисков взаимных страховщиков в перестрахование. С точки зрения акционерных компаний, возлагаемая ответственность на них по рискам указанных в договорах перестрахования взаимных страховщиков была абсолютно неадекватна получаемой премии по перестрахованию. Поэтому ОВС не могли больше перестраховывать свои риски в акционерных компаниях.

Для взаимных обществ оставался один выход – образование перестраховочного союза в своей среде.

В 1883 г., по инициативе Вологодского общества, в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд представителей городских обществ взаимного страхования от огня, на котором поднят вопрос об организации перестрахования и объединения (для этой цели). На нем учреждено просуществовавшее до 1914 г. особое Бюро, осуществлявшее координацию совместной деятельности по взаимному перестрахованию. На втором съезде в 1889 г. окончательно решено образовать общий вспомогательный капитал и ввести взаимное перестрахование.

В 1890 г. в целях придания страховым операциям большей финансовой устойчивости учреждается Пензенский союз обществ взаимного страхования на случай чрезвычайных пожарных убытков. Данный союз объединил первоначально три общества – Пензенское, Иркутское и Тверское; заключен коллективный договор о взаимопомощи, в рамках которого общества взаимного страхования условились приходить друг другу на помощь при чрезвычайных пожарных убытках, превышавших годовой сбор премии и сумму запасного капитала.

Вначале перестрахование осуществлялось на невыгодных условиях. Высокий перестраховочный тариф и ответственность союза не в доле каждого убытка общества, а покрытие за счет перестраховочного фонда только чрезвычайных пожарных убытков, размер которых изменялся по каждому обществу, для более крупных из них являлся менее благоприятным, чем для более мелких, а также сравнительно короткий срок взаимных окончательных расчетов (трехлетний) привели к тому, что более крупные и состоятельные общества к означенному соглашению не примкнули. Вследствие чего общества взаимного страхования пришли к необходимости учреждения перестраховочных союзов на иных принципах. Так, в соответствии с законом 22 апреля 1906 года перестрахование рисков городских обществ взаимного страхования осуществлялось на следующих условиях:

· определенная доля рисков, в размере не ниже устанавливаемой союзом нормы, оставалась на удержании конкретного общества взаимного страхования;

· другая доля, в размере не ниже определенной нормы, передавалась союзу, т.е. перестраховывалась в нем;

· остающаяся часть рисков данного общества взаимного страхования могла быть перестрахована в других страховых учреждениях.

Средства перестраховочного союза формировались за счет перестраховочных премий; доходов от имущества союза, а также иных доходов, и подразделялись на:

· «годичные средства союзного обеспечения (не выше 50% всей доли ответственности)»;

· «годичные средства союзного обеспечения»;

· запасной капитал;

· резервный фонд.

«Годичные средства союзного обеспечения» составляли собственность союза и поступали в распоряжение правления союза. «Годичные средства местного обеспечения» составляли собственность общества взаимного страхования – члена перестраховочного общества. Участвующие в перестраховочном союзе общества взаимного страхования в течение первых четырех лет своего пребывания в союзе были обязаны вносить в союз всю годичную долю ответственности.

При наступлении страхового случая убытки общества взаимного страхования покрывались «годичными средствами местного обеспечения». При недостатке этих средств ОВС – член перестраховочного общества получало всю недостающую сумму из капиталов перестраховочного союза, а именно из «годичных средств союзного обеспечения»; в случае же недостатка этих средств убытки покрывались из запасного капитала перестраховочного союза, а при недостатке последнего – из его резервного фонда. В случае же недостаточности всех этих средств перестраховочному союзу выделялась на определенных условиях ссуда из средств казны.

В случае если убытки ОВС – члена перестраховочного союза не превышали средств местного обеспечения, то остатки этих средств, оставаясь в кассах обществ взаимного страхования – членов союза, зачислялись в резервный фонд перестраховочного союза и не могли быть расходуемы обществом до его выхода из перестраховочного союза. Резервный фонд для каждого ОВС должен был составлять норму полной трехгодичной доли его ответственности по союзу за последний год, после чего накопление резервного фонда по данному обществу прекращалось.

Деятельность данного страхового объединения в дальнейшем оказалась чрезвычайно успешной и взаимовыгодной, поэтому число его членов стало быстро увеличиваться.

В 1896 году пожары нанесли крупный ущерб обществам взаимного страхования в городах Вышнем Волочке Тверской губернии и Данилове Ярославской губернии. Особенно сложным оказалось положение дел Вышневолоцкого общества, которому заявлено убытков от пожаров на сумму около 1000000 руб., тогда как весь суммарный капитал обеспечения составил 6000 руб. В результате, общество не смогло ответить по принятым на себя обязательствам, а его члены, согласно утвержденному министерством внутренних дел уставу, должны были продолжать вносит дополнительные страховые взносы до покрытия образовавшегося дефицита. В случае нового пожара размер дополнительных взносов пропорционально увеличивался, пока убытки не будут урегулированы. В Даниловском городском обществе взаимного страхования, несмотря на значительный убыток (около 250000 руб., при 65000 руб. запасного капитала) положение оказалось значительно лучше благодаря участию этого общества в коллективном договоре «Пензенского союза»: общество смогло покрыть убыток и продолжить свою деятельность.

К 1909 г. в состав союза входило уже 83 из 130 городских обществ взаимного от огня страхования, и в том же году 16 декабря он был преобразован в Российский союз обществ взаимного от огня страхования, устав которого был надлежащим порядком утвержден на основаниях высочайше утвержденного мнения Государственного Совета «Об учреждении союза обществ взаимного страхования от огня». В отличие от Пензенского союза, действовавшего на договорных началах, Российский союз являлся юридическим лицом и имел свой устав.

Крупные взаимные общества больших городов не входили в союз, так как обладали большим запасным капиталом, и вероятность чрезвычайных убытков для них была весьма мала, а участие в Союзе означало бы для них ненужные потери.

В 1913 г. большинство обществ (129 из 171), считая и самостоятельные отделения, объединилось с этим союзом, в который, правда, не входили наиболее крупные общества: Санкт-Петербургское, Московское, Киевское, Одесское и Харьковское.

Таким образом, в дореволюционной России, из-за невозможности проводить операции по перестрахованию с акционерными обществами и в целях придания взаимным страховым операциям большей финансовой устойчивости, учреждались союзы ОВС на случай чрезвычайных убытков, образовывался общий чрезвычайный капитал и вводилось взаимное перестрахование.

16 декабря 1909 г. был образован Российский союз обществ взаимного от огня страхования, устав которого был надлежащим образом утвержден на основаниях Высочайше утвержденного мнения Государственного совета.

Организация союза обществ взаимного страхования преследовала цели придания финансовой устойчивости проводимым операциям противопожарного страхования за счет вторичного перераспределения риска между его участниками, то есть цели организации перестраховочной защиты своих членов. В случае чрезвычайных пожарных убытков, постигавших участников союза, все остальные его члены покрывали эти убытки из своих средств по установленным соглашением правилам и расчетам.

Интересен опыт перестрахования при осуществлении взаимного страхования земствами. В 1902 г. земства получили право заключать между собой договоры о взаимном перестраховании рисков. Основной принцип земского взаимного перестрахования сводился к тому, что каждый участник земского перестраховочного договора был обязан передавать в перестрахование одинаковую от всех рисков долю, не менее 25% и не более 75% риска. В дальнейшем, в 1914 году был опубликован разработанный проект о взаимном между земствами перестраховании от огня имуществ, видимо, в связи с военным временем. Позднее был создан Земский страховой союз, который в 1917 г. утвердил общие правила по страхованию и перестрахованию имуществ от огня.

Формирование механизма финансовой устойчивости в системе взаимного страхования происходило при участии страхового комитета, постановления которого по этого рода делам утверждались министром внутренних дел, по соглашению с министром финансов. Отдельными указаниями (циркуляр министра внутренних дел 25 января 1903 года за №2) было предписано: «городским обществам взаимного страхования разрешается вступать между собой в соглашение, как относительно взаимной передачи рисков в перестрахование, так и относительно взаимного оказания вспоможения в виде ссуд и безвозвратных пособий». Данная мера не только стала фактором повышения финансовой устойчивости страховых операций, но и «чрезвычайно способствовала быстрому возникновению новых обществ».

В Российской Федерации в настоящее время создана и функционирует Национальная ассоциация обществ взаимного страхования (НАОВС), призванная решать методологические и практические вопросы деятельности ОВС, а в будущем, возможно, и вопросы перестрахования среди взаимных обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: