Бюджетный контроль служит объективно необходимым методом реализации денежных интересов государства. Являясь реальным выражением контрольной функции финансов, он охватывает совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения бюджетных ресурсов.
В понимании менеджеров контроль — это управленческий процесс обеспечения достижения организацией (управляющим субъектом) своих целей. Он нужен для обнаружения и разрешения возможных проблем раньше, чем они приведут к крайне нежелательным ситуациям.
Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов:
неопределенностью будущего, отсутствием 100-процентной вероятности развития событий и процессов в желаемом направлении, особенно в финансовых отношениях;
наличием субъективного фактора — конкретной деятельности человека;
важностью предупреждения кризисных ситуаций;
целесообразностью поддержания успеха деятельности управляющего субъекта (развитие уверенности в правильности решений и т.д.).
|
|
В связи с этим и обеспечение бюджетного контроля являются задачами первостепенной важности для любого государства.
Основныефункции бюджетного контроля:
1) обеспечение своевременной и достоверной информации о движении денежных средств;
2) предупреждение кризисных ситуаций в бюджете;
3) стимулирование деятельности субъектов государственных финансов.
Бюджетный контроль — это контроль формирования и использования государственных бюджетных фондов. Его цель — последовательное проведение бюджетной политики государства.
Соответственно функциям бюджетный контроль выполняет сле-дующиезада^и:
1) проверка правильности и своевременности формирования поступлений всех звеньев бюджетной системы;
2) проверка правильности и своевременности расходов всех звеньев бюджетной системы;
3) проверка соблюдения финансово-бюджетной дисциплины;
4) предотвращение хищений государственных средств;
5) выявление и мобилизация резервов эффективного формирования и расходования бюджетных ресурсов;
6) проверка соблюдения правил учета и отчетности экономических субъектов.
Бюджетный контроль реализуется через функциональный механизм, важнейшими элементами которого являются:
субъекты контроля — государство (в лице соответствующих структур власти), граждане, организации, граждане и организации зарубежных государств, межгосударственные организации;
объекты контроля — денежные отношения, потоки и фонды денежных средств (наибольшее значение имеет государственный бюджет);
принципы контроля — определяются бюджетной политикой, отраженной в соответствующих законодательствах и нормативных актах;
|
|
методика контроля — охватывает совокупность методов, приемов, способов наблюдения, сопоставления, проверок функционирования финансовых ресурсов;
процесс контроля — непосредственно контрольная деятельность;
результаты контроля — оценка функционирования контролируемого объекта.
Характер, масштабы и значение бюджетного контроля определяются состоянием социально-экономической системы общества, уровнем развития товарно-денежных отношений. Его эффективность зависит от масштабности и комплексности.