Введение. Мадхва, один из основных учителей ведической философии, комментируя Веданта-сутру (2.16), цитирует Бхавишья Пурану

Мадхва, один из основных учителей ведической философии, комментируя Веданта-сутру (2.16), цитирует Бхавишья Пурану:

«Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда, Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), Панчаратра и первоначальная версия Рамаяны – все это считается ведической литературой... Доплонение вайшнавов – Пураны – также относится к ведической литературе». Мы можм дополнить этот список такими непосредственно примыкающими к нему произведениями, как Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками определяли ход развития ведической мысли.

Некоторые ученые говорят, что только первоначальные четыре ВедыРиг-веда, Атхарва-веда, Яджур-веда и Сама-веда – являются подлинной ведической литературой. Однако ни самы Веды, ни самые известные ведические учителя, включая Шанкару, Рамануджу и Мадхву, не разделяют этого мнения. Чхандогья Упанишад (7.1.4) упоминает Пураны и Итихасы, обычно считающиеся историческими произведениями, называя их пятой Ведой. Бхагавата Пурана (1.4.20) подтверждает это: «Исторические факты и подлинные истории, содержащиеся в Пуранах, называются пятой Ведой».

В любом случае, для того, чтобы называться ведическим, произведение должно утверждать ту же цель, что и тексты самих Вед. Ведические Писания (шастры) составляют гармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта). Следовательно, мы можем относить к подлинной ведической литературе любые работы, которые основываются на ведической сиддханте без искажения ее смысла, даже если такая работа не является изначальным Писанием. Фактически, ведическая традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требует время и обстоятельства. Однако чтобы претендовать на подлинность, эти дополнения к ведической литературе должны строго следовать учению Вед, Пуран и Веданта-сутры.

Ведическяа литература не мертва и не архаична. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддхантв. Поэтому буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из ведической литературы, нельзя рассматривать как ведические учения. Даже концепция индуизма, как мы увидим позднее, противоречит выводам ведической литературы.

Ведические Писания очень велики по объему. Только одна Риг-веда содержит 1017 гимнов. Махабхарата состоит из 110000 шлок, а восеннадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов. Возникают вопросы: «Зачем существуют эти Писания? Откуда они взялись? Кто их создавал?» Ответы на эти вопросы данная книга ищет в самих ведических шастрах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: