Обеспечение безопасности: проблемы качества и технического регулирования

Возрастающая важность обеспечения качества, безопасности и защищенности критически важных объектов инфраструктуры нашей страны была отмечена принятием ряда федеральных законов и решением совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного совета РФ 13 ноября 2003 г. Протокол № 4 этого заседания был утвержден Президентом РФ 4 декабря 2003 г. Принципиально важное значение в этом направлении имеют федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О техническом регулировании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также международные стандарты, связанные с обеспечением качества продукции.

К настоящему времени в России и за рубежом выполнен значительный объем научных исследований и прикладных разработок по комплексным проблемам качества и безопасности объектов инфраструктуры, населения и среды жизнедеятельности, а также по подготовке и переподготовке специалистов по этим проблемам. Результаты исследований и разработок отражены в Концепции национальной безопасности, в федеральных законах, указанных выше, а также в фундаментальных публикациях отечественных специалистов, в том числе многотомных энциклопедических изданиях.

Научные основы анализа безопасности и качества технических объектов с учетом риска возникновения аварий и катастроф природного и техногенного характера развивались в нашей стране с 1990 г. в рамках соответствующей государственной научно-технической программы «Безопасность», в федеральных целевых программах (ФЦП) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 г.» (МЧС России), «Национальная технологическая база» (Минобрнауки России). В последние годы проблемы безопасности и качества получили свое отражение в ряде других ФЦП, а также в научно-технических программах отраслей и регионов.

Такая многоуровневая постановка проблемы предполагает деятельность большой сети научно-производственных организаций и их объединений, а также высших технических учебных заведений и научно-исследовательских центров.

Объекты, для которых предусмотрены соответствующие требования к безопасности и качеству, условно можно разделить на три группы: объекты технического регулирования (ОТР), опасные производственные объекты (ОПО) и критически важные объекты (КВО). Все они потенциально опасны для людей и природно-техногенной сферы. Аварии и отказы в работе этих объектов способны приводить к разрушению дорогостоящих сооружений, загрязнению огромных территорий, гибели и увечьям большого числа людей. Для национальных экономик это оборачивается прямым и косвенным ущербом до 3—8% ВВП, а в ряде случаев — до 20—40%. Как показывает печальный опыт последних десятилетий, все промышленно развитые страны и мировое сообщество в целом не в состоянии противостоять усилению опасностей, угрожающих населению, объектам инфраструктуры и среде жизнедеятельности, несмотря на большие усилия по повышению качества проектирования, сооружения и эксплуатации опасных объектов.

Своевременное проведение новых фундаментальных поисковых и прикладных исследований, порученное указанным выше Протоколом № 4 Российской академии наук, Минобрнауки России, МЧС России, Ростехнадзору и Ростехрегулированию, а также совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки) соответствующих кадров, в том числе введение государственного заказа на подготовку стать важным условием и исходной базой для обеспечения безопасного функционирования этих объектов и стабильного социально-экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: