Опыт 8. Каталитическое диспропорционирование пероксида водорода

Пероксид водорода при нормальных условиях медленно разлагается (диспропорционирует) на свободный кислород и воду.

2H2O2 = O2 + 2H2O

Реакция замедляется при отсутствии освещения (в темноте) и ускоряется в присутствии диоксида марганца (MnO2).

Выполнение опыта. В пробирку внести 3 - 5 капель 10%-ного раствора пероксида водорода. Отметить, что в обычных условиях заметного разложения пероксида водорода не наблюдается. К раствору пероксида водорода добавить несколько крупинок диоксида марганца. Отметить выделение пузырьков газа. Поднести к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Какой газ выделяется?

Сделать вывод о влиянии катализатора на скорость реакции.

Опыт 9. Реакция внутримолекулярного окисления–восстановления

Перманганата калия.

Выполнение опыта. В пробирку поместить 1 – 2 микрошпателя перманганата калия и осторожно нагреть на небольшом пламени горелки. К отверстию пробирки поднести заранее приготовленную тлеющую лучинку. Какой газ выделится? После прекращения выделения газа дать пробирке остыть, и затем ее содержимое растворить в 6 – 8 каплях воды, перемешивая стеклянной палочкой. Отметить зеленую окраску полученного раствора манганата. Дать раствору постоять 3 – 5 минут. Отметить помутнение раствора, сопровождающееся образованием осадка бурого цвета (MnO2) и раствора розовой окраски.

Написать уравнения соответствующих реакций разложения перманганата калия на манганат калия и кислород, а также диспропорционирования манганата калия (K2MnO4) с образованием MnO2 и KMnO4. Добавлением раствора серной кислоты процесс разложения манганата калия можно ускорить. Почему?

Опыт 10. Реакция диспропорционирования иода в щелочной среде. Выполнение опыта. В пробирку поместить 1 – 2 кристаллика йода, 3 – 5 капель раствора едкого натра и нагреть. Отметить обесцвечивание раствора. Написать уравнение реакции, учитывая, что продуктом окисления йода в щелочной среде является иодат натрия NaIO3. К охлажденному раствору прибавить по каплям разбавленный раствор серной кислоты для создания слабокислой среды. Что происходит? Можно ли обратный процесс назвать диспропорциони­рованием?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: