Тема 2. Система и виды источников римского права

Студент должен помнить, что римское, частное право не было единой системой. Оно состояло из цивильного (гражданского), права народов и преторского права.

Важно понять, почему существовала такая система. Цивильное право регулировало имущественные отношения исключительно римских граждан. Это объясняется тем, что римская община была замкнутой организацией, в которую не так легко было проникнуть. Кроме того, в древнем праве существовал принцип национального действия права, т.е. отношения регулировались правом той народности, к которой принадлежали его субъекты. Цивильное право по своему характеру было консервативным. Римские источники свидетельствуют, что «претор и юристы относились с подчеркнутым уважением к постановлениям закона... Это уважение к старому праву, иногда переходящее в какое-то благоговение, является не случайным: оно имеет целью подчеркнуть незыблемость права, неизменность социального строя, недопустимость каких-либо новшеств, могущих оказаться вредными для верхушки класса рабовладельцев» (Римское частное право. М., 1948. С.11).

Но жизнь постоянно выдвигала требование привести в соответствие старые нормы права с новыми условиями. Это делалось в Риме путем издания преторского эдикта. Претор, вступая в должность, издавал эдикт, в котором устанавливал новые правовые нормы. Он не мог отменить или заменить закон формально, но в качестве лица, обладающего властью, мог лишить его силы. Претор же объявлял, какие новые правоотношения требуют его защиты, какие сделки имеют значение законных, допустимых и т.д.

Таким образом, рядом с цивильным правом сложилось преторское право, источником которого были преторские эдикты.

Постепенно Рим завоевал огромные территории, населенные многочисленными народами. Социальная жизнь их была основана на частной собственности и в значительной мере на товарообмене. Имущественные отношения в их среде регулировались другими правовыми системами. Иностранцы (греки, египтяне, сирийцы и др.) селились в самом Риме, вступая, естественно, в торговые и другие имущественные отношения с римскими гражданами. В своей собственной среде перегрины - иностранцы руководствовались своим собственным национальным правом, например, вступая в брак или вступая в наследство.

Римское государство санкционировало применение "права пародов", и оно вследствие этого сделалось частью римского права, оказав важное влияние на развитие всего частного права. Деое дошло до установления должности претора перегринов (в 242 г. до н.э.). Он занимался разрешением споров между чужестранцами, с одной стороны, и между чужестранцами и римлянами, с другой стороны.

В период римского классического права наметилась тенденция к сближению всех трех правовых систем: цивильного, преторского и перегринского права.

Студенты должны себе четко представлять источники римского права и значение каждого из них.

В Институциях римского юриста II века Гая названы следующие источники: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов и ответы юристов. Не указано обычное право, которое играло важную роль в правовой жизни римского общества.

Римский юрист Юлиан, живший в эпоху принципата (II в.н.э.), уделял большое внимание обычаю. По его мнению, обычай имеет такую же силу, что и закон: «Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Д. 1.3.32). Изучая законы как источники римского права, следует помнить, что они принимались центуриатным народным собранием и утверждались сенатом. Важно запомнить сущность закона. По определению римского юриста Капитона, «законы - это имеющие нормативный характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные сенатом».

Среди законов надо выделить Законы ХII таблиц, которые представляют собой кодификацию обычаев, осуществленную в V в. до н.э.

Желательно, чтобы студент познакомился с отрывком из сочинения римского юриста Помпония о происхождении Законов ХII таблиц, который помещен в Дигестах Юстиниана (Д. 1.2.2) (см. Дигесты Юстиниана, избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. М., 1984. С.25-26).

В период принципата народные собрания утратили свое значение, а вместе с ними и законодательство собраний. Сенат присвоил себе полномочия представлять народ. С I в. до середины III в. нашей эры акты сената, так называемые сенатусконсульты, становятся основной формой закона.

Императорская власть в Риме прошла две стадии развития: «власть первого гражданина» республики (принципат) и власть монарха (доминат). Это отразилось и на развитии источников права. Принцепс лишен законодательной власти, монарх периода домината обладает ею.

В эпоху принципата император издает конституции четырех видов: 1)эдикты - общие распоряжения, 2) декреты - решения по судебным делам, 3) рескрипты - ответы на поступившие к императорам вопросы, 4) мандаты - инструкции по административным и судебным вопросам.

Эдикты и мандаты действовали только во время правления того или другого императора и дальнейшая их судьба зависела от возобновления его преемником. Декреты и рескрипты представляли собой толкование закона. Император разъяснял в них законодательный акт, применяя его к частному случаю. Римская юриспруденция все эти формы правовой деятельности императора объединила под общим названием "Конституций". Уже во времена Гая они получили силу закона.

Эдикты магистратов (городского и перегринского преторов, курульных эдилов, правителя провинций) представляли собой чисто римский источник права. Вступая в должность, магистрат издавал эдикт, в котором объявлял правила своей деятельности и, особенно, в каких случаях будут даваться иски, а в каких нет. Сначала эдикты были средством судебной защиты и применения цивильного права, а потом стали восполнять пробелы в праве. Надо обратить внимание на кодификацию преторского права, произведенную при императоре Адриане (II в. до н.э.).

Исключительное место в истории римского права занимают консультации юристов. Император Август и его преемники предоставили некоторым, наиболее выдающимся юристам право давать судам официальные консультации от имени принцепса. Это привело к большому влиянию римских юристов в римском государстве и развитию римской юриспруденции.

7. Студенты должны знать, что история римского частного права начинается с создания Римского государства в VI в. до н.э. и завершается в VI в. н.э. в период правления императора Юстиниана. В течение длительного периода своего развития римское право, естественно подвергалось глубоким и решительным изменениям, и поэтому его историю разделять на этапы.

Можно выделить пять основных периодов в истории римского права: 1) архаический (753-367 гг. до н.э.); 2) предклассический (367-17 гг. до н.э.); 3) классический (17 г. до н.э. – 235 г. н.э.); 4) постклассический (235-527 гг. н.э.); 5) юстиниановский (527 – 565 гг. н.э.). Студенты должны знать основные характеристики всех периодов, особенности развития права в эти периоды и уяснить, что классический пеиод еще называют «золотым веком римской юриспруденции», поскольку именно в этот период право достигает своего размаха, а римские юристы разрабатывают основные институты римского частного права.

8. И, наконец, студент должен ознакомиться с кодификациями римского права, в особенности, с кодификацией Юстиниана.

Император Юстиниан, по происхождению славянин, (527-565 гг.) специальным указом назначил комиссию, которая в сравнительно короткий срок произвела кодификацию римского права, состоящую из четырех частей: 1) Дегестов или Пандектов, 2) Институций, 3) Кодекса, 4) Новелл. В XII веке кодификация Юстиниана получила название – Corpus iusis civilis - свод гражданского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: