Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формиро­вания артикуляции, обучения ребенка произношению звука


в изолированном звучании. На этапе постановки звука фор­мируется навык правильного произношения изолированно­го звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ зву­ка, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у умственно отсталых детей зани­мает больше времени и вызывает гораздо большие трудно­сти, чем у учеников массовой школы, особенно в случаях искажений звуков. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности (трудностями перестройки старых ус­ловно-рефлекторных связей), психологическими особенно­стями умственно отсталых детей, нарушением у них артику-ляторной моторики, а также недоразвитием слуховой диф­ференциации звуков.

Особенностью логопедической работы с умственно от­сталыми детьми на этапе постановки звука является макси­мальная активизация ощущений и восприятий разной мо­дальности зрительного образа артикуляции, слухового обра­за звука, кинестетических, тактильных, тактильно-вибра­ционных ощущений.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: 1) развитие восприятия речи, 2) формирование фонематического анализа, 3) развитие ар-тикуляторной моторики, 4) работа по непосредственной по­становке звука.

Развитие восприятия речи, как и на предварительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (кото­рые правильно произносятся). Например, при постановке звука с можно предложить для повторения такие слоги: трит, ртух, трен, кром, урт, тряпь, трар, прень, прит, треп, трюлъ, ктар, крим и др. в тех случаях, когда звуки р — р' произносятся детьми правильно.

У На этапе постановки звука развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. Например, при постановке звука ш можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук ш; отобрать картинки, в названии которых имеется звук ш (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.); опреде­лить место звука ш (начало, середина, конец) в словах:


шарф, кошка, карандаш. С учетом уровня овладения фоне­матической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук ш в сло­вах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука ш. (Подробнее см. раздел "Развитие фонематического анализа и синтеза".) При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонема­тический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетичес­кой основы артикуляторных движений). В первом классе на этом этапе продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных дви­жений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде так называемой артикуляторной гимнастики. Ар-тикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гим­настики является отработка каждого элемента артикулятор-ного уклада. Например, для звука ш— губы трубочкой, широкий язык, боковые края приподняты, средняя часть спинки языка опущена, кончик языка приподнят, язык имеет форму чашечки.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нор­мальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каж­дого звука рекомендуется определенная система артикуля­торных упражнений. Так, для постановки звука р нужны артикуляторные упражнения, направленные на поднятие кончика языка, его подвижность и вибрацию, что не требу­ется, например, при постановке звука с.

В отличие от массовой школы, во вспомогательной школе тщательно продумывается постепенное усложнение артику­ляторных упражнений. На этапе постановки звука отраба­тывается более сложный, чем на предьщущем этапе, комп­лекс артикуляторных упражнений, подготавливающих пра­вильное произношение звука.


Артикуляторная гимнастика обычно проводится по под­ражанию, перед зеркалом, на счет. Если движения не по­лучаются, то используется механическая помощь. В даль­нейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражне­ниям предъявляются те же требования, что и на предвари­тельном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выпол­няться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напря­жения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключае-мость движений.

После отработки изолированных элементов движения объ­единяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Основными способами постановки звука являются следующие:

1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри­
тельное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у
детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по
подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда,
когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постанов­
ка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.

2. Механический способ постановки с использованием
вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механи­
ческой помощью артикуляторным органам придается опре­
деленное положение. Например, при губно-зубном произ­
ношении звука с нижнюю губу с помощью пальцев отодви­
гают вниз. При произношении звука д нижней артикуляции
кончик языка отодвигают в глубь рта, вследствие чего полу­
чается звук г.

3. Постановка от других звуков, правильно произноси­
мых, без механической помощи. Например, звук с можно
поставить от звука и. Предлагается произнести звук и и подуть
на спинку языка так, чтобы ветерок "погулял" по язычку.

4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри­
мер, звук ш можно поставить от "чашечки". Ребенку пред­
лагают сделать "чашечку" вне ротовой полости, убрать ее
внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки, когда используются
различные способы.


У умственно отсталых школьников при постановке зву­ка, как правило, используются смешанные способы поста­новки; в большей степени, чем у нормальных детей, приме­няется механический способ постановки.

В процессе закрепления произношения изолированного звука постепенно осуществляется переход от полимодальных подкреплений нормальной артикуляции звука к опоре лишь на кинеститеческие и слуховые ощущения, а в дальнейшем— только на слуховой образ звука.

В первом классе вспомогательной школы, особенно в начале учебного года, проводится индивидуальная постановка звука, в дальнейшем при постановке звука используется как индивидуальная, так и фронтальная форма работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: