Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука
в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.
Этап постановки звука у умственно отсталых детей занимает больше времени и вызывает гораздо большие трудности, чем у учеников массовой школы, особенно в случаях искажений звуков. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности (трудностями перестройки старых условно-рефлекторных связей), психологическими особенностями умственно отсталых детей, нарушением у них артику-ляторной моторики, а также недоразвитием слуховой дифференциации звуков.
Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми на этапе постановки звука является максимальная активизация ощущений и восприятий разной модальности зрительного образа артикуляции, слухового образа звука, кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений.
|
|
На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: 1) развитие восприятия речи, 2) формирование фонематического анализа, 3) развитие ар-тикуляторной моторики, 4) работа по непосредственной постановке звука.
Развитие восприятия речи, как и на предварительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся). Например, при постановке звука с можно предложить для повторения такие слоги: трит, ртух, трен, кром, урт, тряпь, трар, прень, прит, треп, трюлъ, ктар, крим и др. в тех случаях, когда звуки р — р' произносятся детьми правильно.
У На этапе постановки звука развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. Например, при постановке звука ш можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук ш; отобрать картинки, в названии которых имеется звук ш (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.); определить место звука ш (начало, середина, конец) в словах:
шарф, кошка, карандаш. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук ш в словах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука ш. (Подробнее см. раздел "Развитие фонематического анализа и синтеза".) При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.
|
|
На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). В первом классе на этом этапе продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.
Развитие артикуляторной моторики проводится в виде так называемой артикуляторной гимнастики. Ар-тикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикулятор-ного уклада. Например, для звука ш— губы трубочкой, широкий язык, боковые края приподняты, средняя часть спинки языка опущена, кончик языка приподнят, язык имеет форму чашечки.
Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Так, для постановки звука р нужны артикуляторные упражнения, направленные на поднятие кончика языка, его подвижность и вибрацию, что не требуется, например, при постановке звука с.
В отличие от массовой школы, во вспомогательной школе тщательно продумывается постепенное усложнение артикуляторных упражнений. На этапе постановки звука отрабатывается более сложный, чем на предьщущем этапе, комплекс артикуляторных упражнений, подготавливающих правильное произношение звука.
Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом, на счет. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.
На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на предварительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключае-мость движений.
После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.
Основными способами постановки звука являются следующие:
1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри
тельное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у
детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по
подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда,
когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постанов
ка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.
2. Механический способ постановки с использованием
вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механи
ческой помощью артикуляторным органам придается опре
деленное положение. Например, при губно-зубном произ
ношении звука с нижнюю губу с помощью пальцев отодви
гают вниз. При произношении звука д нижней артикуляции
кончик языка отодвигают в глубь рта, вследствие чего полу
чается звук г.
3. Постановка от других звуков, правильно произноси
мых, без механической помощи. Например, звук с можно
поставить от звука и. Предлагается произнести звук и и подуть
на спинку языка так, чтобы ветерок "погулял" по язычку.
4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри
мер, звук ш можно поставить от "чашечки". Ребенку пред
лагают сделать "чашечку" вне ротовой полости, убрать ее
внутрь рта и подуть на язык.
|
|
5. Смешанный способ постановки, когда используются
различные способы.
У умственно отсталых школьников при постановке звука, как правило, используются смешанные способы постановки; в большей степени, чем у нормальных детей, применяется механический способ постановки.
В процессе закрепления произношения изолированного звука постепенно осуществляется переход от полимодальных подкреплений нормальной артикуляции звука к опоре лишь на кинеститеческие и слуховые ощущения, а в дальнейшем— только на слуховой образ звука.
В первом классе вспомогательной школы, особенно в начале учебного года, проводится индивидуальная постановка звука, в дальнейшем при постановке звука используется как индивидуальная, так и фронтальная форма работы.