Развитие слухового восприятия и внимания

Логопедическая работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделе­нию на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На пред­варительном этапе (в первом классе вспомогательной шко­лы) эта работа проводится в виде игровых упражнений.

Примерные игры и игровые упражнения

Кто хлопал?

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водя­щий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

Что звучит?

Логопед за ширмой воспроизводит звучание инструмен­тов (дудочки, барабана, колокольчика, балалайки и др.). Дети должны отгадать, каким инструментом производится звук.


Тахо — громко

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще более громкий— бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из при­чин недоразвития речевого общения. В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы раз­вивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.

Примерные игры и игровые упражнения

Найди картинку

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кош­ка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответ­ствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать кар­тинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуля­ции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Хлопки

Логопед сообщает детям, что он будет называть различ­ные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Кто летит

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетании с другими словами (птица летит, самолет ле­тит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака ле-





тит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медлен­но произносит фразы, делает паузы между ними. В даль­нейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: