Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые общности, именуемыми группами.

Группа – это два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы выполнить задачи и достичь общих целей. При этом каждый человек оказывает влияние на других, и сам находится под их влиянием. Рассмотрим более подробно основные виды групп. По принципу создания: Формальные группы создаются руководством организации для выполнения конкретных задач, достижения определенных целей. Существует три основных типа формальных групп: вертикальные, горизонтальные и специальные целевые группы. Вертикальная группа создается менеджером и его подчиненными с формальной цепью команд. Она включает 3, 4 уровня иерархии в функциональном подразделении Горизонтальная группа создается из служащих, находящихся на одном иерархическом уровне организации, но работающих в разных функциональных областях. Такая группа формируется из работников нескольких отделов. Существует два основных вида горизонтальных групп: рабочая, или целевая группа и комитет. Специальные целевые группы создаются за пределами формальной организационной структуры для разработки проекта особой важности, сложности, риска или предполагающего реализацию творческого потенциала исполнителей. Примером являются венчурные команды.

Основными причинами возникновения неформальных групп являются: неудовлетворенные социальные потребности в причастности, принадлежности; потребность во взаимопомощи; потребность во взаимозащите; тесное общение и симпатия; сходный образ мышления. Характеристики групп: осуществление социального контроля; сопротивление переменам; появление неформального лидера; распространение слухов.

По размеру группы: большие и малые группы. По сфере совместной деят-ти: управленческие гр.выполняющие фун-ии управления; производственные заним проиводственной деят.; научно-исследов гр создаются для осущ новых исседований, инноваций в области НИОКР. По уровню развития: высокоразвитые и слаборазвитые.

В своей работе менеджер должен учитывать формальные и неформальные отношения и стараться использовать их в интересах дела. При этом необходимо учитывать характеристики групп, которые влияют на эффективность их работы.

Характеристики группы. Размер группы. группа в 5 - 12 человек. Состав группы. Группа должна состоять из непохожих личностей, с разными знаниями, способностями, навыками, образом мышления, чтобы работать с большей эффективностью. Статус членов группы Чтобы принимать эффективные решения, группе, возможно, придется прилагать совместные усилия, чтобы исключить доминирующее влияние членов группы с более высоким статусом. Роли членов группы. роли, которые направлены на отбор и постановку групповых задач и их выполнение, а также социальные роли, кот способствуют активизации деят-и группы.

Групповые процессы это процессы, организующие деятельность группы. К ним относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией,этапы развития группы, сплоченность, нормы и конфликтность. Исследования показывают, что группа развивается не стихийно, а проходит через определенные стадии. Существует несколько моделей развития команд исследованный. Б. Такмен и Д. Дженсен выделили следующие этапы создания группы: Формирование; Стадия разногласий и противоречий; Достижение нормального состояния;Функционирование; Расформирование.

Выделяются преимущества команд:

Возрастание индивидуальных трудовых усилий связано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или, по крайней мере, не отстать от других людей.

Удовлетворенность членов группы. Именно работа в группе позволяет удовлетворить потребности в причастности, принадлежности, социальном взаимодействии.

Расширение рабочих навыков и знаний. Люди, обладающие большим опытом, навыками и секретами мастерства, передают их всем участникам группы, обучают необходимым операциям, работам по выполнению задач группы.

Возрастание организационной гибкости. В командах ее члены могут выполнять обязанности друг друга. В случае необходимости задание команды может быть изменено, а сотрудники перераспределены, что позволяет повысить гибкость производства и быстро реагировать на изменение потребностей покупателей.

Помимо преимуществ, команды обладают некоторыми недостатками:

Стремление к частным целям. Перераспределение власти. Проблема безбилетника. Возрастание затрат. Снижение мотивации квалифицированных работников.

Итак, эффективная группа – это такая группа, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера и образом мышления, чьи нормы соответствуют достижению целей организации и созданию высокого морального духа, где хорошо выполняются как целевые, так и социальные роли и где не доминирует высокий статус членов группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: