Нормальная артикуляция звука}
Звуку — это среднеязычный щелевой звук, сонант, его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию звука и: губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с последующей гласной положение губ зависит от этой гласной (]а,, ]о, ]у); кончик языка у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы; средняя часть языка приподнята к твердому нёбу, образуя щель более узкую, чем при звуке и; задняя часть спинки языка продвинута вперед, мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздушной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц.
Нарушения произношения звука у наблюдаются относительно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука ("олка", "ама"), либо в замене его звуком л' ("ляма", "лелка").
Коррекция нарушений произношения звука]
Звуку можно поставить по подражанию и с механической помощью, от других звуков.
|
|
Приемы постановки звука у:
1. От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с
шумом звук в. Толчок воздушной струи можно ощутить на
кисти руки (тактильный контроль).
Второй способ постановки / от звука и: предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например иа, аиа. При этом а произносится более протяжно, а последующий гласный (и) кратко. Получается еда. Для получения конечного ] в слоге предлагается произнести аи с резким ударением на звуке а, получается а].
Далее предлагаются слова, которые начинаются с сочетания ]а (яма, яблоко), затем произношение звука автоматизируется в словах, в которых звук ] слышится в конце и середине слова (май, край, майка, лейка).
Аналогичным образом проводится работа в слогах с другими гласными.
2. От звука з (с механической помощью). Предлагается
произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть языка
отодвигается в глубь ротовой полости. Сначала слышится
"зя", далее средний звук между «з'» и "жя", затем "я".
Автоматизация звука сначала проводится в словах с началь
ным восходящим дифтонгом (яма, ежик, Юля, ели), затем
в словах, имеющих данный звук в середине. Далее перехо
дят к нисходящему дифтонгу (трамвай, мой, улей).
Нарушения произношения заднеязычных согласных и их коррекция