1. Межзубная постановка звука л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л.
1. Постановка звука л от гласных а, у, ы. предлагается тянуть гласный звук айв это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется поднять узкий кончик языка за верхние зубы.
Автоматизация звука л осуществляется в начале в слогах, начинающихся с гласного, от которого ставился звук (ал, алла). Аналогичным образом подбираются слова, в которых звук л произносится после гласного, от которого начиналась постановка (палка, галка, если звук ставился от звука а).
В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбда-цизме рекомендуется произношение звука л с зазубным положением кончика языка.
При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо прежде всего затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), используя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использованием какого-либо из указанных способов постановки.
При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзубное произношение звука л.
При паралабдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков.
IV. Нарушения произношения звуков р — р' и их коррекция
Нормальная артикуляция звуков р — р'
Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
При произношении р' кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.
Нарушения произношения звуков р —р'
В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука/» (до 28). Основными видами искажений являются следующие.
1. Губно-губное, или "кучерское" произношение, при
котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру.
2. Одноударное произношение. В этом случае вибрация
кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь
один раз об альвеолы верхних резцов.
3. Боковое произношение. При этом виде произношения
различаются двусторонний и односторонний боковой рота
цизм. При одностороннем произношении кончик языка от
клоняется вправо или влево (правосторонний или левосто-
ронний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.
4. Картавое, или горловое, произношение. Выделяются
два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией
мягкого нёба, и увулярное, при котором вибрирует малень
кий язычок.
5. Носовое произношение, когда звук р с гнусавым, но
совым оттенком, так как воздушная струя проходит через
нос.
6. Глухое р, которое произносится без участия голоса (го
лосовые складки разомкнуты и не вибрируют).
Звук/; чаще всего заменяется следующими звуками: л, л', ], д, г, в. Нарушения произношения звука р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. В связи с этим при проведении артикуляторной гимнастики необходимо работать 1) над поднятием кончика языка вверх, 2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для развития подвижности кончика языка:
поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу;
поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на нижние зубы;
поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам;
"пересчитать" кончиком языка верхние, нижние зубы;
пощелкивание языком;
"присосать" язык к нёбу;
"присосать" язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть;
"болтушка": кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;
"пулеметик": частое произношение звуков т, д;
сдувать кусочки ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами;
вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;
"балалайка": в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка производятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая вибрация языка.
Рекомендуются следующие способы постановки звука р:
1. "Присосать" кончик языка к твердому нёбу, вдохнуть
через нос и с силой выдохнуть через рот.
2. От "балалайки": при механической вибрации кончика
языка включить голос.
3. От быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом
также используется механический способ постановки звука:
с помощью пальцев или соски в момент произнесения звука
производится вибрация кончика языка.
Постановка звука р является длительной. Поэтому автоматизация звука р проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах дрова, друг. Вначале звуку р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).