Приемы постановки звука л

1. Межзубная постановка звука л. Предлагается просу­нуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погу­деть. Получается звук, близкий к звуку л.

1. Постановка звука л от гласных а, у, ы. предлагается тянуть гласный звук айв это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем меж­зубное положение переводят в зазубное положение. В дру­гих случаях при произношении гласных рекомендуется под­нять узкий кончик языка за верхние зубы.

Автоматизация звука л осуществляется в нача­ле в слогах, начинающихся с гласного, от которого ставил­ся звук (ал, алла). Аналогичным образом подбираются сло­ва, в которых звук л произносится после гласного, от кото­рого начиналась постановка (палка, галка, если звук ста­вился от звука а).

В случаях искажения звука рекомендуются специаль­ные приемы коррекции. При межзубном ламбда-цизме рекомендуется произношение звука л с зазубным поло­жением кончика языка.

При губно-губном или губно-зубном произношении не­обходимо прежде всего затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), исполь­зуя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использо­ванием какого-либо из указанных способов постановки.


При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзуб­ное произношение звука л.

При паралабдацизме необходима работа по дифференци­ации смешиваемых звуков.

IV. Нарушения произношения звуков р — р' и их коррекция

Нормальная артикуляция звуков р — р'

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Корень языка и средняя часть языка неподвижны и напряжены. Кончик языка широкий, истонченный, приподнят и виб­рирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть припод­нята. Боковые края языка приподняты и упираются в верх­ние коренные зубы. Мягкое нёбо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении р' кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка при­поднята.

Нарушения произношения звуков р —р'

В логопедической практике отмечается большое количе­ство разнообразных искажений звука/» (до 28). Основными видами искажений являются следующие.

1. Губно-губное, или "кучерское" произношение, при
котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

2. Одноударное произношение. В этом случае вибрация
кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь
один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое произношение. При этом виде произношения
различаются двусторонний и односторонний боковой рота­
цизм. При одностороннем произношении кончик языка от­
клоняется вправо или влево (правосторонний или левосто-





ронний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ро­тацизме вибрируют боковые края языка.

4. Картавое, или горловое, произношение. Выделяются
два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией
мягкого нёба, и увулярное, при котором вибрирует малень­
кий язычок.

5. Носовое произношение, когда звук р с гнусавым, но­
совым оттенком, так как воздушная струя проходит через
нос.

6. Глухое р, которое произносится без участия голоса (го­
лосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

Звук/; чаще всего заменяется следующими звуками: л, л', ], д, г, в. Нарушения произношения звука р связаны с недо­статочной подвижностью кончика языка. В связи с этим при проведении артикуляторной гимнастики необходимо работать 1) над поднятием кончика языка вверх, 2) над раз­витием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомен­дуются такие специальные упражнения для раз­вития подвижности кончика языка:

поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на ниж­нюю губу;

поднять кончик языка на верхние зубы, опустить на ниж­ние зубы;

поднять кончик языка к верхним альвеолам, опустить к нижним альвеолам;

"пересчитать" кончиком языка верхние, нижние зубы;

пощелкивание языком;

"присосать" язык к нёбу;

"присосать" язык к нёбу и опустить нижнюю челюсть;

"болтушка": кончик языка быстро двигается между верх­ней и нижней губой;

"пулеметик": частое произношение звуков т, д;

сдувать кусочки ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами;

вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;

"балалайка": в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или па­лец, под кончиком языка производятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая виб­рация языка.


Рекомендуются следующие способы постановки звука р:

1. "Присосать" кончик языка к твердому нёбу, вдохнуть
через нос и с силой выдохнуть через рот.

2. От "балалайки": при механической вибрации кончика
языка включить голос.

3. От быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом
также используется механический способ постановки звука:
с помощью пальцев или соски в момент произнесения звука
производится вибрация кончика языка.

Постановка звука р является длительной. Поэтому авто­матизация звука р проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах дрова, друг. Вначале звуку р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: