Этап постановки звука. Примерный конспект занятия по постановке звука

Примерный конспект занятия по постановке звука

Тема. Постановка звука ж (1 класс).

Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы.


На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешива­
ется на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напомиинает жуж­
жание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж.
Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх­ние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвон­
чения звука ш.

- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скаяоь
те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладыва­ется к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибра­ционные ощущения.

Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.

5. Уточнение артикуляции звука ж.

Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произно­
шении звука ж1

- Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)

- В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?

- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

— Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.

- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)

— Что напоминает язычок?

- Чашечку.

Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.





6. Развитие фонематического анализа.

а) Игра "Подними флажок". Логопед называет слова: жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик.
Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук ж.

б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети долж­
ны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в на­
звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии
которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет снача­
ла все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.

в) Найди место звука ж в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (пер­
вый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. При­
мерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий,
сажать.

1. Закрепление связи между звуком и буквой ж.

Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.

— Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в назва­
нии которых есть звук ж.

Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед инди­видуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.

8. Подведение итогов занятия.

- Какой звук мы учились произносить?

—Звук ж.

—Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: