Примерный конспект занятия по постановке звука
Тема. Постановка звука ж (1 класс).
Цели. Развитие речевой моторики, фонематического восприятия и фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешива
ется на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напомиинает жуж
жание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж.
Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляторная гимнастика.
Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
|
|
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвон
чения звука ш.
- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скаяоь
те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
Можно использовать постановку ж от звука з. При произнесении звука з детям предлагается поднять кончик языка вверх за верхние зубы.
5. Уточнение артикуляции звука ж.
— Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произно
шении звука ж1
- Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
- В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
— Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов.
(Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют
форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
|
|
- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
— Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед в целом описывает артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра "Подними флажок". Логопед называет слова: жаба, парта,
лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик. Дети поднимают флажок,
если в слове есть звук ж.
б) Распредели картинки. На доске выставляются картинки: пожар,
лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак. Дети долж
ны распределить картинки на две группы: слева положить картинки, в на
звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии
которых звук ж в середине слова. Логопед при этом четко называет снача
ла все картинки, выделяя голосом звук ж в слове.
в) Найди место звука ж в словах. У детей цифры 1, 2, 3. Логопед
произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (пер
вый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. При
мерные слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий,
сажать.
1. Закрепление связи между звуком и буквой ж.
— Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
— Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в назва
нии которых есть звук ж.
Во время самостоятельного выполнения этого задания логопед индивидуально занимается с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.
8. Подведение итогов занятия.
- Какой звук мы учились произносить?
—Звук ж.
—Как произносится звук ж? Дети повторяют артикуляцию звука ж.