И места звука в слове)

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательнос­ти, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием зву­ков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.


В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма — наоборот, воспроизведение буквенной модели сло­ва по его.звуковой структуре. В связи с этим одной из важ­ных предпосылок успешного формирования процессов чте­ния и письма является не только умение вьщелять и разли­чать звуки в речи, но и производить более сложные опера­ции с ними: определять звуковой состав слова, последова­тельность звуков в слове, место каждого звука по отноше­нию к другим звукам. Написанное слово моделирует звуко­вую структуру слова, трансформируя временную последова­тельность звуков речи в последовательность букв в простран­стве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозмож­но без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировоч­ная основа будущего действия), освоение действия с пред­метами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное ста­новление внутреннего действия (переход на уровень интел­лектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальпе­рина, Д.Б. Эльконина и др., мы выделили следующие эта­пы формирования функции фонематического анализа.

И ервый этап— формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъяв­ляется картинка, слово-название которой необходимо про­анализировать, и графическая схема слова, количество кле­точек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель зву­кового строения слова. Действия ученика являются практи­ческим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом осно­вывается на ранее сформированных навыках вычленения пер­вого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).





Так, последовательность и место звуков в слове лук опре­деляется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней — схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове. Логопед задает сле­дующие вопросы: "Какой первый звук в слове лук?" (Звук л.) Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторя­ется детьми и логопедом. "Какой звук слышится в слове после л?" (Звуку.) Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после у в слове лук. Уче­ники определяют, что после звука у слышится звук к, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звуки).

Использование картинки на данном этапе облегчает за­дачу, так как она напоминает ученику, какое слово анали­зируется. Представленная графическая схема служит конт­ролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап— формирование действия фонемати­ческого анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического ана­лиза осуществляется в речевом плане, сначала с использо­ванием картинки, затем без предъявления ее. Дети называ­ют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточ­няют количество звуков.

Третий этап— формирование действия фонемати­ческого анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последова­тельность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются-Т?

В процессе формирования фонематического анализа не­обходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.(Предлагается следующая последо­вательность предъявления речевого материала:

односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;

двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука~, розы и т.д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого. слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;


двусложные слова со стечением согласных на стыке сло­гов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в начале сло­ва: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;

односложные слова со стечением согласных в конце сло­
ва: вблг^Гтигр,. полк и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале сло­ва: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.; - трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Параллельно с работой по формированию фонематичес­кого анализа слога и слова проводится коррекция наруше­ний чтения и-письма. Так, при побуквенном чтении основ­ное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения ученик ориентировался на гласную открытого слогана затем произносил звуки слога слитно. Например, при чтении слога ма до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей гласной в слове является звук а, и только затем произнести слитно звуки слога. Необходимость ори­ентировки на последующую гласную вызвана произноситель­ной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего глас­ного звука. Поэтому слитное произношение слога возмож­но лишь в том случае, когда определен последующий глас­ный звук. В этом случае артикуляция первого звука не бу­дет артикуляцией изолированного звука, что происходит при побуквенном чтении, а будет начальной стадией артикуля­ции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слога с ориентировкой на последующий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, что способствует устранению побуквенного чтения и искажений звукослоговой структуры слова при чтении и письме.

При исправлении ошибок чтения и письма необходимо опираться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик должен произвести анализ названного слога. Например, если вместо ут ученик читает ту, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук т. Тогда логопед задает вопрос: "Какая первая бук-


ва в данном слоге?" (Буква у.) Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук у. •>

В процессе коррекции нарушений чтения и письма ис­пользуется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа:

1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч...а, кры...а, с...ин...а, но...ни...ы.

3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на пер­вом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным коли­чеством звуков или записать их.

5.Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу

так^ чтобы получились разные слова. Например: па----- пар,

пары, парад, паруса; кокот, козы, кошка, корова.

6.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырь­мя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кош­ка, сахар, банка).

7.Выбрать предметные картинки, в названии которых оп­ределенное количество звуков.

8.По сюжетной картинке подобрать слова с определен­ным количеством звуков.

9.Подбрать слова на каждый звук, составляющий исход­ное слово. Слово записывается на доске:

к о ш к а -

кот он шар ком аист

каша окна шуба коза астра

конь осень шалаш крыша арбуз

камень ослик шиповник крышка автобус


10. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Логопед задает вопрос:
"Какое получится слово, если к данному слову добавить один
звук (в начале слова)?" Примерные слова: рот— крот, мех-
смех, челка—пчелка, Оля—Коля, Аня—Ваня, осы—косы,
луг—плуг, игры—тигры, дочка—удочка, еда—беда, пуш­
ка — опушка;

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок —
бокс, вол — волк, пар — парк, пол — полк, стол — столб,
лис — лист;

в)изменяя один звук слова (цепочка слов): сом—сок—сук-суп—сух—сох—сор—сыр—сын—сон; коса—роса—роза—Рома-рома—мама—Маша— Саша—каша; г) переставляя звуки:

пила — липа карп — парк кот —кто палка — лапка горарога дар — рад кукла — кулак рыбак — рыбка мода — дома волос—слово ручка —круча Мара—рама В работе по преобразованию слов можно использовать следующие четверостишия (по М.П. Лукашук): С ч над морем я летаю, С г в машинах я бываю. (Чайка — гайка.) С м меня ты надеваешь, С л собаку называешь. (Майка — лайка.) С к я в школе на стене, Горы, реки есть во мне, С л — от вас я не таю — В каждом классе в ряд стою. (Карта — парта.) С # смертельной я бываю, С м меха я пожираю, С р актеру я нужна, С с для повара важна. (Боль — моль — роль — соль.)

Я— дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду. (Сосна — насос.) Лежу я на земле, Прибита я к железу, Но буквы переставь — В кастрюлю я полезу. (Шпала — лапша.)


Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь м,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха — муха.) И по реке, и по пруду Плыву я в тихую погоду, Но вставь лишь и — и поведу Стальную птицу к небосводу. (Плот — пилот.)

11. Какие слова можно составить из букв слова: ствол
(стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка,
Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк,
Кира
и др.)?

12. От записанного на доске слова образовать цепочку
слов таким образом, чтобы каждое последующее слово на­
чиналось с последнего звука предыдущего: дом— мак— кот —
топор— рот...

13. Игра в кубик. На гранях кубика различное число то­
чек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее
из количества звуков в соответствии с количеством точек на
грани кубика.

14. Слово-загадка. На доске пишется первая буква сло­
ва, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгады­
вают записанное слово. Например: к.... (крыша).

15. Составление графической схемы предложения и слова:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: