Нарушения словоизменения и словообразования

Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительно-


го. В ответах на вопросы, требующие употребления суще­ствительного в этих падежах, ошибок не наблюдается. Мак­симальное количество ошибок встречается в употреблении творительного падежа и предложно-падежных конструкций единственного числа. Творительный падеж часто заменяет­ся другими падежными формами: именительным ("Мальчик копает лопата"), родительным ("под стула", "под дивана"), формой предложного падежа ("Лампа висит над диване"). Вместо предложного падежа иногда используется форма ви­нительного падежа ("Мальчик катается на санки").

Нарушения построения предложно-падежных конструк­ций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предло­гами наблюдается у умственно отсталых детей гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций с предло­гом. При исследовании понимания конструкций с предло­гами за, перед, около отмечаются значительные трудности, а также смешения предлогов на и над, под и в. В экспрес­сивной речи чаще всего наблюдается опускание предлогов в, из, отстутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, замена предлогов на и над, под и по, на и в ("на столе" вместо над столом, "по книжке" вместо под книж­кой). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

У умственно отсталых школьников младших классов от­мечаются нарушения в построении словосочетания из наре­чия много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного паде­жа, неправильное согласование существительного и прила­гательного, особенно в среднем роде, существительного и числительного.

При выполнении задания назвать один предмет и много предметов дети неправильно употребляют форму родитель­ного падежа множественного числа существительных. Час­то с наречием много употребляется именительный падеж множественного числа ("много девочки", "много курицы"), предложный падеж ("много цыплятах"). В некоторых слу­чаях смешиваются окончания родительного падежа множе­ственного числа различных склонений ("много рыбков" по аналогии с много домов). Умственно отсталые школьники младших классов часто допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного и существитель-



ного в роде, числе и падеже. Особенно трудным для них является согласование прилагательного и существительного в среднем роде ("красная платье", "голубая блюдце", "зе­леный яблоко"), что свидетельствует прежде всего о неусво­ении категории среднего рода. К характерным ошибкам при выполнении таких заданий относится также использование краткой формы прилагательного вместо полной формы ("красны цветок", "красна машина"). В косвенных паде­жах отмечаются замены именительным падежом прилагатель­ного ("на столике маленький").

Средний род глаголов прошедшего времени, как и сред­ний род существительных, в самостоятельной речи употреб­ляется очень редко.

Функция словообразования у умственно отсталых детей является еще менее сформированной, чем функция слово­изменения. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от фор­мы существительного (подушка из пуха — "пушоная", варе­нье из груш — "грушиное", лапа волка — "волкина").

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, исполь­зуемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).

Таким образом, у умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представле­ния о морфологическом составе слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: