Нарушения связной речи

Связная речь представляет собой наиболее сложную фор­му речевой деятельности. Она носит характер систематичес­кого последовательного развернутого изложения.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

В связи с тем, что связная речь является сложной фор­мой речи, ребенок овладевает ею постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической речи в ходе ситуатив­ного общения. Возникновение связной речи происходит еще в дошкольный период.





Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется оп­ределенными качественными особенностями (М.Ф. Гнезди-лов, В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина). Умственно отсталые школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к само­стоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы. В процессе актуализации связной речи умственно отсталые школьники младших клас­сов нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрос­лого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более легкой для ус­воения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Особенности связных высказываний у умственно отста­лых детей во многом определяются и характером заданий, формой связных высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ на заданную тему и т.д.).

Исследования Л.В. Занкова и М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картинок у ум­ственно отсталых детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Авторы объясняют это тем, что серия сю­жетных картинок определяет последовательность изображен­ных событий, наглядно показывает динамику событий. Пересказ умственно отсталым детям более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного созда- ния сюжета, подробного раскрытия заданной темы, опре­деления последовательности событий. При пересказе боль­шую роль играет запоминание содержания текста. Но и пе­ресказы умственно отсталых детей имеют ряд особенностей. Эти дети пропускают многие важные части рассказа, пере­дают его содержание упрощенно. В пересказах обнаружива­ется непонимание умственно отсталыми детьми причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе. Для пересказов умственно от­сталых детей характерны разнообразные добавления, что обусловлено случайными ассоциациями, неточностью пред­ставлений и знаний.

У умственно отсталых школьников нарушается как внут­ренний (смысловой) уровень, так и языковой уровень связ­ной речи.



Смысловой уровень (внутреннее программирование) связ­ной речи оказывается нарушенным в той или иной мере у всех умственно отсталых детей. Чем более сложным по сте­пени самостоятельности является задание, чем больше оно связано с необходимостью смыслового программирования высказывания, тем труднее оно выполняется. Так, состав­ление рассказа по серии сюжетных картинок осуществляется легче, чем по сюжетной картинке. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определенная программа связных высказываний, которая обусловлена последовательностью событий, изоб­раженных на картинках. При составлении же рассказа по сю­жетной картинке такие опорные последовательные звенья от­сутствуют.

Рассказы по сюжетной картинке трудны умственно от­сталым детям и характеризуются определенными особенно­стями. Активное развертывание сюжета в рассказах заменя­ется перечислением отдельных элементов ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Нарушается структура текста: наблюдаются разрывы, иног­да отсутствуют связующие элементы. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавания наводящих вопросов. Эти особенности также свидетельствуют о значительном нарушении внутреннего программирования связного текста.

Таким образом, нарушения связной речи у умственно отсталых детей обусловлены многими факторами: недоста­точным анализом ситуации, трудностью выделения из обра­за ситуации существенных и второстепенных компонентов (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между со­бой.

Наряду с нарушением познавательной деятельности, не­доразвитие связной речи обусловлено недостаточной сфор-мированностью диалогической речи, которая, как извест­но, предшествует монологической речи и подготавливает ее появление. Умственно отсталые дети часто не осознают не­обходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориен­тируются на собеседника.



Одной из причин нарушения формирования связной речи у умственно отсталых детей является слабость и быстрая ис-тощаемость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. В тех случаях, когда у детей появляется инте­рес к теме рассказа, связные высказывания становятся бо­лее развернутыми, увеличивается количество слов в предло­жении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: