Общение ¾ многофункциональный процесс, обслуживающий практически все сферы человеческой жизнедеятельности. К основным функциям общения можно отнести следующие: информационная, побудительная, координирующая, социализирующая, эмотивная, влияющая, гедонистическая.
1) информационная: прием и передача сведений, обмен мнениями, идеями, замыслами, решениями, намерениями;
2) побудительная: стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
3) координирующая: взаимное ориентирование и согласование действий партнеров при организации совместной деятельности;
4) социализирующая: передача и усвоение социальных опыта, норм, ценностей, правил поведения;
5) эмотивная: обмен эмоциями и чувствами, возбуждение у партнера нужных переживаний и изменение с его помощью своих собственных переживаний и состояний;
6) влияющая: изменение поведения и личностных образований партнера (психологических установок, намерений, мнений, интересов, потребностей, решений);
|
|
7) гедонистическая (от греч. hedone ¾ наслаждение): получение удовольствия от общения, удовлетворение потребности в общении.
В. Н. Панферов предлагает посмотреть на эту проблему несколько иначе, а именно с позиций функций человека как субъекта общения. Тогда выделяются шесть его функций.
1. Коммуникативная: осуществление взаимосвязи людей и их социальной интеграции в различные общности.
2. Информационная: передача сведений. В зависимости от цели и характера сообщения, заключенная в нем информация несет различную нагрузку: осведомительную, побудительную или эмоциональную.
3. Когнитивная: познание и понимание других людей.
4. Эмотивная: первичное переживание человеком своих отношений к другим людям и вторичное преобразовниае этих переживаний в устойчивые виды взаимоотношений (симпатия ¾ антипатия, дружба ¾ вражда, любовь ¾ ненависть и т. д.).
5. Конативная: регуляция поведения партнеров и координация их взаимодействий.
6. Креативная: изменение и воспитание личности через действие механизмов эмоционального заражения, подражания, внушения и убеждения (о них см. дальше).
Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным: передача информации или обмен ею; восприятие друг друга; взаимооценка партнеров.
Средства общения – это способы, с помощью которых оно реализуется. Они могут быть естественными и искусственными. Первые даны человеку от природы: жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Вторые – это средства общения, которые изобрели или придумали сами люди: многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации.
|
|
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Структура общения по Г.М. Андреевой представляется как: коммуникация, перцепция, интеракция. Соответственно, в структуре общения выделяются коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны, между которыми существует тесная взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.
Структура общения, по Лассуэллу, выглядит следующим образом:
……………….
Основные категории: формы общения, типы и виды общения, потребности общения, средства общения, функции общения.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды и средства общения вам известны?
2. Назовите основные типы, виды и функции общения.
3. Основные стороны общения и их взаимосвязь?
4. Какова структура общения по Г.М. Андреевой?
5. Какова структура общения по Лассуэллу?
Литература:
- Основная:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, - 326 с.
- Дополнительная:
1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1991.
2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
3. Куликов В.Н. Психология внушения. Иваново. 1978.
4. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.
6. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
8. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.