Вопрос 3. Конкуренция: понятие, классификация. Факторы, влияющие на конкуренцию

Конкуренция (от латинского concurrere – соперничать, бежать вместе) – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и др. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Факторы, влияющие на конкуренцию:

Ценовые – конкуренция основана на манипулировании (пр., снижении) ценами;

Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Также в условиях конкуренции могут применяться факторы недобросовестной конкуренции:

В зависимости от способов осуществления выделяют:

1. Совершенную конкуренцию – характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей.

2. Несовершенную конкуренцию – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на:

2.1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель.

2.2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей.

2.3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован.

Так же выделяют:

Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя;

Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм;

Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: