Вопрос 4. Совершенная конкуренция

Предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна существенно влиять на цену продукта. В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг).

Признаки совершенной конкуренции:

Большое число фирм, производящих однородную продукцию:

Однородность продукции разных предприятий;

Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя;

Равный доступ ко всем видам информации;

Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства);

Рациональное поведение всех участников (исключаются сговоры).

Недостатки совершенной конкуренции:

Не предусматривает производство общественных благ (национальная оборона, научно-технический прогресс);

Способствует унификации и стандартизации продукции;

Трудно обеспечить концентрацию ресурсов в наукоемких и капиталоемких отраслях.

Вопрос 5. Чистая монополия: сущность, виды, показатели

Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых (Э. Чемберлен, Д. Робинсон и др.) считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции.

В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Например, в Нижнем один аэропорт, одна железная дорога, один автозавод и т.д.

В ряде отраслей избежать монополий невозможно, так как монополии способствуют развитию НТП; крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и снижать себестоимость продукции. Поэтому, со стороны государства нет запрета на их деятельность. Государство даже может искусственно создавать барьеры для вступления фирмы в отдельную отрасль – например, выдаются лицензии и патенты.

Однако существуют и недостатки (рис.).

Поэтому со стороны государства разрабатывается антимонопольное законодательство и осуществляется антимонопольное регулирование.

Отдельно выделяют естественные монополии – когда наиболее оптимален вариант производства продукции одной фирмой. Например, водоснабжение – фирма «Водоканал».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: