К участникам образовательного процесса в сфере специального образования относятся:
ü обучающиеся и воспитанники с особенностями психофизического развития;
ü законные представители лиц с особенностями психофизического развития;
ü специалисты и иные работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования.
Организация специального образования осуществляется:
– в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования;
– на дому;
– в условиях организаций здравоохранения;
– в условиях учреждений социального обслуживания.
К учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:
– специальные учреждения образования;
– учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
К специальным учреждениям образования относятся:
Ø специальные дошкольные учреждения;
Ø специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты);
|
|
Ø вспомогательные школы (школы-интернаты);
Ø центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
Ø иные специальные учреждения образования.
В зависимости от физических и (или) психических нарушений специальные учреждения образования создаются для лиц:
– с интеллектуальной недостаточностью;
– с нарушениями речи;
– с нарушением слуха;
– с нарушениями зрения;
– с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
– с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
– с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Учреждения образования общего типа создают условия для интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития с учетом их физических и (или) психических нарушений. В них открываются:
ü специальные классы (группы);
ü классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
ü пункты коррекционно-педагогической помощи;
ü центры профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.
Специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. В специальные классы (группы) зачисляются лица, имеющие физические и (или) психические нарушения.
Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут создаваться в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений.
|
|
Пункты коррекционно-педагогической помощи могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования, для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
Центры профессиональной и социальной реабилитации могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и осуществляют функции по обеспечению профессионально-технического и среднего специального образования, профессиональной подготовки лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, а также по обеспечению условий для осуществления необходимой коррекционно-реабилитационной помощи лицам с особенностями психофизического развития, профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся и дальнейшей их интеграции в общество.
В учреждениях образования общего типа, создавших условия для пребывания и получения образования лицами с особенностями психофизического развития, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.
Порядок открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи, центров профессиональной и социальной реабилитации определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Организация образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, предусматривает создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе дистанционное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, дополнительную коррекционно-педагогическую помощь, направленную на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений.
Образовательный процесс осуществляется на основе соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
Учебные планы и программы специального образования разрабатываются на основе образовательных стандартов соответствующих уровней основного образования и образовательных стандартов специального образования.
К учебным планам и программам специального образования относятся:
ü программы ранней комплексной помощи;
ü программы коррекционных занятий;
ü специальные учебные планы и программы для лиц с особенностями психофизического развития;
ü индивидуальные учебные планы и программы для детей, для которых образование в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением элементарных трудовых навыков.
Обучение по специальным учебным планам и программам осуществляется в специальных учреждениях образования, специальных классах (группах), классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Специальные учебные планы разрабатываются на основе типовых учебных планов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования, с учетом характера физических и (или) психических нарушений соответствующей категории лиц с особенностями психофизического развития и включают коррекционный компонент. Коррекционный компонент специальных учебных планов предусматривает проведение коррекционных занятий, направленных на исправление и компенсацию физических и (или) психических нарушений.
|
|
Срок обучения лиц с особенностями психофизического развития зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4–5 лет, на уровне общего базового образования –10–11 лет, на уровне общего среднего образования – 12–13 лет, в специальных вечерних (сменных) школах – 14 лет.
Срок получения образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах (группах), классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, составляет 10 лет. Для лиц с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на первом отделении, могут создаваться классы углубленной социальной и профессиональной подготовки со сроком обучения 1–2 года.
Срок получения образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на втором отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах (группах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, составляет 9 лет.