Квалификационная характеристика специального психолога

Признаки психологической профессии

Понятие о профессии и профессиональной пригодности психолога

Лекция №1

План

1. Признаки психологической профессии.

2. Квалификационная характеристика специального психолога.

3. Основные слагаемые профпригодности применительно к специальному психологу.

4. Этика специального психолога, профессионально значимые личностные качества.

В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную,производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.

По подготовке специалистов существуют государственные стандарты, разрабатываемые Министерством образования и науки РФ. В настоящее время ФГОС по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль «Специальная психология».

Область профессиональной деятельности: коррекционно-психологическая работа в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Специальный психолог относится к группе профессий, функционирующих в системе «человек-человек». В центре внимания данной профессии – дети, подростки и взрослые с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, имеющие особые потребности в специальных условиях обучения, воспитания и психологического сопровождения. Особенность деятельности специального психолога состоит в организации и осуществлении диагностико-аналитической, консультативной, коррекционно-развивающей, психопрофилактической работы.

Должностные обязанности.

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

общую психологию;

педагогическую психологию;

общую педагогику;

психологию личности;

дифференциальную психологию:

детскую и возрастную психологию (психологию развития);

социальную психологию;

медицинскую психологию;

детскую нейропсихологию;

патопсихологию;

психосоматику;

основы дефектологии;

основы психотерапии;

основы сексологии;

основы психогигиены;

основы профориентации, профессиоведения и психологии труда;

психодиагностику,

психологическое консультирование;

психопрофилактику;

методы активного обучения;

методы социально-психологического тренинга общения;

современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила по охране труда и пожарной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: