Зависимость и надежда на чудо

Остатки феномена детского всемогущества сохраняются в свойственной каждому человеку надежде на чудо. Отечественный психолог Александр Сосланд пишет:

«Чудо может быть рассмотрено как некое радикальное событие, противоречащее неким законам природы, при минимальном количестве энергии, на это событие затраченном. Чем более «энергоемкое» явление и чем меньше при этом усилие, затраченное на это явление, тем чудо, скажем так, значительнее. Взмах волшебной палочки, сдвигающий горы, трение старой лампы, вызывающее джинна, исполняющего любые желания, — вот примеры несоответствия усилия и последствия…».

Наркоман или алкоголик используют вещества, вызывающие опьянение, в качестве «волшебной палочки», позволяющей им ощутить удовлетворение своих желаний независимо от ситуации, сложившейся во внешнем мире.

Сравните эту цитату с высказыванием писателя Абрама Терца (Андрея Синявского) о русском пьянстве:

«Пьянство — это наша «идея фикс». Русские люди пьют не от нужды или горя, а в силу векового стремления к чудесному и необычному. Пьют, если угодно, мистически, стремясь вырвать душу из пределов земного тяготения и вернуть ей священное бестелесное состояние. Водка — это белая магия русского мужика: он решительно предпочитает ее черной магии — женщине».

Действительно, для очень многих людей, которые добровольно выбрали зависимое поведение, водка и героин служат подменой близости с противоположным полом. И те же водка и наркотики могут вполне успешно подменять ту сложнейшую духовную работу, которую мы называем религиозной верой.

Феномен детского всемогущества стал основой самой древней религиозной веры на земле. Веру в приметы, магию, колдовские зелья, заговоры, целительство вообще и целительную силу реликвии в частности, мы снисходительно называем суеверием. Но в той или иной степени, подобная вера свойственна каждому из нас.

Потребительская культура использует психический механизм детского всемогущества как основу рекламы: «Купи пиво – и ты будешь счастлив»; «Купи автомобиль – и ты приобретешь силу, значимость и счастье». В нашей культуре покупка заменяет любые усилия души.

Наше стремление к чудесному преображению своей жизни создало фармацевтическую индустрию, обороты которой сравнимы, разве что, с оборотами нефтедобывающих компаний. Эффектом плацебо руководит наша вера в чудо.

В области психиатрии и наркологии почти вся академическая наука сегодня финансируется фармацевтическими компаниями. Лозунг психофармакологии можно сформулировать так: душевная деятельность человека определяется исключительно химическими реакциями – следовательно, для изменения наших психических реакций нужны не усилия души, а правильно подобранные психоактивные фармакологические препараты. Для доказательства этой мысли создан мощный научный аппарат.

Однако весь этот научный аппарат эксплуатирует инфантильное желание всемогущества: стремление к экономии времени и усилий: «Купи таблетку – и у тебя снизится уровень тревоги (ты будешь счастлив)».

В сущности, современная психиатрия разделяет тот же «катехизис химической веры», что и наркоманы. Разница лишь в том одобрены или не одобрены те или иных веществ законом. Отнюдь неслучайно те же наркоманы в больницах удивляются: «Чем отличаются вещества, которые предлагают врачи, от тех, которые мы употребляем сами? Ведь от своих веществ мы чувствуем себя гораздо лучше».

В сущности, человек, произносящий подобную фразу, прав. Для доказательства этой мысли достаточно вспомнить, что очень многие вещества, ныне отнесенные к наркотическим, ранее использовались в качестве лекарственных веществ, многие из них были изначально синтезированы фармацевтической промышленностью как лекарства.

Не только больной хочет простым, или магическим, способом избавиться от своих страданий – вновь обрести власть над собственным телом или «овладеть собой». Врач тоже стремится получить в свои руки простой способ лечения больного – ведь это залог его власти над больным человеком, его влияние и размера его гонорара.

Неслучайно феномен детского всемогущества описан Ференци, как первичное проявление воли к власти. Ференци первым из психоаналитиков пишет о воли к власти, как о психической энергии, в большей степени движущей развитием сознания ребенка, чем стремление к чувственному удовлетворению (либидо).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: