С.А Логвинов, Е.Г. Павлова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
МОСКВА 2011
УДК 338.26 (075.8) ББК 68.23Я73 Л69
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Финуниверситет)
С.А Логвинов, Е.Г. Павлова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия
для студентов, обучающихся на бакалавров по направлению «Экономика»
МОСКВА 2011
Рецензенты: д.э.н., проф. З.А. Зельднер (ИЭ РАН), к.э.н. проф. В.Е. Корольков (Финансовый университетя)
Логвинов С.A., Павлова Е.Г.Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2011. 219 с.
В пособии содержатся методические указания по использованию плановой и социально-экономической информации, характеризуется сущность и роль макроэкономического планирования и прогнозирования в регулировании рыночной экономики. В издании излагаются узловые проблемы прогнозирования социального развития общества, процессов взаимодействия общества и природы, научно-технического прогресса, эффективности общественного производства, темпов пропорций и структуры национальной экономики, а также возможности использования системы национальных счетов в стратегическом планировании динамики и структуры народного хозяйства. К каждой теме даются практические задания логического и расчетного характера.
Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов и аспирантов, закрепления ими теоретических знаний, полученных на лекциях, в процессе изучения соответствующих учебных материалов, а также приобретения практических навыков при решении задач по макроэкономическим проблемам планирования и прогнозирования.
ISBN 5-7942-0287-4
© Логвинов С.А.
© Павлова Е.Г.
© Финансовый университет, 2011
Оглавление
Введение. 4
Методические указания. 4
по работе с плановой и социально-экономической информацией. 4
Глава 1 Макроэкономичекое планирование и прогнозированиев системе регулирования социальногорыночного хозяйства. 4
1.1. Социальное рыночное хозяйство и проблемы его регулирования в российской федерации 4
1.2. Макроэкономическое планирование и прогнозировнаие как элемент. 4
системы государственного регулирования. 4
экономических и социальных процессов. 4
1.3. Макропланирование и прогнозирование как наука. 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
Глава 2 Методология и организациямакропланирования и прогнозированияв Российской Федерации. 4
2.1. Система методологии макропланирования и прогнозирования. 4
2.3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПЛАНИРОВАНИИ.. 4
2.4. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.. 4
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
ГЛАВА 3 ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА 4
3.1. ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ... 4
3.2. ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЯПОНИИ.. 4
3.3. ОПЫТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В США.. 4
3. 4. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ЕС) 4
Глава 4 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.. 4
4.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ.. 4
4.2. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА.. 4
4.3. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЗАНЯТОСТИ.. 4
4.4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
Глава 5 Макропланирование взаимодействия общества и природы.. 4
5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
5.2. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ПРИРОДНОЙ.. 4
СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4
5.3. Макропланирование природопользования. 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
Глава 6 Макропланирование научно-технического прогресса. 4
6.1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие общества. 4
6.2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 4
6.3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
Глава 7 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 4
7.1. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - 4
ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.. 4
РАЗВИТИЯ СТРАНЫ... 4
7.2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ 4
7.3. ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
Глава 8 ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ПРОПОРЦИЙ И ТЕМПОВ РОСТА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.. 4
8.1. Структура народного хозяйства. Взаимосвязь пропорций и темпов роста. 4
8.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.. 4
8.3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОПОРЦИЙ.. 4
8.4. БАЛАНСЫ В СИСТЕМЕ МАКРОПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.. 4
Вопросы для самопроверки. 4
Практические задания. 4
Глава 9 Национальные счета и баланс народного хозяйства в системе макроэкономического планирования и прогнозирования. 4
9.1. Баланс народного хозяйства и его характеристика. 4
9.2. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА НА КОНЦЕПЦИЮ СНС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 4
9.3. ПРИНЦИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ СНС.. 4
9.4. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНС И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА 4
9.5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ СНС.. 4
9.6. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СНС И БНХ.. 4
Практические задания. 4
Рекомендуемая литература. 4
Введение
Человек - существо разумное. Из окружающего животного мира он выделяется тем, что в своей повседневной деятельности всегда ставит перед собой вполне определенные цели на будущее и продумывает систему мер по их достижению. Это характерно как для личных, так и общественных аспектов его жизни.
Мыслительная и социальная деятельность людей, состоящая в принятии решений относительно будущего и обеспечивающая целенаправленную систематическую подготовку к нему получила название "планирование". Планированием занимаются отдельные индивиды, организации людей, государство.
Планирование - это наука и определенная форма практической деятельности людей.
Планирование как наука - разновидность общественного разделения труда, состоящая в производстве новых знаний, касающихся предвидения того, что может произойти в определенный момент будущего, каких рубежей желательно достичь, какие и когда для этого нужно принять меры, сколько и каких ресурсов для этого потребуется.
Планирование как форма общественной практики представляет собой конкретную деятельность по разработке прогнозов, проектов программ и планов, обоснованию оптимальности их заданий, обеспечению возможности осуществления и проверки степени выполнения.
Планирование является современной моделью плановой работы различных субъектов деятельности в условиях рынка по подготовке управленческих решений, обеспечивающих их выживание в долгосрочной перспективе.
Предмет науки "Макропланирование и прогнозирование" («Планилогия») включает в себя исследование механизмов действия, возможности и путей использования в практической деятельности людей объективных законов развития общества.
Являясь важным инструментом повышения научной обоснованности и эффективности принимаемых решений всеми субъектами управления в рыночном хозяйстве, наука о планировании постоянно развивается и совершенствуется. Особенно большие задачи встают перед нею в настоящее время, когда в Российской Федерации осуществляется переход к инновационному развитию на основе комплексной модернизации всех сфер жизнедеятельности.
Изучение теории и практики планирования занимает особое место в подготовке экономистов, вооружении их пониманием того, что успех любой деятельности на всех уровнях управления неотделим от правильной организации плановой работы.
Овладение основами науки планирования формирует знание логики, принципов, методологических подходов к разработке прогнозов, программ, проектов планов, методов обоснования их оптимальности, обеспечения возможности выполнения и контроля за достигнутыми результатами на любом уровне - от местных органов власти, субъектов федерации, отраслей и межотраслевых комплексов до народного хозяйства страны в целом.
Для успешного изучения дисциплины требуется развитие и закрепление практических навыков обработки плановых и управленческих данных, отображения полученных результатов в табличной и (или) графической форме и анализа получаемых результатов. Эти задачи решаются студентами под руководством преподавателя на практических и семинарских занятиях, а также во в неаудиторное время в процессе освоения указанного курса.
Учебное пособие разработано в соответствии с программой дисциплины, утвержденной ректором Финуниверситета при Правительстве РФ. В нем отражены существующее законодательство Российской Федерации в области прогнозирования, программирования и проектирования, современный отечественный и зарубежный опыт.
При составлении задач использованы материалы российских статистических сборников, а также публикации периодической печати и сети Интернет. Вместе с тем все приводимые в них данные имеют иллюстративный характер.
В пособии содержатся два типа задач:
а) задачи, для решения которых необходим только логический анализ;
б) задачи, решение которых требует определенного объема вычислительных работ.
Перед их решением необходимо ознакомиться с методическими указаниями, содержащимися в каждой главе практикума, а также повторить теоретический материал соответствующих разделов лекций и учебных пособий.