РАЗДЕЛ IV КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и содержание
Психологического консультирования как одного из направлений деятельности психолога образования
Психологическое консультирование как краткосрочное психотерапевтически ориентированное информирование клиентов
Прежде чем обратиться непосредственно к особенностям консультативной деятельности психолога коррекционнс школы, необходимо решить, что вообще представляет из себя психологическое консультирование, тем более в системе cm циального образования.
Для непосредственной организации деятельности педагог* психолога важно определить содержание и особенности nci хологического консультирования, его место и объем в структуре деятельности психолога в системе специального обр зования. От того, к какому направлению будет отнесен э1 вид деятельности, зависит очень многое, в том числе и о четные показатели, особенности и направления повышен квалификации, а также те технологии, которые лягут в нову этого направления деятельности специального пс* лога.
Мы считаем принципиально важным для реальной пр тики деятельности психолога в рамках специального обра* вания определить понятие «психологическое консультир0 ние» и содержание этой деятельности следующим образо
■м рассматривать консультирование как исключительно коммуникативный процесс, в рамках которого клиент получает необходимую психологическую информацию, что позволяет создать условия для адекватной социально-психологической адаптации его самого и с его помощью — других членов семьи, в том числе и детей;
2) одним из основных параметров, отграничивающих консультиро
вание от других видов психологической помощи, следует счи
тать кратковременность его проведения — четко обозначенное
количество встреч психолога с клиентом1;
3) исходя из основной цели психологического консультирования как
создания условий, в которых окажется возможным достижение
клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, вы
работки новой экзистенциальной позиции, способности осознать
неконструктивные способы поведения и выработать новые пси
хосоциальные умения, следует рассматривать консультативную
деятельность как интимно-личностный процесс, ориентирован
ный исключительно на отдельного индивида (семью);
4) отсюда вытекает необходимость использования в процессе кон
сультирования психотерапевтических средств (методов и при
емов).
Адекватность такого подхода определяется и имеющимися нормативными документами Министерства образования. В частности, в Положении о службе практической психологии в образовании, типовом Положении об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психологическое консультирование признается отдельным, оригинальным направлением деятельности практического психолога [75]. Подобную точку зрения разделяют многие ведущие психологи-консультанты, занимающиеся как непосредственно консультационной деятельностью, так и немедицинской психотерапией.
Использование в психологическом консультировании психотерапевтических приемов и техник позволяет говорить о Нем как о конфиденциально-личностной деятельности, ори-
большинство психологов-консультантов и психотерапевтов, придержива-
^ Щихся предлагаемой позиции, считают, что число встреч в рамках консуль-
Рования, определяемого подобным образом, не должно превышать в сред-
ст встреч при консультировании родителей детей 2-10-летнего возра-
ho и '~# сеансов при консультировании подростков и их родителей. Иначе ко УЛьтирование естественным образом превращается в психологическую Рой?КЦ'Ик:> (или психотерапию) и должно обладать соответствующей структу-оЙРо'пР°гРаммой, соответствующими показаниями и противопоказаниями,
°Рг ^аммои> соответств
анизацией сессий и т.п.).
ентированной на конкретного индивида (или семью как сц темную единицу). Именно это разделяет, на наш взгляд, Пси хологическое консультирование и просветительскую пс» хопрофилактическую деятельность, которая может пр0 ходить в виде семинаров или групповых обсуждений1 Действительно, сложно требовать в ситуациях работы с груц пой клиентов (или же несколькими семьями) какого-либо глубокого индивидуального подхода к переоценке собственных позиций, проработке личностных жизненных стратегий или изменению экзистенциальной позиции.
Таким образом, перевод психологического консультирования в плоскость информационного индивидуально и психотерапевтически ориентированного процесса, обладающего определенными временными параметрами (краткосрочностью), дает возможность более четко и однозначно определить его организационную структуру, объем в структуре деятельности психолога, возможность более адекватной оценки его эффективности.
1.2. Особенности психологического консультирования в специальном образовании
Подобный подход к консультативной деятельности психолога кажется нам еще более адекватным в ситуации специального образования. Учитывая контингент детей и подростков, обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях компенсирующе го вида, коррекционных классах, особенности их психоэмоционального состояния, а также состояния их родителей, следует отметить, что общепринятые определения и содержани психологического консультирования как решение ситуати! ных проблем на уровне сознания клинически здоровых инДИ видов [93] в данном случае оказываются неприемлемым. Де# ствительно, особенности детей и подростков этих категория
1 С этой точки зрения вызывает сомнение возможность проведения пей логического консультирования в групповой форме. Такая форма консультй] вания в одном случае (при массивном использовании психотерапевтичес) приемов и методов) приобретает характер краткосрочной групповой психо* рапии, а в другом случае (при очевидном отсутствии интимности и конфиД^ циальности в групповом обсуждении проблем) становится исключительно i светительской деятельностью в виде определенным образом построенЯ семинара, группового обсуждения и т.п.
тояние их родителей, семьи в целом вряд ли можно оце-С°оять как психическое здоровье (в наиболее широком смыс-этого понятия)1.
Особенности консультативной деятельности психолога в едиальном образовании также связаны с тем, что большое личество педагогов в таких учреждениях не являются спе-йалистами в области дефектологии. По данным Министер-ва образования лишь 20-25% педагогов, работающих в истеме специального образования, имеют соответствующее дефектологическое образование. Большую часть педагогического коллектива в настоящее время составляют специалисты, не имеющие достаточного опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а во многих случаях и соответствующей дефектологической подготовки. Это, безусловно, вызывает огромную потребность в дополнительных знаниях о таком сложном контингенте детей, тем более, соответствующих психологических знаниях. Это определяет специфику запроса педагогов к психологу относительно детей, их особенностей и т.п. Несомненно, огромное значение в таких условиях приобретает просветительская деятельность психолога. Тем не менее, помимо общепсихологических вопросов и знаний, которые можно получить на семинарах, лекциях, методических совещаниях и т.п., у каждого педагога, других членов школьного коллектива возникает большое количество вопросов, касающихся индивидуально-ориентированных знаний. Уже всеми признан тот факт, что педагогическая деятельность в условиях малой наполняемости групп специализированных ДОУ, классов коррекционной школы теряет свою фронтальность, ориентированность на среднего и, в определенной степени, становится индивидуально ориентированной. Это вызывает не просто потребность в повышении квалификации в области коррекционной педагогики, но и пристальный интерес педагога к специфическим особеннос-ям отдельно взятого ребенка, а следовательно, — огромную потребность в консультациях психолога.
реб Ногими специалистами в области семейной терапии наличие в семье Диа КЭ ° отклонениями в развитии, с серьезными проблемами в обучении, оНа ТиРУющими семью в целом, рассматривается как фактор дисфункци-и Со ОГо брака. Это дает основание говорить о ♦здоровых» и «больных» семьях Т°М ч ВетствУк>щих специфических подходах к работе с такими семьями, в СЛе и в режиме психологического консультирования.
В отношении консультативной работы психолога с пол телями следует отметить, что она строится на особой модел поведения родителей и их взаимодействия со специалистам! (подробнее см. также 67; 104; 126; 135).
Основной особенностью такой работы является то, что в боль шинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформи рованным запросом на помощь, а с крайне негативным отно шением и к процедуре взаимодействия со специалистом, ] отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).
Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такое поведение объясняется социоэкономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей -выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители — безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах — занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурный уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалист; ми, определяет специфику процесса психологического консультирования1.
Работа психолога в такой ситуации требует от него сп циальных технологий взаимодействия с семьей и владения аде] ватными методами воздействия, психотерапевтическими при емами. В то же время представленное выше понимание koi сультационной деятельности психолога образования ка психотерапевтически ориентированного процесса краткосро* ного информирования клиентов может быть распространи и на консультационную деятельность психолога в систе! специального образования.
1 В частности, дискутируется вопрос о специфике позиционирования холога в консультировании и психокоррекционной работе с семьями, ИМ щими различный социокультурный уровень [104].
г Л ABA 2. Особенности консультирования детей младшего школьного возраста и подростков1
Общепринятыми целями психологического консультиро-ания являются развитие способности клиента совершать осознанный выбор при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера, углубление понимания всего происходящего в жизненном пространстве. При работе с детьми младшего школьного возраста можно поставить под сомнение достижение подобных целей. Как справедливо отмечает И.В. Бачков, «...если принять рубинштейновское понятие субъекта и его идею о роли самосознания и рефлексии в становлении субъекта... то мы придем к выводу, что только в начале подросткового возраста (10-12 лет) открывается первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития» [22, 146]. Однако психологическое консультирование в своем исходном определении ориентировано на уже достаточно развитую личность как субъекта, способного активно и, самое главное, самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Более того, для детей начального звена школы даже «...создание условий, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудности со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия...» вряд ли возможно. Как справедливо отмечает тот же автор далее, «...не приходится говорить о сознательной выработке ценностной позиции ранее подросткового возраста» [22, 135, 147].
Таким образом, основная идея и цель психологического консультирования в ее классическом исполнении в младшем школьном возрасте (тем более в условиях обучения Детей с явной несформированностью как познавательной, Так и эмоционально-личностной сферы) не может быть достигнута.
Возникает вполне закономерный вопрос — каково может Ь1ть содержание психологического консультирования с детьми школьного возраста и может ли оно вообще суще-
Гл ТеРиалы по профконсультированию подростков, изложенные в данной со Ве> ^Ыли любезно предоставлены доктором психологических наук, профес-Ром Н.С. Пряжниковым.
ствовать как одно из направлений деятельности психолог в начальной школе?
Ответ на этот вопрос можно считать положительным, еслг» рассмотреть вопрос психологического консультирования де тей младшего возраста в рамках кратковременного и пре имущественно одноразового воздействия в следующих ситу ациях:
• при внезапном появлении дизадаптивного состояния1, связан
ного с невыраженным аффектом, которое нарушает требуемые
в условиях образовательного учреждения поведенческие прави
ла как во время урока, так и на перемене (причем чисто педаго
гическими методами не удается достичь необходимого положи
тельного и продолжительного эффекта);
• после какой-либо физической травмы, когда можно говорить
опять же о выраженном и продолжительном нарушении пове
дения;
• непосредственно после психической травмы (например, после
«выволочки», которую могут устроить родители на глазах свер
стников, после их (родителей) разговора с педагогом и т.п.); кри
терием необходимости даже единичной релаксирующей кон
сультации должно явиться наличие дизадаптивного состояния;
• при внезапном (а не запланированном заранее) запросе педаго
га на консультацию ребенка в связи с тем, например, что учитель
не может продолжать урок из-за каких-то поведенческих особен
ностей ребенка вне зависимости, возникли ли те на уроке как-то
внезапно, или ребенок уже пришел на урок в таком состоянии.
Возможен и ряд других ситуаций, когда может потребоваться «одноразовая» консультационная деятельность психолога.
Консультационная работа психолога в начальных класса необходима при состояниях, которые определяются такими критериями, как:
• внезапность возникновения, особенно когда других, ориентиро
ванных на подобную работу специалистов (например, психиат
ра или психотерапевта, воспитателя ГПД, который имеет хоро
шие эмоциональные отношения с ребенком) нет рядом;
• кратковременность или единичность эпизода; в дальнейшем
либо консультация перерастает в психологическую коррекцию
1 Очевидно, что выраженное нарушение поведения, выходящее за все ра3 ные пределы, в данном случае уже можно рассматривать как острое псЯ> тологическое состояние, и в этом случае нужен не психолог, а психиатр. Во* о разграничении компетенции психолога и психиатра при таких состоЯ1 достаточно сложен и зависит в первую очередь от опыта психолога.
(если к тому будут соответствующие показания), либо ребенок будет направлен к другим специалистам соответствующего профиля, которые есть в образовательном учреждении, либо родителям будет настоятельно рекомендовано обращение к специалистам соответствующего профиля другого учреждения.
Последнее может быть осуществлено только после углуб-енного психологического обследования (в том случае, если н0 це было до этого проведено) и соответствующих выводов (рекомендаций) по его результатам.
В то же время в описываемых выше ситуациях очень сложно разграничить собственно консультационную деятельность психолога (по критерию информационного обеспечения клиентов) и пусть кратковременный, даже единичный, но случай коррек-ционной работы, когда подключаются не просто отдельные психотерапевтические тактики для лучшего осознания передаваемой информации, но процесс работы психолога приобретает ярко выраженную психотерапевтическую ориентацию. Например, когда необходимы релаксирующие тактики, какие-либо другие приемы, выходящие за рамки исключительно психологического содержания. Эта проблема не нашла пока решения. В то же время она особенно значима для системы специального образования, где «всплески» аффективных состояний, немотивированные поведенческие выходки более чем вероятны, а психиатров для оказания помощи в таких случаях в штате учреждения нет. Точно так же заставить родителей обратиться в соответствующие медицинские учреждения за специализированной помощью, как правило, не представляется возможным.
Аналогичное поведение специалиста в случае возникновения подобных ситуаций можно рекомендовать и в консультационной работе с подростками. Но чем старше ребенок, чем менее выражены отклонения в развитии, тем более могут быть использованы общепринятые подходы к этому направлению Деятельности психолога: осознание ценностей и смыслов жиз-Ни> понимание и осознание нравственных норм и правил по-ВеДения, — все то, что составляет традиционное содержание к°нсультирования.
Существует еще одна важная область психологического °НсУльтирования подростков — это профессиональная ори-ентация.
традиционный смысл профконсультационной помощи заклю-
еТся в выдаче старшекласснику рекомендаций о выборе под-ей для него профессии или сфере деятельности. Осно-
ванием для такого рода рекомендаций является изучение * честв подростка и их сопоставление с требованиями рассм риваемой профессии. Однако такой подход специалисты в эт области (Н.С. Пряжников и другие) рассматривают как непрофессиональный.
В современном понимании профориентационное консуЛь тирование рассматривается как постепенное формирование подростка внутренней готовности к осознанному и самосто* тельному выбору профессии, корректировка и реализация своих профессиональных планов и перспектив [89].
Системность профориентационной работы определяет неразрывную связь между профессиональным и личностным самоопределением. В современных условиях на первый план должно выдвигаться нравственно-ценностное самоопределение.
В рамках такого подхода к построению профориентационной работы выделяют следующие приоритеты [77]):
1. Постепенное формирование у подростков умения прогнозиро
вать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспекти
ве: отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению
к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист,
менеджер, телохранитель, фотомодель, в том числе и психолог);
2. Помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не
только к привлекательным профессиям, но и к тем, которые при
ходится выбирать вопреки первоначальному желанию.
(Подобное явное несоответствие между желаемой профессией
и собственными, зачастую неосознаваемыми, возможностями
мы наблюдаем у детей, обучающихся в системе специального
образования, то есть у детей не только с особыми образователь
ными потребностями, но и с прийципиально ограниченными воз
можностями адаптации к привлекающей их профессии. Это
предъявляет определенные требования и накладывает жесткие
ограничения на организацию профориентационной деятельно
сти психолога образования. В том случае, если профессиональ
ное самоопределение подвержено влиянию объективных фак
торов, как приведено выше, личностное, тем более ценностно-
нравственное самоопределение чаще зависит от самого
человека1. Системная деятельность психолога должна включать
в себя адекватные средства для формирования у старшекласс
ников внутренней готовности к самоопределению).
1 Именно с этой точки зрения необходим, в первую очередь, строгий ' лиз особенностей аффективно-эмоционального и личностного развития п< стка. Очевидно, что в ситуации отклоняющегося развития эти особенЖ (как наиболее поздно формирующиеся) оказываются в определенной сте недосформированными и могут иметь искаженное влияние на самоопреД ние молодого человека.
о общем плане профориентационное консультирование лсет проходить в двух взаимосвязанных видах:
1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуаль
ным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
2) постепенное формирование у подростка основы для личностно
го и профессионального самоопределения.
Основные правила подготовки к проведению консультирования были разработаны Н.С. Пряжниковым [89; 90]. Автор рассматривает следующие этапы:
первый этап — определение цели консультации (для учащихся — в виде доступных для понимания инструкций, для самого себя — внутренняя позиция консультирования, учитывающая особенности подростков);
второй этап — подбор методик и теоретического материала, соответствующих цели консультации;
третий этап — планирование консультации по времени (по минутам), при этом желательно выполнение следующих условий:
• вначале - мотивировка учащихся (соответствующими методи
ками или неожиданными, интригующими вопросами для обсуж
дения);
• далее - предложение чего-то более серьезного, заставляюще
го задуматься;
• ближе к концу - предложение чего-нибудь «вкусненького», мо
жет быть даже сбивающего с толку неожиданным поворотом рас
суждений, парадоксальностью и т.п.
Не обязательно стремиться к полной завершенности консультирования и однозначности выводов, можно успешно использовать широко известный «эффект незавершенного действия».
Важно сделать консультирование целостным и логически Свершенным, соответствующим поставленной цели. Это означает, что формальная инструкция методики или цель за-ятия должны быть выполнены.
Также важно подобрать резервные темы для обсуждения резервные методики для такой ситуации, когда подрост-и Примут правила игры.
важным условием является использование психологом лько тех методик и тем, которыми он владеет достаточно
хорошо. При этом необходимо учитывать общий уровень товности самих учащихся работать с методиками и степей адекватности методик и тем обсуждения интеллектуальны* возможностям подростков и уровню их личностной зрелости В значительно большей степени, нежели в общеобразователь' ной школе, эти условия должны быть соблюдены в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
При планировании группового занятия следует помнить что естественным его продолжением часто является индивидуальная профконсультация, поскольку многие подростки нуждаются в индивидуальных условиях работы с психологом. Многие из них в большей или меньшей степени осознают свою некомпетентность во многих вопросах, тем более связанных с выбором жизненного пути. Но обсудить это на виду у всех не решаются и просят специалиста поговорить наедине.
Поведение детей при консультировании часто представляет собой большую проблему для специалиста. Это особенно видно при расторможенности учащихся. Иногда возникает даже поведенческая неадекватность, невозможность длительного сосредоточенного внимания и многие другие, характерные для системы специального образования, особенности поведения и состояния подростков. Это может проявиться не только в условиях группового консультирования, но также и при индивидуальной работе. Поэтому психолог должен обладать умением хорошо контролировать ситуацию. Среди нескольких советов владения ситуацией во время консультирования можно говорить о следующем. Необходимо поддерживать достаточно высокую динамику проведения занятия, чтобы в течение определенного времени дети просто не успевали отвлечься. В то же время в арсенале психолога должно был достаточное количество дополнительных оригинальных и увлекательных тем, чтобы, видя снижение мотивации, переключить внимание подростков на новый материал. В ус лови ях коррекционной школы это необходимо делать более част чем при консультировании в массовом образовании.
К сожалению, профессиональное консультирование по,Я ростков в системе специального образования разработано яв* недостаточно. У выпускников системы специального обр зования часто возникают серьезные проблемы с получений адекватной своим возможностям профессии, устройством Я работу.