1. Всегда следует начинать беседу с педагогом с того, каким он видит ребенка. Имеет смысл уточнить: «Насколько вам кажется поведение ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»
2- Далее необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не только жалобы и претензии педагога, но и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений. Прежде чем приступить к следующему этапу консультирования, психолог должен для самого себя определить, до какой степени мнение педагога является совпадающим с его собственным мнением о Ребенке и его проблемах и может ли он немедленно приступить к обсуждению детских проблем или же ему понадобится какое-то время для обдумывания ситуации.
- Оль же утилитарный подход педагоги часто проявляют и по отношению Тельности школьного консилиума (см. раздел V).
Достаточно часто последовательность двух первых консультирования может быть и обратной: вначале педгц предъявляет те или иные жалобы, описывает те или иные цп блемы ребенка, а после этого целесообразно поговорить о то каким в целом видит педагог ребенка безотносительно предъят ляемых претензий.
|
|
3. Этап собственно консультирования педагога в отношении тех или
иных проблем конкретного ребенка, группы детей (класса в це
лом). Не следует употреблять собственно психологическую тер
минологию, а по возможности выбирать понятные для непсихо
лога понятия и определения. Эффективность этого этапа будет
в первую очередь зависеть от толерантности психолога, его зна
ния детей, обсуждаемого ребенка, от умения обосновывать и
убеждать другого человека. Достаточно часто педагогу требу
ется определенное время для того, чтобы обдумать полученную
информацию. Поэтому вся информация должна быть разумно до
зирована, а не «выдана» за один прием.
Благоприятным можно считать тот случай, когда педагог повторно обращается к психологу через некоторое время с аналогичным вопросом и это может, в свою очередь, являться поводом для более углубленного объяснения состояния ребенка по отношению к предъявленным проблемам.
4. Активное проявление интереса психолога к тому, насколько по
лезными оказались его рекомендации и какие из них действитель
но работают. Это окажется полезно не только с психотерапевти
ческой стороны, но и чрезвычайно важно для самого психолога.
Таким образом, можно говорить о том, что речь может идти не о единичном факте консультирования педагога, но о процессе психологического сопровождения педагога как важнейшего участника образовательного процесса.